Дело № 2-3196/2021 12 августа 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Лещевой К.М.,
с участием прокурора Ивановой А.А.,
при секретаре Масленниковой Е.В.,
с участием представителя ответчика Кондратенко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах ФИО1 к СПб ГУП «Пассажиравтотранс» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района Санкт-Петербурга, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к СПб ГУП «Пассажиравтотранс» о компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.
В обоснование исковых требований Прокурор указал, что материалами уголовного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 07 ч. 10 мин. водитель Радаев В.А. проявил преступное легкомыслие и невнимательность к дорожной обстановке и ее изменениям, выразившиеся в том, что находясь за рулем технически исправного автобуса №, принадлежащего СПб ГУП «Пассажиравтотранс», стоящего на территории парковки служебного транспорта Автобусного парка №, возобновил движение и следуя в направлении от административного здания, расположенного в <адрес>, в сторону выезда на проезжую часть <адрес>, в условиях пасмурной погоды, осадков в виде дождя, мокрого дорожного покрытия, искусственного освещения, видимости в пределах 300 м, при выполнении маневра левого поворота в сторону Автомобильной улицы, не убедившись в безопасности маневра, и, двигаясь со скоростью порядка 5км/ч, которая не обеспечивала ему возможность постоянного контроля за движением т/с, не избрал необходимый безопасный боковой интервал до пешехода ФИО1, следовавшей в попутном направлении, и на расстоянии около 17 м до левого края вышеуказанной парковки и около 54 м от угла <адрес>, совершил на нее наезд.
В результате ДТП пешеход ФИО1 получила телесные повреждения. Согласно заключению эксперта № <данные изъяты>
Из постановления старшего следователя по ОВД 1-ого отдела УРППБД ГСУ МВД России по г. Санкт-Петербургу о прекращении уголовного дела от 09.12.2020г., возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ в отношении Радаева В.А., усматривается его вина в совершении указанного преступления. Радаевым В.А. допущены нарушения требований п.п. 1.3, 1.5, 8.1, 9.10, 10.1 ПДД РФ, которые находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями. Указанное уголовное дело прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Причинно-следственная связь между ДТП и вредом здоровью ФИО1 подтверждается вышеуказанным заключением эксперта и постановлением старшего следователя по ОВД 1-ого отдела УРППБД ГСУ МВД России по г. Санкт-Петербургу о прекращении уголовного дела от 09.12.2020г. Также из материалов уголовного дела следует, что на момент происшествия Радаев В.А. состоял в трудовых отношениях с СПб ГУП «Пассажиравтотранс», занимал должность водителя, находился при исполнении трудовых обязанностей.
Поскольку ФИО1 испытывала физические и нравственные страдания, истец, ссылаясь на ст.ст. 1064, 1068, 1079, 151, 1101 ГК РФ, просил удовлетворить исковые требования.
Представитель истца Прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явилась, на иске настаивала.
Истец ФИО1 в суд не явилась, извещена надлежаще.
Представитель ответчика в суд явилась, против иска возражала, представила отзыв на иск с дополнениями, в котором указала, что поскольку производство по уголовному делу прекращено, то оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. Кроме того, в действиях потерпевшей ФИО1 также имеется вина, поскольку она, передвигаясь на территории стоянки, вне пешеходной зоны, при обходе стоящих автобусов, не убедилась в отсутствии движущихся транспортных средств, и не пропустила движущийся транспорт. Данные обстоятельства подтверждаются актом № о несчастном случае на производстве. ФИО1, являясь кондуктором, нарушила пункты 2.3, 2.8, 2.9, 3.3, 3.4 Инструкции № по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям Автобусного парка №. Таким образом, по мнению ответчика, причинению вреда здоровью ФИО1 способствовала грубая неосторожность самой потерпевшей в момент ДТП, которая нарушила ПДД РФ и Инструкции предприятия. Представитель ответчика полагала размер компенсации морального вреда необоснованно завышенным и подлежащим снижению. В иске просила отказать (л.д. 19-21, 85-87).
Третье лицо Радаев В.А. в суд не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев подлинные материалы уголовного дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п.1 ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Пунктом 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ). При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Как установлено судом, 05.12.2018г. около 07 ч. 10 мин. водитель Радаев В.А. проявил преступное легкомыслие и невнимательность к дорожной обстановке и ее изменениям, выразившиеся в том, что находясь за рулем технически исправного автобуса «№, принадлежащего СПб ГУП «Пассажиравтотранс», стоящего на территории парковки служебного транспорта Автобусного парка №, возобновил движение и следуя в направлении от административного здания, расположенного в <адрес>, в сторону выезда на проезжую часть <адрес>, в условиях пасмурной погоды, осадков в виде дождя, мокрого дорожного покрытия, искусственного освещения, видимости в пределах 300 м, при выполнении маневра левого поворота в сторону Автомобильной улицы, не убедившись в безопасности маневра, и, двигаясь со скоростью порядка 5км/ч, которая не обеспечивала ему возможность постоянного контроля за движением т/с, не избрал необходимый безопасный боковой интервал до пешехода ФИО1, следовавшей в попутном направлении, и на расстоянии около 17 м до левого края вышеуказанной парковки и около 54 м от угла <адрес>, совершил на нее наезд.
Постановлением о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) от 09.12.2020г. старшего следователя по ОВД 1-го отдела УРППБД ГСУ ГУ МВД России по СПб и ЛО уголовное дело № в отношении Радаева В.А., работающего в СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в должности водителя автобуса, ранее судимого, прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
В результате ДТП пешеход ФИО1 получила телесные повреждения. Согласно заключению эксперта <данные изъяты>
Из постановления старшего следователя по ОВД 1-ого отдела УРППБД ГСУ МВД России по г. Санкт-Петербургу о прекращении уголовного дела от 09.12.2020г., возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ в отношении Радаева В.А., усматривается его вина в совершении указанного преступления. Радаевым В.А. допущены нарушения требований п.п. 1.3, 1.5, 8.1, 9.10, 10.1 ПДД РФ, которые находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями. Причинно-следственная связь между ДТП и вредом здоровью ФИО1 подтверждается вышеуказанным заключением эксперта и постановлением старшего следователя по ОВД 1-ого отдела УРППБД ГСУ МВД России по г. Санкт-Петербургу о прекращении уголовного дела от 09.12.2020г. Также из материалов уголовного дела следует, что на момент происшествия Радаев В.А. состоял в трудовых отношениях с СПб ГУП «Пассажиравтотранс», занимал должность водителя, находился при исполнении трудовых обязанностей.
Возражая против исковых требований представитель ответчика ссылалась на то, что поскольку производство по уголовному делу прекращено, то оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. Кроме того, в действиях потерпевшей ФИО1 также имеется вина, поскольку она, передвигаясь на территории стоянки, вне пешеходной зоны, при обходе стоящих автобусов, не убедилась в отсутствии движущихся транспортных средств, и не пропустила движущийся транспорт. Данные обстоятельства подтверждаются актом № о несчастном случае на производстве. ФИО1, являясь кондуктором, нарушила пункты 2.3, 2.8, 2.9, 3.3, 3.4 Инструкции № по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям Автобусного парка №. Таким образом, по мнению ответчика, причинению вреда здоровью ФИО1 способствовала грубая неосторожность самой потерпевшей в момент ДТП, которая нарушила ПДД РФ и Инструкции предприятия.
Указанные доводы ответчика суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, в том числе материалами уголовного дела, подлинник которого обозревался судом.
Обстоятельства вины водителя Радаева В.А., степень тяжести вреда здоровью установлены материалами уголовного дела, которое обозревалось судом. Производство по уголовному делу прекращено по не реабилитирующим основаниям.
Факт получения ФИО1 в ДТП от 05.12.2018г. травмы, повлекшей тяжкий вред здоровью, подтвержден материалами дела, и не оспаривался ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании компенсации морального вреда обоснованы и подлежат удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда, суд, с учетом обстоятельств, при которых совершено ДТП, вины работника ответчика, а именно грубого пренебрежения правила дорожного движения, с учетом возраста потерпевшей, характера травм, при которых ФИО1 испытывала боль, с учетом разумности и справедливости, а также всех обстоятельств дела, суд полагает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в заявленном размере 500 000 рублей.
Также, в силу ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.08.2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.