РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гречко Е.С.,
при секретаре судебного заседания Однороб В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1329/2021 по иску Гегучадзе Георгия Тамазовича к ООО «Расчетный центр Ростова-на-Дону», ООО «Группа компаний Основа-Тектоника», ООО «Управляющая организация «Основа», ООО «Ростовские тепловые сети», третье лицо: Государственная жилищная инспекция Ростовской области, об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что он является собственником жилого помещения – квартиры, общей площадью 112,9 кв.м., расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>А, <адрес>.
Истец отмечает, что с января 2020 года управляющей компанией выставляются необоснованно завышенные платежи за отопление жильцам дома, при этом задолженность за отопление выставляется то от одного юридического лица, то от другого. Так, в апреле 2020 года согласно квитанции истцу была начислена задолженность за отопление перед ООО «Ростовские тепловые сети», с ноября 2020 года задолженность выставлена уже от ООО «Расчетный центр Ростова-на-Дону».
Управляющей организацией в многоквартирном <адрес>А, расположенном по адресу: <адрес>, является ООО «Группа компаний Основа-Тектоника», следовательно, данная организация и является исполнителем по договору предоставления и расчета коммунальных услуг. Ранее в указанном МКД управляющей организацией выступала ООО «Управляющая организация «Основа».
Истец также отмечает, что стоимость коммунальной услуги за отопление за три месяца выросла в три раза. Так, в декабре 2019 года стоимость услуг за отопление составила 8903,95 рублей, тогда как в марте 2020 года стоимость услуги, согласно выставленной квитанции, составила уже 26100,76 рублей, при том, что количество проживающих в квартире лиц и ее общая площадь не изменялись.
В качестве обоснования увеличения стоимости услуг за отопление управляющая компания в расчетном документе ссылается на письмо от ООО «Управляющая организация «Основа» № 2274/1 от 13 февраля 2020 г., а также предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области № 178 от 29 января 2020 г., доначисляя суммы за отопление за предыдущие месяцы по необоснованно завышенным объемам потребления тепла.
Истец указывает, что платежном документе за март 2020 года поименовано четыре суммы за отопление: сумма за отопление, начисленная за март 2020 года в размере 6524,16 рублей; сумма за отопление доначисленная в марте 2020 года за октябрь 2019 года в размере 726,99 рублей; сумма за отопление, доначисленная в марте 2020 года за ноябрь 2019 года в размере 8011,05 рублей; сумма за отопление, доначисленная в марте 2020 года за декабрь 2019 года в размере 10139,14 рублей.
Истец также отмечает, что согласно полученной им счет-квитанции на оплату коммунальных платежей за оплату услуг за ноябрь 2020 года ООО «Расчетный центр Ростова-на-Дону» является единственным получателем денежных средств за коммунальные услуги (отопление).
В квитанции на оплату услуг за апрель 2020 года задолженность истца перед ООО «Расчетный центр Ростова-на-Дону» составила 473,77 рублей, в январе 2021 года истцу был выставлен счет на оплату услуг за отопление в размере 79998,82 рублей, из которых: 65763,97 рублей – задолженность и 14234,55 рублей – текущие начисления. Истец полагает, что данные денежные средства рассчитаны неверно.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчиков произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению по адресу: <адрес>А, <адрес>, за период с 01 марта 2020 года по 01 февраля 2021 года в связи с неосновательным увеличением такой платы; взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, а также штраф в размер 50% от величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить.
Представитель истца Сатина Д.А., действующая на основании доверенность в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Ростовские тепловые сети» - Шабунина А.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика ООО «Группа компаний Основа-Тектоника» Грабов Р.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Ответчики ООО «Управляющая организация «Основа», ООО «Расчетный центр Ростова-на-Дону» в судебное заседание уполномоченных представителей не направили, извещены судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении судебной повестки.
Третье лицо Государственная жилищная инспекция Ростовской области уполномоченного представителя в судебное заседание не направила, извещена судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки.
Истец в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Направленная в адрес истца судебная повестка возвращена в суд в связи с истечением срока хранения, о чем свидетельствует почтовый конверт, вернувшийся в суд с соответствующей отметкой.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункта 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вывозам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы права, и то, что судебные извещения истцом не были получены, суд приходит к выводу, что он уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, однако злоупотребившего своим правом, уклонившись от получения судебных извещений и не явившись в суд. Доказательств уважительности причин неполучения корреспонденции не представлено.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем);плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с частью 6.1 указанной нормы права в случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.
Частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно пункту 40 названных Правил потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
В соответствии с положениями пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Как следует из пункта 42(2) названных Правил, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 43 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что плата за потребленную тепловую энергию в нежилом помещении многоквартирного дома определяется в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 54 Правил в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения № 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1) приложения № 2 к настоящим Правилам, и в случае, если выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, 1 раз в год корректируется в соответствии с формулой 18(3) приложения № 2 к настоящим Правилам.
Судом установлено, что истец является собственником квартиры, общей площадью 112,9 кв., расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>А, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 12 февраля 2008 г.
Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая организация «Основа».
Между ООО «Управляющая организация «Основа» и ООО «Ростовские тепловые сети» заключен договор теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ
Между ООО «Группа компаний Основа-Тектоника» и ООО «Ростовские тепловые сети» также заключен договор теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании также установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>А, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии на нужды ГВС и отопления. Система теплоснабжения в указанном многоквартирном доме относится к закрытому типу.
Акт ввода в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя потребителя в МКД по адресу: <адрес>А, выдан теплоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг на период с 15 октября 2019 г. по 15 октября 2020 г.
29 января 2020 г. Государственной жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка ООО «Управляющая организация «Основа», по итогам которой указанной организации вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ
ООО «Управляющая организация «Основа» предписано устранить нарушения порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению (с учетом корректного расчета за коммунальную услугу по горячему водоснабжению) за период с октября по ноябрь 2019 года, с декабря 2019 года расчет за коммунальную услугу по отоплению производить в соответствии с законодательством.
Исключить начисление платы за тепловую энергию, потребленную при использовании и содержании общедомового имущества в многоквартирном доме № <адрес>.
В феврале 2021 года Государственной жилищной инспекцией Ростовской области проведена проверка выполнения данного предписания.
По итогам проведения данной проверки в адрес ООО «Управляющая организация «Основа» вынесено повторное предписание № 273 от 25 февраля 2021 г., согласно которому ООО «Управляющая организация «Основа» за период с октября по ноябрь 2019 года в многоквартирном <адрес>А, по <адрес> были допущены нарушения норм законодательства в части расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и отоплению. В платежных документах за январь и март 2020 года были произведены доначисления платы не по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии. Начисленный объем превысил объем тепловой энергии, учтенный прибором учета.
За период с декабря 2019 года по апрель 2020 года начисление платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению был произведен не по показаниям общедомового прибора учета.
Таким образом, ООО «Управляющая организация «Основа» предписано устранить нарушения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (с учетом корректного расчета за коммунальную услугу по горячему водоснабжению) за период с октября 2019 года по апрель 2020 года в многоквартирном <адрес>А по <адрес> в <адрес>.
02 марта 2021 г. Государственной жилищной инспекцией в адрес ООО «Управляющая организация «Основа» вынесено предписание № 334, согласно которому управляющая организация нарушила пункт 6.3 договора управления многоквартирным домом №А по <адрес> в части соблюдения требований законодательства при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с октября 2020 года по январь 2021 года.
Прибор учета тепловой энергии в отопительный период 2020-2021 не вводился. Согласно акту от 05 февраля 2021 г., представленному управляющей организацией, от индивидуального теплового пункта по адресу: <адрес>67 запитаны жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>А, два литера (числятся <адрес>), <адрес>, 24, <адрес>.
Исходя из вышеизложенного, Государственной жилищной инспекцией Ростовской области сделан вывод, что данный прибор учета не может быть принят расчетным. Расчет размера платы с октября 2020 года за коммунальную услугу по отоплению должен производиться исходя из норматива потребления.
Таким образом, ООО «Управляющая организация «Основа» предписано устранить нарушения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (с учетом корректного расчета за коммунальную услугу по горячему водоснабжению) произвести перерасчет за период с октября 2020 г. по январь 2021 г. в многоквартирном <адрес>А по <адрес>, исходя из нормативных показателей. Произвести порядок расчета платы за отопление в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая требования истца об обязании ответчиков произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению по адресу: <адрес>А, <адрес>, в связи с неосновательным увеличением платы, суд приходит к следующему.
Исходя из расчета, представленного в материалы дела ответчиком ООО «Ростовские тепловые сети», следует, что в период с 24 февраля 2020 г. по 23 марта 2020 г., а также в период с 24 мая 2020 г. по 15 октября 2020 г. определение количества тепловой энергии в многоквартирном доме производилось на основании предоставленных показаний приборов учета тепловой энергии.
В периоды с 24 марта 2020 г. по 23 мая 2020 г. и с 16 октября 2020 г. по 23 января 2021 г. определение количества потребленной тепловой энергии производилось по среднему значению в связи с непредоставлением потребителем отчетов о суточных параметрах потребителя.
С 24 января 2020 г. в связи с истечением периодов определения количества потребляемой тепловой энергии потребителя по средним значениям определение количества потребленной тепловой энергии производилось исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Как уже указывалось судом, в многоквартирном <адрес>А, расположенном по адресу: <адрес>, в отопительный период 2020-2021 общедомовой прибор учета тепловой энергии в эксплуатацию не вводился. Согласно предписанию Государственной жилищной инспекции Ростовской области № 334 от 02 марта 2021 г. в соответствии с актом, предоставленным ООО «Управляющая организация «Основа» от 05 февраля 2021 г., от индивидуального теплового пункта по адресу: <адрес>67 запитаны жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>А, два литера (числятся как <адрес>), <адрес>.
Таким образом, в соответствии с предписаниями Государственной жилищной инспекции № 273 от 25 февраля 2021 г. и № 334 от 02 марта 2021г. ООО «Управляющая организация «Основа» выполнен перерасчет платы за коммунальные услуги «Горячее водоснабжение» и «Отопление» в период с 01 марта 2020 г. по 31 марта 2021 г., исходя из нормативов потребления. Данное обстоятельство и повлекло за собой увеличение платы по указанным коммунальным услугам.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что поскольку факт неправомерности начислений платы за коммунальные услуги по отоплению не нашел своего подтверждения, исковые требования в части обязания ответчиков произвести перерасчет за период с 01 марта 2020 г. по 01 февраля 2021 г. удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 11 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
Согласно пункту 155 Правил предоставления коммунальных услуг, если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Поскольку требования истца о солидарном взыскании с ответчиков штрафа и компенсации морального вреда являются производными от требования, рассмотренного выше, суд полагает, что они также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гегучадзе Георгия Тамазовича к ООО «Расчетный центр Ростова-на-Дону», ООО «Группа компаний Основа-Тектоника», ООО «Управляющая организация «Основа», ООО «Ростовские тепловые сети», третье лицо: Государственная жилищная инспекция Ростовской области, об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению, взыскании компенсации морального вреда и штрафа – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.С. Гречко
Решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2021 г.