Судья Лащенова Е.В. Апелляционное дело № 33а-889/2019
Докладчик Орлова И.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2019 года город Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Перцеве Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары к Кузьминой Людмиле Фирсовне о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, поступившее по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Кузьминой Л.Ф. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары (далее - Инспекция ФНС России по г. Чебоксары, Инспекция) обратилась в суд с иском к Кузьминой Л.Ф. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 15699 руб., пени за период с 02.12.2017 по 14.12.2017 в размере 63, 87 руб., мотивируя требования тем, что Кузьмина Л.Ф. в соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, так как ей на праве собственности с 14.11.2001 г. принадлежит земельный участок площадью .... В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от 06.08.2017 № 38153750, в котором содержалась сумма земельного налога за 2016 год, подлежащая уплате в бюджет в размере 17865 руб., в срок до 01.12.2017. В установленные законом сроки административным ответчиком обязанность по уплате земельного налога не исполнена. За несвоевременную уплату налога начислены пени.
Инспекция ФНС России по г. Чебоксары предложила Кузьминой Л.Ф. погасить имеющуюся задолженность по земельному налогу, направив требование от 15.12.2017 № 33620 со сроком исполнения до 26.01.2018. Данное требование налогоплательщиком исполнено не было, в связи с чем Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 7 Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанной задолженности.
13.04.2018 мировым судьей судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики был вынесен судебный приказ о взыскании с Кузьминой Л.Ф. в пользу Инспекции ФНС по г. Чебоксары причитающихся к уплате сумм задолженности и пени по земельному налогу, который определением от 10.05.2018 был отменен.
На день подачи административного искового заявления задолженность по земельному налогу в бюджет не перечислена.
Представитель административного истца - Инспекции ФНС России по г. Чебоксары Ефейкина К.В. в судебном заседании требования поддержала, административный ответчик Кузьмина Л.Ф. требования не признала, указывая, что в связи с изменением с 30 марта 2017 года вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, предусматривающего размещение как индивидуального жилого дома, так и гостиничное обслуживание, земельный налог подлежит исчислению с применением дифференцированных налоговых ставок: под жилым домом площадью 537, 40 кв.м. по ставке 1,5 процента, оставшаяся площадь 748,60 кв.м. по ставке 0,1 процента.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 декабря 2018 года требования ИФНС России по г. Чебоксары удовлетворены.
Не согласившись с данным решением административным ответчиком подана апелляционная жалоба и дополнения к ней на предмет отмены и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указано на неверное применение судом норм материального права. В обоснование приводит доводы о том, что земельный налог подлежит исчислению исходя из доли фактического использования земельного участка в соответствии с каждым из разрешенных видов использования, поскольку в жилом доме ... Кузьмина Л.Ф. проживает со своей семьей, дополнительные площади которого используются для размещения гостей. Дополнение вида разрешенного использования земельного участка внесено в Единый государственный реестр недвижимости 30.03.2017, в связи с чем, полагает, что налог подлежит исчислению по завышенной ставке за 2017 год.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Инспекцией ФНС России по г. Чебоксары представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Кузьмина Л.Ф. поддержала доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представитель Инспекции ФНС России по г. Чебоксары Афанасьев Ю.Г. просил оставить оспариваемое решение без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок ..., относящийся к землям населенных пунктов, расположенный по адресу: ... ранее имел вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Собственником указанного земельного участка является Кузьмина Л.Ф., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись о регистрации от ...
На указанном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером ... принадлежащий в равных долях Кузьминой Л.Ф., ...
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель от 16.12.2015 г. Кузьмина Л.Ф. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению).
Письмом от 05.02.2016 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике сообщило Управлению Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике о выявленном в ходе осуществления государственного земельного надзора в период с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. факте нецелевого использования земель, в частности, использовании Кузьминой Л.Ф. принадлежащего ей земельного участка для размещения гостиницы.
Постановлением администрации города Чебоксары от 27.01.2017 № 249, в числе прочего, предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ... (зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)) для размещения жилого дома с встроено-пристроенными нежилыми помещениями под гостиничное обслуживание.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... на «для индивидуального жилищного строительства, гостиничное обслуживание» внесены 29 марта 2017 года на основании заявления представителя собственника ... о государственном учете изменений объекта недвижимости от 23.03.2017 № 21-0-1-96/3001/2017-734 и приложенных к нему документов.
Сведений о пересмотре кадастровой стоимости материалы дела не содержат.
06.08.2017 Инспекцией ФНС России по г. Чебоксары направлено Кузьминой Л.Ф. уведомление № 38153750 об оплате земельного налога в размере 17865 руб. до 01.12.2017, исчисленного из его кадастровой стоимости в размере ... руб. по налоговой ставке 1,5 процента.
15.12.2017 Кузьминой Л.Ф. выставлено требование № 33620 об уплате земельного налога в размере 17865 руб. со сроком исполнения до 26.01.2018.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером ... налоговой ставки в размере 1,5 процента за налоговый период 2016 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387), устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно статьи 10.2 Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления, утв. решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 № 1287, налоговая ставка составляет 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, в том числе в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства; 0,1 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом (за исключением земельных участков, занятых домами многоэтажной жилой застройки) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии со статьями 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ).
Указанный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1.
Статьей 42 Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО «...» в 2015 году, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 № 187, видами разрешенного использования земельных участков зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) служат, в числе прочего, код классификатора 2.1 «для индивидуального жилищного строительства».
Реализация права, предусмотренного частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации по получению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка «под гостиничное обслуживание» осуществлено Кузьминой Л.Ф.
В пределах предоставленных полномочий принято постановление администрации города Чебоксары от 27.01.2017 № 249 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства».
Таким образом, учитывая выявленный уполномоченным органом по государственному земельному надзору факт нецелевого использования земельного участка с кадастровым номером ... под гостиничное обслуживание (акт от 16.12.2015), подтвержденный административным ответчиком в судебном заседании, оснований для исчисления земельного налога за 2016 год исходя из льготной ставки в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка, используемой в отношении земельных участков, предоставленных для обслуживания жилого дома, вопреки доводам апелляционной жалобы, у налогового органа не имелось.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно взыскал задолженность по земельному налогу и пени с административного ответчика.
Ссылки административного ответчика на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в определении от 9 февраля 2017 года № 212-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казакова Николая Павловича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации» административным истцом при исчислении спорного земельного налога соблюдены, поскольку размер налога определен из кадастровой стоимости земельного участка, сведения о котором имелись в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года. Оснований для применения размера процентной ставки по аналогии с применением размера кадастровой стоимости земельного участка не имеется.
Также судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы со ссылкой на сведения, содержащиеся в справке ООО «...» от 7 февраля 2018 года № 34/18 о площади застройки здания в размере 537,40 кв.м., незастроенной площади в размере 748,60 кв.м., основанных необходимостью исчисления земельного налога по правилам пункта 2 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из доли фактического использования земельного участка в соответствии с каждым из разрешенных видов использования.
Согласно указанной нормы, налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Согласно части 1 статьи 15 и части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации признает жилым домом индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2).
Одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Учитывая, что жилой дом площадью 1047,1 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... находится в пределах земельного участка с кадастровым номером ..., сформированного, в числе прочего, для его обслуживания, отсутствие доказательств раздела жилого дома с выделом из него площадей, используемых под гостиничное обслуживание, основания для исчисления земельного налога по правилам пункта 2 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Кузьминой Л.Ф. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 декабря 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Карлинов С.В.
Судьи: Орлова И.Н.
Алексеев Д.В.