Решение по делу № 2а-8188/2021 от 20.08.2021

УИД № 11RS0001-01-2021-013971-36 Дело № 2а-8188/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Малоземовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 07 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ООО МФК «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Петровой Екатерине Михайловне, УФССП России по Республики Коми о признании незаконными бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

ООО МФК «ОТП Финанс» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Петровой Е.М., УФССП России по Республики Коми о признании незаконными бездействия по исполнительному производству № 56617/21/11025-ИП, выразившегося в невынесении о временном ограничении права выезда должника за пределы РФ в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в ненаправлении запроса в органы ЗАГСа с целью получения информации об актах гражданского состояния в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в непроведении действий по установлению имущества, зарегистрированного за супругом должника в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в ненаправлени запроса в органы миграционной службы с целью получения информации о месте жительства должника в период с в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в невынесении постановления об обращении взыскания на пенсию должника в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в неосуществлении контроля по исполнению Пенсионным фондом РФ требований по удержанию пенсии в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в несвоеврменном перечислении денежных средств в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в непроведении проверки имущественного положения должника в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем вынесения и направления постановления об обращении взыскания на пенсию должника, осуществления контроля по исполнению Пенсионным фондом РФ требований по удержанию пенсии, принятия мер принудительного характера к должнику (объяснения, требования, график явки, выход по адресу регистрации/проживания должника, составление акта ареста имущества), направления запросов в органы ЗАГСа, органы миграционной службы, объявления розыска должника и его имущества.

ООО МФК «ОТП Финанс», судебный пристав – исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Петрова Е.М., УФССП России по Республике Коми, Рогальская И.Е. о времени и месте рассмотрения дела извещены по правила статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ. В судебном заседании представитель ООО МФК «ОТП Финанс» участия не принимал, административным истцом заявлено в административном исковом заявлении ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие своего представителя. Судебный пристав – исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Петрова Е.М., Рогальская И.Е. в суд не явились, УФССП России по Республике Коми своего представителя для участия в судебном заседании не направило.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава – исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства РФ оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), осуществляется в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).

В порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ условием удовлетворения требований об оспаривании действия должностного лица является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца, что также является правовым основанием для возложения на ответственных лиц соответствующей обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

По материалам дела при разрешении заявленных требований установлено, что 20.04.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми принято к исполнению исполнительное производство № 56617/21/11025-ИП, возбужденное на основании судебного приказа Тентюквского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 26.01.2021 № 2-110/2021, в отношении Рогальской И.Е. о взыскании задолженности в пользу ООО МФК «ОТП Финанс».

В рамках сводного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем для установления имущественного положения должника неоднократно были направлены запросы в регистрирующие органы (ФМС, ФНС, ГИБДД, Росреестр), а также в ЗАГС, ПФР, ЦЗН, оператору связи, в банки о наличии и размерах денежных средств на счетах, номерах счетов, а также сведений об имеющихся ограничениях и обременениях на эти счета, что подтверждается сводкой по исполнительному производству.

По результатам направленного запроса в органы ЗАГСа, судебным приставом-исполнителем был получен ответ об отсутствии сведений в отношении должника.

По результатам выявления имущества на основании полученной по исполнению запросов информации судебным приставом – исполнителем принимались следующие меры принудительного исполнения: выносились постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, об обращении взыскания на пенсию должника.

Судебным приставом совершен выход по месту жительства должника.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статья 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В силу частей 1, 2 статьи 5 названного Федерального закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно статье 12 Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ).

Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (часть 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Положениями статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что мерами принудительного исполнения являются действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (часть 1). Мерами принудительного исполнения являются, в том числе обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом (часть 3).

Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (часть 3 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 98 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель может обращать взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.

Частью 1 статьи 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований: 1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10000 рублей; 2) требований неимущественного характера; 3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30000 рублей и более.

Оценивая совокупность действий судебного пристава-исполнителя с учетом требований административного искового заявления, - в части допущенного судебным приставом – исполнителем бездействия по неограничению выезда должника за пределы РФ, по непроведению проверки имущественного положения по месту жительства/регистрации должника по ненаправлению запросов в отношении должника, по несовершению действий по установлению имущества, зарегистрированного за супругом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного иска, руководствуясь тем, что с учетом фактических обстоятельств по делу оснований для вывода о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя не установлено.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Как установлено выше и следует из материалов дела, административным ответчиком в ходе исполнительного производства были направлены все необходимые запросы для установления имущественного положения должника, в порядке статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебным приставом в первую очередь обращено взыскание на денежные средства должника, а именно постановлением судебного пристава обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, впоследствии вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника, указанное постановление направлено для исполнения в уполномоченные организации.

Основания для установления имущества супруга, о чем указывает заявитель, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали, учитывая, что согласно сведениям органов ЗАГСа данных в отношении должник не имеется, в связи с чем, личность супруги должника установить невозможно.

Вопреки доводам административного истца запрос в органы миграционной службы в отношении должника был направлен судебным приставом, проверка имущественного положения по месту жительства/регистрации должника была осуществлена.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что с учетом положений статьи 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ вынесение постановление о временном ограничении должника на выезд из РФ по собственной инициативе является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя, соответствующего заявления от взыскателя об установлении данного ограничения административному ответчику на рассмотрение не поступало.

При совокупности фактических обстоятельств, принимая решение по делу, суд учитывает, что действующее законодательство не устанавливает обязательный минимум исполнительных действий, который судебный пристав-исполнитель обязан совершить по определенному виду исполнительных документов; выбор конкретных исполнительных действий для понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель, как лицо, непосредственно осуществляющее функции по принудительному исполнению судебных актов, вправе самостоятельно определять последовательность, объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, поэтому принятие или непринятие тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя.

По материалам исполнительного производства установлено, что исполнение требований исполнительного документа производится, удержание денежных средств должника в счет погашения установленных обязательств осуществляется в том числе с учетом иных обязательств должника по исполнительным документам сводного исполнительного производства.

Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений, действий (бездействия), если установит, что оспариваемое решений, действий (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решений, действий (бездействия) незаконным.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в порядке, установленном частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства, административным истцом не представлено.

При разрешении требований судом установлено, что судебным приставом – исполнителем предпринимались меры по исполнению требований исполнительного документа. Тот факт, что требования исполнительного документа в полном объеме не исполнены не свидетельствует о наличии незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя. Недостижение ожидаемого результата при наличии к тому обстоятельств объективного характера не влечет само по себе признания бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных положений законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ООО МФК «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Петровой Екатерине Михайловне, УФССП России по Республики Коми о признании незаконными бездействия по исполнительному производству № 56617/21/11025-ИП, выразившегося в невынесении о временном ограничении права выезда должника за пределы РФ в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в ненаправлении запроса в органы ЗАГСа с целью получения информации об актах гражданского состояния в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в непроведении действий по установлению имущества, зарегистрированного за супругом должника в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в ненаправлени запроса в органы миграционной службы с целью получения информации о месте жительства должника в период с в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в невынесении постановления об обращении взыскания на пенсию должника в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в неосуществлении контроля по исполнению Пенсионным фондом РФ требований по удержанию пенсии в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в несвоеврменном перечислении денежных средств в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, в непроведении проверки имущественного положения должника в период с 01.06.2021 по 11.08.2021, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем вынесения и направления постановления об обращении взыскания на пенсию должника, осуществления контроля по исполнению Пенсионным фондом РФ требований по удержанию пенсии, принятия мер принудительного характера к должнику (объяснения, требования, график явки, выход по адресу регистрации/проживания должника, составление акта ареста имущества), направления запросов в органы ЗАГСа, органы миграционной службы, объявления розыска должника и его имущества оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Печинина

<данные изъяты>

2а-8188/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО МФК Отп Финанс
Ответчики
УФССП по РК
СПИ ОСП № 2 по г. Сыктывкару Петрова Е.М.
Другие
Рогальская Ирина Егоровна
Зубкова Евгения Александровна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
20.08.2021Регистрация административного искового заявления
22.08.2021Передача материалов судье
25.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2021Судебное заседание
10.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее