Судья Суржикова А.В.
Дело № 2-413/2022 (№ 13-3/2024)
Дело № 33-208/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 марта 2024 г. г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
при секретаре Мерзляковой А.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по частной жалобе федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» на определение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 18.01.2024, которым постановлено:
В удовлетворении заявления федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» о прекращении исполнительного производства, отказать.
Заслушав доклад судьи Серга Н.С., суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казённое учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» (далее - ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области, учреждение) обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Заявление мотивировано тем, что решением Облученского районного суда Еврейской автономной области от 05.08.2022 на ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области возложена обязанность в срок до 01.07.2023 провести проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций зданий и сооружений; установить двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров здания «Лечебный корпус»; в зданиях «Общежитие для осуждённых» и «Общежитие для туберкулёзных больных на 300 мест» организовать проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц; обеспечить хранение технической документации на системы противопожарной защиты на объектах; привести в исправное состояние средства пожарной безопасности (автоматическую пожарную сигнализацию) в зданиях учреждения; оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здания учреждения.
11.12.2023 Главным управлением Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства
№ <...>-<...>
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <...> № <...> <...> (далее - приказ Минюста России от <...> № <...>) принято решение о ликвидации ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области. Информация о предстоящей ликвидации размещена в Вестнике государственной регистрации от <...> № <...> (№ <...>). Ликвидация ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области влечёт невозможность исполнения решения суда и согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит прекращению.
В судебном заседании представитель взыскателя - прокуратуры Еврейской автономной области ЭК.А. пояснила, что возможность исполнения заявителем решения суда не утрачена, в учреждении отбывают наказание 77 осуждённых, находятся сотрудники учреждения, решение суда не исполнено, нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены, что влечёт нарушения прав лиц, находящихся в зданиях учреждения. Отметила, что по указанным основаниям, заявление
ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области о прекращении исполнительного производства удовлетворению не подлежит.
Представитель ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области СМ.Г. в судебное заседание не явилась, представила дополнение к заявлению, в котором указала, что в соответствии с пунктом 1.7 Устава ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области учреждение является получателем бюджетных средств, собственных финансовых средств не имеет. ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области были направлены запросы для выделения финансирования в УФСИН России по Еврейской автономной области, по состоянию на 01.07.2023 денежные средства на исполнение решения суда не выделены.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Еврейской автономной области НВ.В. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором заявление ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области о прекращении исполнительного производства поддержала, указав об утрате ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области возможности исполнения решения суда в связи с производством в отношении учреждения ликвидационных мероприятий, а также вывозом осуждённых, который планируется завершить до 01.03.2024.
Представитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлён надлежащим образом.
Суд постановил указанное определение.
В частной жалобе, дополнении к ней представитель должника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области СМ.Г. просит определение отменить, исполнительное производство в отношении учреждения прекратить, исполнительный лист от <...>
№ <...>, выданный Облученским районным судом Еврейской автономной области по делу № <...>, признать недействительным.
Мотивируя жалобу, указала, что ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области является некоммерческой организацией, не имеет собственных денежных средств, финансовое обеспечение осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
Для устранения недостатков, указанных в решении суда, необходимы денежные средства в размере 6 213 316 рублей.
ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области находится в процессе ликвидации, численность осуждённых по состоянию на 21.02.2024 составляет 21 человек. Все осуждённые размещены в здании «Приёмное отделение и санпропускник» (здание приёмно-диагностического отделения). Из акта проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации, установленной на объектах ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области от 27.06.2023, в здании приёмно-диагностического отделения средства пожарной безопасности приведены в исправное состояние, заменены 4 дымовых извещателя, 1 ИПР, произведена настройка в системе оповещения. Согласно графику вывоза осуждённых на 01.03.2024 все осуждённые будут вывезены из учреждения.
Указала, что расходование бюджетных средств в размере более 6 000 000 рублей на учреждение, которое прекратит своё существование через шесть месяцев, является не разумным и экономически не целесообразным.
Кроме того, иск был подан в интересах неопределённого круга лиц, то есть в интересах отбывающих своё наказание в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области осуждённых, но после 01.03.2024 осуждённых в учреждении не будет.
Полагает, что ликвидация ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области влечёт невозможность исполнения мероприятий, предусмотренных решением суда от 05.08.2022.
В отзыве на частную жалобу представитель ФСИН России, УФСИН России по Еврейской автономной области НВ.В. доводы, указанные в ней, поддержала.
Считает, что вывод суда об отсутствии правовых оснований для прекращения исполнительного производства, поскольку возможность исполнения требований должником не утрачена, не соответствует обстоятельствам дела.
Указала, что в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области содержится 21 осуждённый отряда ХЛО (не являющиеся больными) для обеспечения функционирования котельной учреждения до окончания отопительного сезона. Указанные осуждённые находятся в помещении приёмно-диагностического отделения ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области.
Согласно приказу ФСИН России от <...> № <...> <...> завершение ликвидационных мероприятий запланировано на 01.09.2024.
При таких обстоятельствах, исполнение решения суда об устранении требований пожарной безопасности в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области стоимостью более 6 000 000 рублей является необоснованным расходованием средств федерального бюджета. В 2024 году УФСИН России по Еврейской автономной области доведены лимиты бюджетных обязательств на пожарную безопасность в размере
700 000 рублей, которые распределены в учреждения УФСИН России по Еврейской автономной области.
В возражениях на частную жалобу прокурор Облученского района Еврейской автономной области ЭК.А. просит определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Полагает прекращение исполнительного производства преждевременным ввиду фактического и формального существования должника (до момента его ликвидации), а также в связи с наличием неисполненного решения суда.
Кроме того, указала, что избранный должником способ прекращения исполнительного производства является ненадлежащим, поскольку Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») предусмотрено иное основание прекращения исполнительного производства в случае ликвидации юридического лица.
В возражениях на частную жалобу заместитель прокурора Еврейской автономной области ПП.В. с доводами, указанными в ней, не согласился.
Указал, что заявление о прекращении исполнительного производства является преждевременным, реальная возможность исполнения исполнительного документа не утрачена. На территории учреждения содержатся осуждённые, ведётся деятельность работниками учреждения и его обслуживающим персоналом. Таким образом, имеется и потребность в проживании осуждённых и работе персонала в условиях, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности.
Прекращение исполнительного производства в связи с нецелесообразностью исполнения решения суда действующим законодательством не предусмотрено. В случае ликвидации учреждения судебный пристав-исполнитель на основании пункта 7 части 2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» самостоятельно прекращает исполнительное производство.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы и дополнения к ней, возражений на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Облученского районного суда Еврейской автономной области от 05.08.2022 удовлетворены исковые требования прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области о понуждении к совершению определённых действий. На ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области возложена обязанность в срок до 01.07.2023 устранить нарушения противопожарной безопасности.
11.12.2023 в отношении должника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области возбуждено исполнительное производство
№ <...>-<...>.
19.09.2023 Министерством юстиции Российской Федерации издан приказ № <...> о ликвидации ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области.
Согласно приказу ФСИН России от <...> № <...> ликвидацию ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области необходимо завершить до 01.09.2024, учреждение считать прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции, исходил из того, что указанные в заявлении обстоятельства, не являются основанием для прекращения исполнительного производства.
Также суд указал, что отсутствие финансирования учреждения ФСИН России для выполнения работ, предусмотренных судебным актом, не свидетельствует об утрате возможности его исполнения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда.
Частью 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлен перечень оснований для прекращения судом исполнительного производства: смерть взыскателя-гражданина (должника), объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказ взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче её взыскателю; иные случаи, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Вышеуказанный перечень носит исчерпывающий характер, не подлежит расширительному толкованию.
Как следует из материалов дела, должником избран способ прекращения исполнительного производства, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» - утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28.01.2021 № 110-О, данное нормативное положение не предполагает произвольного применения и допускает принятие судом соответствующего решения лишь в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы принятое в отношении ФКУ ЛИУ УФСИН России по Еврейской автономной области решение о его ликвидации до 01.09.2024 не является обстоятельством, делающим невозможным исполнение требований исполнительного документа.
Кроме того, прекращение исполнительного производства в связи с ликвидацией организации предусмотрено пунктом 7 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, ликвидация ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области до настоящего времени не завершена, установленные судебным актом нарушения прав неопределённого круга лица не устранены.
Согласно справке от 21.02.2024, подготовленной врио начальника ФКУ ЛИУ УФСИН России по Еврейской автономной области, численность спецконтингента, отбывающего наказание в виде лишения свободы, проживающего в приёмно-диагностическом отделении учреждения, на 21.02.2024 составляет 21 человек.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что учреждение уставную деятельность не прекратило, следовательно, не утратило реальную возможность исполнения исполнительного документа. В связи с чем прекращение исполнительного производства является преждевременным.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что правовых оснований для прекращения исполнительного производства не имеется.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник не лишён права поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение подлежит оставлению без изменения, частная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 333, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Определение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 18.01.2024 оставить без изменения, частную жалобу федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» - без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Серга
Дело № 2-413/2022 (№ 13-3/2024)
Дело № 33-208/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 марта 2024 г. г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
при секретаре Мерзляковой А.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по частной жалобе федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» на определение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 18.01.2024, которым постановлено:
В удовлетворении заявления федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» о прекращении исполнительного производства, отказать.
Заслушав доклад судьи Серга Н.С., суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казённое учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» (далее - ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области, учреждение) обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Заявление мотивировано тем, что решением Облученского районного суда Еврейской автономной области от 05.08.2022 на ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области возложена обязанность в срок до 01.07.2023 провести проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций зданий и сооружений; установить двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров здания «Лечебный корпус»; в зданиях «Общежитие для осуждённых» и «Общежитие для туберкулёзных больных на 300 мест» организовать проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц; обеспечить хранение технической документации на системы противопожарной защиты на объектах; привести в исправное состояние средства пожарной безопасности (автоматическую пожарную сигнализацию) в зданиях учреждения; оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здания учреждения.
11.12.2023 Главным управлением Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства
№ <...>-<...>
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <...> № <...> <...> (далее - приказ Минюста России от <...> № <...>) принято решение о ликвидации ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области. Информация о предстоящей ликвидации размещена в Вестнике государственной регистрации от <...> № <...> (№ <...>). Ликвидация ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области влечёт невозможность исполнения решения суда и согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит прекращению.
В судебном заседании представитель взыскателя - прокуратуры Еврейской автономной области ЭК.А. пояснила, что возможность исполнения заявителем решения суда не утрачена, в учреждении отбывают наказание 77 осуждённых, находятся сотрудники учреждения, решение суда не исполнено, нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены, что влечёт нарушения прав лиц, находящихся в зданиях учреждения. Отметила, что по указанным основаниям, заявление
ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области о прекращении исполнительного производства удовлетворению не подлежит.
Представитель ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области СМ.Г. в судебное заседание не явилась, представила дополнение к заявлению, в котором указала, что в соответствии с пунктом 1.7 Устава ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области учреждение является получателем бюджетных средств, собственных финансовых средств не имеет. ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области были направлены запросы для выделения финансирования в УФСИН России по Еврейской автономной области, по состоянию на 01.07.2023 денежные средства на исполнение решения суда не выделены.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Еврейской автономной области НВ.В. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором заявление ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области о прекращении исполнительного производства поддержала, указав об утрате ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области возможности исполнения решения суда в связи с производством в отношении учреждения ликвидационных мероприятий, а также вывозом осуждённых, который планируется завершить до 01.03.2024.
Представитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлён надлежащим образом.
Суд постановил указанное определение.
В частной жалобе, дополнении к ней представитель должника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области СМ.Г. просит определение отменить, исполнительное производство в отношении учреждения прекратить, исполнительный лист от <...>
№ <...>, выданный Облученским районным судом Еврейской автономной области по делу № <...>, признать недействительным.
Мотивируя жалобу, указала, что ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области является некоммерческой организацией, не имеет собственных денежных средств, финансовое обеспечение осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
Для устранения недостатков, указанных в решении суда, необходимы денежные средства в размере 6 213 316 рублей.
ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области находится в процессе ликвидации, численность осуждённых по состоянию на 21.02.2024 составляет 21 человек. Все осуждённые размещены в здании «Приёмное отделение и санпропускник» (здание приёмно-диагностического отделения). Из акта проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации, установленной на объектах ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области от 27.06.2023, в здании приёмно-диагностического отделения средства пожарной безопасности приведены в исправное состояние, заменены 4 дымовых извещателя, 1 ИПР, произведена настройка в системе оповещения. Согласно графику вывоза осуждённых на 01.03.2024 все осуждённые будут вывезены из учреждения.
Указала, что расходование бюджетных средств в размере более 6 000 000 рублей на учреждение, которое прекратит своё существование через шесть месяцев, является не разумным и экономически не целесообразным.
Кроме того, иск был подан в интересах неопределённого круга лиц, то есть в интересах отбывающих своё наказание в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области осуждённых, но после 01.03.2024 осуждённых в учреждении не будет.
Полагает, что ликвидация ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области влечёт невозможность исполнения мероприятий, предусмотренных решением суда от 05.08.2022.
В отзыве на частную жалобу представитель ФСИН России, УФСИН России по Еврейской автономной области НВ.В. доводы, указанные в ней, поддержала.
Считает, что вывод суда об отсутствии правовых оснований для прекращения исполнительного производства, поскольку возможность исполнения требований должником не утрачена, не соответствует обстоятельствам дела.
Указала, что в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области содержится 21 осуждённый отряда ХЛО (не являющиеся больными) для обеспечения функционирования котельной учреждения до окончания отопительного сезона. Указанные осуждённые находятся в помещении приёмно-диагностического отделения ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области.
Согласно приказу ФСИН России от <...> № <...> <...> завершение ликвидационных мероприятий запланировано на 01.09.2024.
При таких обстоятельствах, исполнение решения суда об устранении требований пожарной безопасности в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области стоимостью более 6 000 000 рублей является необоснованным расходованием средств федерального бюджета. В 2024 году УФСИН России по Еврейской автономной области доведены лимиты бюджетных обязательств на пожарную безопасность в размере
700 000 рублей, которые распределены в учреждения УФСИН России по Еврейской автономной области.
В возражениях на частную жалобу прокурор Облученского района Еврейской автономной области ЭК.А. просит определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Полагает прекращение исполнительного производства преждевременным ввиду фактического и формального существования должника (до момента его ликвидации), а также в связи с наличием неисполненного решения суда.
Кроме того, указала, что избранный должником способ прекращения исполнительного производства является ненадлежащим, поскольку Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») предусмотрено иное основание прекращения исполнительного производства в случае ликвидации юридического лица.
В возражениях на частную жалобу заместитель прокурора Еврейской автономной области ПП.В. с доводами, указанными в ней, не согласился.
Указал, что заявление о прекращении исполнительного производства является преждевременным, реальная возможность исполнения исполнительного документа не утрачена. На территории учреждения содержатся осуждённые, ведётся деятельность работниками учреждения и его обслуживающим персоналом. Таким образом, имеется и потребность в проживании осуждённых и работе персонала в условиях, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности.
Прекращение исполнительного производства в связи с нецелесообразностью исполнения решения суда действующим законодательством не предусмотрено. В случае ликвидации учреждения судебный пристав-исполнитель на основании пункта 7 части 2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» самостоятельно прекращает исполнительное производство.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы и дополнения к ней, возражений на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Облученского районного суда Еврейской автономной области от 05.08.2022 удовлетворены исковые требования прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области о понуждении к совершению определённых действий. На ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области возложена обязанность в срок до 01.07.2023 устранить нарушения противопожарной безопасности.
11.12.2023 в отношении должника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области возбуждено исполнительное производство
№ <...>-<...>.
19.09.2023 Министерством юстиции Российской Федерации издан приказ № <...> о ликвидации ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области.
Согласно приказу ФСИН России от <...> № <...> ликвидацию ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области необходимо завершить до 01.09.2024, учреждение считать прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции, исходил из того, что указанные в заявлении обстоятельства, не являются основанием для прекращения исполнительного производства.
Также суд указал, что отсутствие финансирования учреждения ФСИН России для выполнения работ, предусмотренных судебным актом, не свидетельствует об утрате возможности его исполнения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда.
Частью 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлен перечень оснований для прекращения судом исполнительного производства: смерть взыскателя-гражданина (должника), объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказ взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче её взыскателю; иные случаи, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Вышеуказанный перечень носит исчерпывающий характер, не подлежит расширительному толкованию.
Как следует из материалов дела, должником избран способ прекращения исполнительного производства, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» - утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28.01.2021 № 110-О, данное нормативное положение не предполагает произвольного применения и допускает принятие судом соответствующего решения лишь в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы принятое в отношении ФКУ ЛИУ УФСИН России по Еврейской автономной области решение о его ликвидации до 01.09.2024 не является обстоятельством, делающим невозможным исполнение требований исполнительного документа.
Кроме того, прекращение исполнительного производства в связи с ликвидацией организации предусмотрено пунктом 7 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, ликвидация ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Еврейской автономной области до настоящего времени не завершена, установленные судебным актом нарушения прав неопределённого круга лица не устранены.
Согласно справке от 21.02.2024, подготовленной врио начальника ФКУ ЛИУ УФСИН России по Еврейской автономной области, численность спецконтингента, отбывающего наказание в виде лишения свободы, проживающего в приёмно-диагностическом отделении учреждения, на 21.02.2024 составляет 21 человек.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что учреждение уставную деятельность не прекратило, следовательно, не утратило реальную возможность исполнения исполнительного документа. В связи с чем прекращение исполнительного производства является преждевременным.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что правовых оснований для прекращения исполнительного производства не имеется.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник не лишён права поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение подлежит оставлению без изменения, частная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 333, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Определение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 18.01.2024 оставить без изменения, частную жалобу федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» - без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Серга