Решение по делу № 2-964/2021 от 08.10.2021

Дело № 2-964/2021

УИД 29RS0017-01-2021-001642-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Няндома 18 ноября 2021 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Моисеева И.В.,

представителя ответчика администрации Няндомского муниципального района Архангельской области Изотовой А.А.,

при секретаре Савельевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Няндомского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №3 города Няндома», администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности обеспечить оснащение здания образовательного учреждения системой охранной сигнализации и оборудовать системой контроля и управления доступа, по финансированию указанных мероприятий,

установил:

прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №3 города Няндома» (далее - МБОУ «Средняя школа №3 города Няндома»), администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности (далее – администрация) обеспечить оснащение здания образовательного учреждения системой охранной сигнализации и оборудовать системой контроля и управления доступа, по финансированию указанных мероприятий, в обоснование иска указав, что в результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства МБОУ «Средняя школа №3 города Няндома» в сфере соблюдения законодательства о противодействии терроризму, установлено, что здание образовательного учреждения не оснащено системой охранной сигнализации, а также не оборудовано системой контроля и управления доступа. Поскольку МБОУ «Средняя школа №3 города Няндома» является бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, то в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность по финансированию оснащения системой охранной сигнализации и оборудованию системой контроля и управления доступа, должна быть возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются в соответствии с п. 1.6 Устава образовательного учреждения администрацией. Просит обязать МБОУ «Средняя школа №3 города Няндома» обеспечить оснащение здания образовательного учреждения системой охранной сигнализации и оборудование системой контроля и управления доступа в срок до 31 декабря 2022 года, обязать администрацию Няндомского муниципального района профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Моисеев И.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа №3 города Няндома» в судебное заседание не явился, согласно полученной телефонограмме просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика администрации Няндомского муниципального района Архангельской области Изотова А.А. с исковыми требованиями согласилась.

Суд, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что МБОУ «Средняя школа №3 города Няндома» осуществляет образовательную деятельность.

Из Устава данного бюджетного учреждения следует, что ее учредителем и собственником ее имущества является Няндомский муниципальный район Архангельской области, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Няндомского муниципального района Архангельской области (п.1.6).

Согласно п. 2.8 устава МБОУ «Средняя школа №3 города Няндома» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников Школы.

Школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность жизни и здоровья обучающихся, работников Школы (п.2.10 Устава).

В ходе проведенной прокуратурой Няндомского района Архангельской области проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму установлено, что здание образовательного учреждения не оснащено системой охранной сигнализации, а также не оборудовано системой контроля и управления доступа.

Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Согласно паспорту безопасности МБОУ «Средняя школа №3 города Няндома», утвержденному директором школы 25 декабря 2019 года, названному образовательному учреждению присвоена вторая категория объекта.

Федеральным законом от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно подп. «а» и «б» п.4 и п.6 ч.1 ст.3 Федерального закона №35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (подп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона №35-ФЗ).

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение указанных выше положений Закона № 35-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требование), которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере его деятельности.

Из п. 14 Требований следует, что всем объектам (территориям) присваивается категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в п.13 этих Требований.

В силу п. 25, 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24, предписано оборудовать объекты (территорий) системой охранной сигнализации, а также системой контроля и управления доступом.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п.п.2, 15 ч.3 ст.28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, а следовательно, здание образовательного учреждения должно быть оснащено системой охранной сигнализации и оборудовано системой контроля и управления доступа. При этом возложение на собственника имущества и учредителя, администрацию Няндомского муниципального района Архангельской области обязанности по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, согласуется с приведенными выше правовыми нормами.

На основании изложенного исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Проанализировав положения вышеприведенных норм закона, а также фактические обстоятельства данного дела, суд, с учетом соблюдения интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятные и безопасные условия получения образования, находит возможным установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года в части требований о возложении на МБОУ «Средняя школа №3 города Няндома» обязанности по оснащению здания образовательного учреждения системой охранной сигнализации и оборудовать системой контроля и управления доступа.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с положениями ст.333.19 Налогового кодекса РФ за рассмотрение требований неимущественного характера, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, с ответчика МБОУ «Средняя школа №3 города Няндома» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета Няндомского муниципального района Архангельской области.

В силу пп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик администрация Няндомского муниципального района Архангельской области освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Няндомского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №3 города Няндома», администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности обеспечить оснащение здания образовательного учреждения системой охранной сигнализации и оборудовать системой контроля и управления доступа, по финансированию указанных мероприятий, удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 города Няндома» обеспечить в срок до 31 декабря 2022 года оснащение здания образовательного учреждения системой охранной сигнализации и оборудовать системой контроля и управления доступа.

Обязать администрацию Няндомского муниципального района Архангельской области профинансировать указанные мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №3 города Няндома» в доход бюджета Няндомского муниципального района Архангельской области государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.Н. Воропаев

Мотивированное решение составлено 23 ноября 2021 года.

2-964/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Няндомского района Шадрин Р.А.
Ответчики
МБОУ "Средняя школа №3 г. Няндома"
Администрация МО "Няндомский муниципальный район"
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Воропаев Е.Н.
Дело на странице суда
nyandomasud.arh.sudrf.ru
08.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2021Передача материалов судье
13.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2021Подготовка дела (собеседование)
28.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее