Решение по делу № 33-3189/2022 от 01.09.2022

Дело №33-3189                                                                                         Судья Петров В.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 сентября 2022 года                                                                                           город Тула

            Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бобковой С.А.

судей Полосухиной Н.А., Сенчуковой Е.В.

при секретаре Печникове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Капралова А.В. на решение Щекинского межрайонного суда Тульской области от 07.07.2022 года по гражданском делу №2-1388/2022 по иску Капралова А.В. к Фонду капитального ремонта Тульской области об обязании прекратить выставлять счета по взносам на капитальный ремонт, перечислить полученные суммы таких взносов.

Заслушав доклад судьи Бобковой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Капралов А.В. обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта Тульской области об обязании прекратить выставлять счета по взносам на капитальный ремонт, перечислить уплаченные суммы таких взносов, указав, что на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. он (истец) является собственником квартиры расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Поскольку в данном доме, 1950 года постройки, капитальный ремонт бывшим наймодателем не проводился, полагает, что взносы на капитальный ремонт, которые ему стали начисляться ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ, им (Капраловым А.Е.) уплачиваться не должны. С ДД.ММ.ГГГГ плата за капитальный ремонт включена в квитанцию на оплату за содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг, в связи с чем внесенная на основании данной квитанции денежная сумма распределяется пропорционально между всеми организациями-получателями платежей, указанных в платежном документе. В направляемых ему (Капралову А.В.) платежных документах указана его задолженность Фонду капитального ремонта Тульской области в размере 29386,28 руб. Полагает, что обязанность вносить взносы на капитальный ремонт возникает у собственников жилых помещений только после исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома.

На основании изложенного, истец Капралов А.В. просил суд обязать Фонд капитального ремонта Тульской области прекратить выставлять ему счета по взносам на капитальный ремонт, перечислить уже полученные от него суммы таких взносов на счета ООО «ЩУК», АО «ЩЖКХ», ООО «Хартия», уведомив об этом АО «ОЕИРЦ».

Определением Щекинского межрайонного суда Тульской области от 01.06.2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ЩУК», АО «ЩЖКХ», ООО «Хартия», АО «ОЕИРЦ».

В судебном заседании истец Капралов А.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта Тульской области по доверенности Лёвкин Е.Е. иск не признал, полагая требования незаконными.

Представители третьих лиц ООО «ЩУК», АО «ЩЖКХ», ООО «Хартия», АО «ОЕИРЦ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением Щекинского межрайонного суда Тульской области от 07.07.2022 года в удовлетворении исковых требований Капралову А.В. отказано.

В апелляционной жалобе Капралов А.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением и неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее Фонда капитального ремонта Тульской области, выслушав пояснения Капралова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Капралова А.В. Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, в порядке приватизации на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. с администрацией муниципального образования Щекинский район Тульской области Капралов А.В. является собственником квартиры , расположенной по адресу: <адрес>.

    Обращаясь в суд с данным иском, Капралов А.В. указал, что капитальный ремонт жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, 1950 года постройки, бывшим наймодателем до настоящего времени не проведен, однако, с ДД.ММ.ГГГГ Фонд капитального ремонта Тульской области выставляет счета на оплату взносов на капитальный ремонт, что он (истец) считает незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст.249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Как предусмотрено ч.1 ст.38 ЖК РФ, при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

На основании ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В силу ч.1 ст.158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Как разъяснено в п.п.26,29,14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ). Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса РФ (п.2 ст.8.1, ст.ст.218,219,223, п.4 ст.1152 ГК РФ).

В соответствии со ст.44 ГК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (ч.1).

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в частности, принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта (п.1 ч.2).

Как предусмотрено ч.3 ст.170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Доказательств принятия собственниками помещений многоквартирного дома по <адрес> решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете суду не представлено, в связи с чем, разрешая спор, суд перво    й инстанции правильно исходил из того, что по данному МКД взносы на капитальный ремонт подлежат перечислению собственниками помещений на счет регионального оператора.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом РФ.

Функциями регионального оператора, согласно ст.180 ЖК РФ, являются, в т.ч., аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в т.ч. из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета и пр.

Согласно ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч. в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В соответствии с Законом Тульской области от 27.06.2013г. №1958-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области» региональный оператор создается правительством Тульской области, является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Функциями регионального оператора являются, в т.ч., аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

С целью обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области, постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О создании специализированной некоммерческой организации – «Фонд капитального ремонта Тульской области» создан региональный оператор.

Согласно Уставу основными целями деятельности Фонда капитального ремонта Тульской области являются обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области, и обеспечение финансирования капитального ремонта за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Как усматривается из материалов дела, являясь региональным оператором, Фонд капитального ремонта Тульской области ежемесячно начисляет Капралову А.В., как собственнику жилого помещения в МКД, взнос на капитальный ремонт, при этом плата включена в платежный документ наряду с платой за водоснабжение, водоотведение в пользу АО «Щекинское ЖКХ», за содержание ОИ ЭЭ и ХВ, содержание жилья в пользу ООО «ЩУК», за обращение с ТКО в пользу ООО «Хартия» (л.д.27).

Согласно ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, ч.8 ст.170 и ч.5 ст.181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч.8.1 ст.156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (ч.1).

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка или о признании населенного пункта закрывающимся (ч.2).

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч.5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (ч.3).

Частью 8 ст.170 ЖК РФ предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

В силу ч.5 ст.181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с ч.4 ст.190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В соответствии с ч.1 ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В силу ч.2 ст.168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч.3 ст.168 ЖК РФ).

Многоквартирный жилой дом по <адрес>, в котором расположена квартира истца, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденную постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. , которое было опубликовано в газете «Тульские известия» ДД.ММ.ГГГГ. и вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно названной программе по многоквартирному дому , расположенному по адресу: <адрес>, запланированы следующие виды работ капитального характера: ДД.ММ.ГГГГ. – капитальный ремонт крыши, домовой системы электроснабжения, ДД.ММ.ГГГГ. – капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, водоснабжения, ремонт фасада; ДД.ММ.ГГГГ. – капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения.

В соответствии с ч.3 ст.169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений указанного многоквартирного дома с октября 2014г.

В период ДД.ММ.ГГГГ. в указанном МКД в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах был произведен капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт крыши, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства (акты о приемке выполненных работ со сметами, справка о стоимости выполненных работ и затрат).

Доводы апелляционной жалобы Капралова А.Е. о том, что Фонд капитального ремонта Тульской области не имеет права начислять взносы на капитальный ремонт, а он (истец) не обязан их оплачивать, поскольку до настоящего времени бывший наймодатель не исполнил возложенную на него законом обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, - нельзя признать состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

В Постановлении от 12.04.2016 года №10-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положение ч.1 ст.169 ЖК РФ, не затрагивая порядок исполнения бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта многоквартирных домов, по своему буквальному смыслу, не освобождает собственников приватизированных жилых помещений в многоквартирных домах, в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется указанная обязанность, от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах в целях финансирования проведения последующих капитальных ремонтов; названная норма, закрепляющая в качестве общего правила обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и как таковое не противоречит Конституции Российской Федерации.

Законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 г. №10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом РФ порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (п.1 резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2019г. №577-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Исходя из этого Федеральным законом от 20.12.2017г. №399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.

В соответствии со ст.190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен (ч.1).

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч.2).

Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч.3).

Обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирном доме, используются на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч.4).

Таким образом, возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома на бывшего наймодателя (орган местного самоуправления) возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта и при установлении совокупности условий, указанных в ч.1 ст.190.1 ЖК РФ.

Истец Капралов А.Е. не отрицал, что решения суда, обязывающего бывшего наймодателя (орган местного самоуправления, администрацию муниципального образования) произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по <адрес> не имеется.

Допустимых доказательств, объективно подтверждающих нуждаемость указанного МКД в капитальном ремонте на момент первой приватизации жилого помещения в нем, суду не представлено, как и доказательств того, что до даты приватизации первого жилого помещения в указанном многоквартирном доме он был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату.

Таким образом, суд первой инстанции, разрешая возникший спор, пришел к правильному выводу о том, что положения ст.169 ЖК РФ не затрагивают порядок исполнения бывшим наймодателем обязанности произвести капитальный ремонт МКД, если он был необходимо на момент приватизации в нем жилого помещения, и не освобождают собственников приватизированных квартир в таких домах (в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется указанная обязанность) от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД в целях финансирования проведения будущих капитальных ремонтов. Основания, по которым истец Капралов А.В. полагает незаконным начисление ему взноса на капитальный ремонт, не относятся к указанным в ч.1 ст.169 ЖК РФ случаям, предусмотренным вышеприведенными ч.2 ст.169, ч.8 ст.170 и ч.5 ст.181 ЖК РФ, когда у собственники помещений в многоквартирном доме не обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Положения ст.190.1 ЖК РФ также не свидетельствуют о незаконности начисления Фондом капитального ремонта Тульской области Капралову А.В. взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных исковых требований и по заявленным истцом основаниям.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в т.ч. и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного решения, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не опровергают правильность и законность выводов суда, изложенных в решении.

На основании изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Щекинского межрайонного суда Тульской области от 07.07.2022 года по доводам апелляционной жалобы Капралова А.В.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Щекинского межрайонного суда Тульской области от 07.07.2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Капралова А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-3189/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Капралов Александр Васильевич
Ответчики
Фонд капремонта ТО
Другие
ООО "ЩУК"
АО "ОЕИРЦ"
Филиал Тульский ООО "Хартия"
АО "ЩЖКХ"
Левкин Евгений Евгеньевич
Суд
Тульский областной суд
Судья
Бобкова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
14.09.2022Судебное заседание
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2022Передано в экспедицию
14.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее