Дело № 2-134/2020 УИД 43RS0031-01-2020-000168-45
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2020 года пос. Подосиновец.
Подосиновский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Кокоулина В.А., при секретаре судебного заседания Шубиной О.С., с участием прокурора Санникова О.С., Хомякова Н.Ф., представляющего по доверенности интересы администрации Подосиновского района Кировской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Подосиновского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Подосиновский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Подосиновского района об обязании обеспечить транспортное сообщение,
установил:
в обоснование исковых требований прокурор указал следующее.
В ходе проверки исполнения законодательства в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, проведенной сотрудниками прокуратуры, было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ прекращено регулярное транспортное (автобусное) сообщение по маршруту «Большероманово – Подосиновец». По мнению прокурора, данное обстоятельство является нарушением прав жителей дер. Большероманово, с. Утманово, с. Яхреньга (всего 680 человек) на регулярное транспортное обслуживание.
Ссылаясь на ст. 15 Конституции РФ, положения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – закон № 131-ФЗ), федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон № 220-ФЗ), полагая, что на администрации Подосиновского района лежит обязанность по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по территории данного муниципального образования, прокурор потребовал обязать муниципальное образование «Подосиновский муниципальный район Кировской области» в лице его администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить транспортное сообщение по маршруту «п.г.т. Подосиновец – дер. Большероманово».
В судебном заседании прокурор на заявленном требовании настаивал, уточнил иск в части определения нового срока восстановления транспортного сообщения между указанными населенными пунктами – до ДД.ММ.ГГГГ.
По утверждениям прокурора, основанием для обращения в суд с настоящим иском послужили обращения граждан, проживающих на территории Утмановского сельского поселения, по поводу прекращения регулярного транспортного сообщения, отмены автобусных маршрутов.
Прокурор изложил суду доводы о том, что обслуживание указанного маршрута посредством услуг такси (частных пассажироперевозчиков) не отвечает требованиям безопасности, не является регулярным, нарушает права отдельных категорий граждан на льготный проезд.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации Подосиновского района Кировской области Хомяков Н.Ф. исковые требования прокурора не признал, высказал суждения о том, что обеспечение пассажирских перевозок не является обязанностью муниципального образования, полагал, что силу закона № 131-ФЗ муниципальное образование несет обязанность только по созданию условий для обеспечения транспортных услуг. В настоящее время регулярное транспортное сообщение по указанному в иске маршруту отсутствует, конкурс на организацию пассажирских перевозок по нему не состоялся. Ранее пассажирские перевозки по данному маршруту осуществляло МУП «Подосиновская автоколонна», автобусный маршрут был отменен по причине малого пассажиропотока.
В судебном заседании представитель муниципального унитарного предприятия (МУП) «Подосиновская автоколонна», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Арсеньева Я.В. подтвердила, что с ДД.ММ.ГГГГ регулярное транспортное сообщение по указанному в иске маршруту прекращено. Причиной его отмены стала нехватка водителей автобусов в МУП «Подосиновская автоколонна», малый пассажиропоток и нерентабельность, в связи с чем предприятие не могло выполнять контракт на выполнение работ по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа. Данный маршрут протяженностью 94 км был исключен из перечня пригородных маршрутов, указанного в контракте.
По утверждениям представителя МУП «Подосиновская автоколонна», в настоящее время на данном маршруте работают водители частных такси, не имеющие соответствующих разрешений. Во время действия маршрута стоимость проезда по нему была равна 130 руб., предприятие предоставляло льготу на проезд лицам, имеющим на это право, в размере до 70 % стоимости.
В судебном заседании представитель администрации Утмановского сельского поселения, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, Мацьоха И.Г. подтвердила, что на территории поселения проживают около 450 человек. Жители поселения в ДД.ММ.ГГГГ году обращались с требованиями восстановить отмененный автобусный маршрут, который для них является более доступным. Транспортное сообщение с районным центром в настоящее время осуществляют частные такси по заявкам.
В судебном заседании представители третьих лиц подтвердили, что пользоваться маршрутом «п.г.т. Подосиновец – дер. Большероманово» могут и жители Яхреньгского сельского поселения, что увеличивает число потенциальных пользователей данного маршрута.
Заслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотъемлемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности.
Право граждан РФ на свободу передвижения закреплено в ст. 27 Конституции Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст.ст. 130, 132 Конституции РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ, органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.
Распоряжением Министерства транспорта РФ от 31 января 2017 года № НА-19-р утвержден Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Социальный стандарт).
Данный социальный Стандарт предусматривает следующие принципы транспортного обслуживания населения:
- доступность, то есть наличие возможности получения населением услуг по перевозке пассажиров и багажа, включая маломобильные группы населения,
- ценовая доступность, основанная на показателях величины среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в субъекте РФ, где расположено муниципальное образование,
- надежность, которая обусловлена качеством транспортного обслуживания населения, стабильностью получения услуг по перевозке пассажиров и багажа, предсказуемостью уровня их качества,
- соблюдение расписания маршрутов, норм вместимости транспортных средств.
К вопросам местного значения Подосиновского района отнесено, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (п. 6 ч. 1 ст. 8 Устава Подосиновского района Кировской области).
Установление новых, изменение и отмена существующих маршрутов между поселениями в границах Подосиновского района осуществляет уполномоченный орган администрации Подосиновского района (п. 1.4 Порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным транспортом общего пользования между поселениями в границах Подосиновского района (п. 1.4 Порядка, утвержденного постановлением администрации Подосиновского района № 55 от 29 марта 2017 года).
Целью разработки вышеуказанного Порядка названы, в том числе, обеспечение безопасности и качества перевозок пассажиров и багажа наземным транспортом в границах муниципального образования, оптимизация маршрутной сети, максимального удовлетворения потребности населения в транспортных услугах (п. 1.1 Порядка).
Уполномоченный орган администрации Подосиновского района вправе быть инициатором установления нового, изменении и отмены существующего маршрута (п. 2.1 Порядка).
Согласно Контракту на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам на пригородных маршрутах Подосиновского района от 23 января 2019 года, заключенному между администрацией Подосиновского района и МУП «Подосиновская автоколонна», указанное предприятие обязалось выполнить работы по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по согласованным маршрутам.
В состав пригородных маршрутов в настоящее время не входит указанный прокурором в исковом заявлении, перевозки по данному маршруту прекращены в мае 2019 года, что подтверждается Реестром маршрутов, утвержденным постановлением администрации Подосиновского района № 71 от 28 апреля 2020 года и сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд находит установленным, что администрация Подосиновского района в пределах ее компетенции не исполняет установленную законом обязанность по созданию условий для организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту «п.г.т. Подосиновец – дер. Большероманово».
Ответчик не представил суду доказательств, объективно препятствующих надлежащему исполнению данной обязанности.
Сведения о том, что на указанном маршруте осуществляются перевозки посредством частного автомобильного транспорта (такси), не могут быть приняты во внимание судом, поскольку подобная организация перевозок не отвечает вышеуказанным положениям законов и социального Стандарта о регулярности, общедоступности, безопасности, выполнения социальных обязательств по льготному обслуживанию отдельных категорий населения.
Отсутствие регулярного транспортного обслуживания граждан, проживающих на примыкающей к данному маршруту территории, с учетом фактических расстояний (удаленности) мест их проживания от районного центра, безусловно, свидетельствует о нарушении их прав, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного, культового, медицинского и иного назначения, ставит данных граждан в неравные условия с иными жителями муниципального образования, пользующимися транспортными услугами.
Таким образом, исковые требования прокурора суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ суд определяет срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение по делу, учитывая фактические обстоятельства, необходимость проведения соответствующих организационных мероприятий, исходя из требований разумности и исполнимости – до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
pешил:
исковые требования заявление прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Подосиновский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Подосиновского района Кировской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить транспортное сообщение по маршруту «п.г.т. Подосиновец – дер. Большероманово Подосиновского района Кировской области».
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
В окончательной форме решение принято в 16 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Подосиновского районного суда: Кокоулин В.А.