Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Красновишерск 20 сентября 2022 года
Красновишерский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Байдериной И.В.
при секретаре судебного заседания Бибиковой Т.С.,
с участием ответчика Шишигиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Красновишерске гражданское дело по иску Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю к наследственному имуществу Подвинцева А.Н. о взыскании незаконно полученной суммы пенсии по потери кормильца и федеральной социальной доплаты,
у с т а н о в и л :
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в суд с исковым заявлением к наследственному имуществу Подвинцева А.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ, в котором указало, что Подвинцева А.Н. являлся получателем пенсии в соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с 30 апреля 2019 года. За период с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года пенсионеру была излишне выплачена сумма 17997,68 рублей, в том числе страховая пенсия по случаю потери кормильца в сумме 7165,70 рублей, федеральной социальной доплаты в размере 10831,98 рублей. Несвоевременное сообщение о лишении родительских прав стало результатом переплаты. На официальном сайте нотариальной палаты, в реестре наследственных дел имеются сведения об открытии наследственного дела в отношении имущества умершего Подвинцева А.Н. Просят взыскать с наследников Подвинцева А.Н. за счет наследственного имущества сумму переплаты пенсии по потери кормильца и федеральной социальной доплаты в размере 17997,68 рублей.
В судебное заседание представитель истца не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объеме, не возражает против вынесения по делу заочного решения.
Привлеченная к участию в деле в качестве ответчика Шишигина О.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что является опекуном несовершеннолетнего А., который после смерти отца Подвинцева А.Н. принял наследство, состоящее из доли в праве собственности на квартиру, и доли в праве собственности на комнату. Полагала, что несовершеннолетний не виноват в том, что его отец, получавший пенсию, своевременно не сообщил об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплат. Кроме того, при жизни Подвинцева А.Н. несовершеннолетнего сына материально не содержал.
Третье лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований представитель Отдела по Красновишерскому городскому округу Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края, нотариус Хайдукова Н.В. о времени и месте судебного заседания извещены, в судебное заседание не явились, просила о рассмотрении дела без своего участия.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав ответчика, изучив представленные документы, суд считает заявленные требования законными и обоснованными.
В силу положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании частей 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Таким образом, в силу приведенных норм материального права, с гражданина, которому выплачены излишние денежные средства, не может быть произведено взыскание указанных денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина либо счетной ошибки.
Как следует из материалов дела и установлено судом Подвинцев А.Н. 18 апреля 2019 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, предоставив соответствующие документы (л.д. 8-12).
Решением и распоряжением о перерасчете размера пенсии руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.04.2019 года в адрес Подвинцева А.Н. была назначена пенсия по случаю потери кормильца на период с 18.04.2018 года по 24.02.2026 года в размере 3361,01 рублей (л.д. 6, 7).
С 01 мая 2019 года Подвинцеву А.Н. была дополнительно установлена социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в размере 5177,99 рублей (л.д. 29).
Решением Красновишерского районного суда Пермского края от 10 сентября 2020 года, вступившим в законную силу 16 октября 2020 года, Подвинцев А.Н. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Несовершеннолетний А. передан на попечения органу опеки и попечительства. Уведомление о лишении родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Подвинцев А.Н. в адрес УПФР своевременно не представил, в связи с чем, за период с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года образовалась переплата в размере 17997,68 рублей (л.д. 26-28).
Государственным учреждением – Управлением ПФ РФ в городе Соликамске Пермского края (межрайонное) 08.11.2019 года на основании протокола от 08 декабря 2020 года № 44 о выявлении излишней выплаты пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии (л.д. 25), принято решение № 44 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии Подвинцеву А.Н. в связи с несообщением о наличии решения суда о лишении родительских прав с дальнейшим устранением данной ошибки (л.д. 24).
Уведомлением Подвинцев А.Н. ответчик извещался о сумме задолженности (л.д. 31), до настоящего времени задолженность не погашена.
Учитывая изложенное, суд пришел к убеждению о наличии оснований к удовлетворению заявленных требовании: о взыскании незаконно полученной суммы пенсии по потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 17997, 68 рублей.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323).
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пунктах 60, 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 Гражданского кодекса Российской Федерации) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.
Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее). Проценты, подлежащие уплате в соответствии со статьей 395 ГК РФ, взимаются за неисполнение денежного обязательства наследодателем по день открытия наследства, а после открытия наследства за неисполнение денежного обязательства наследником, по смыслу пункта 1 статьи 401 ГК РФ, - по истечении времени, необходимого для принятия наследства (приобретения выморочного имущества). Размер задолженности, подлежащей взысканию с наследника, определяется на время вынесения решения суда.
В п. 36 вышеназванного Постановления разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Подвинцева А.Н., умер, о чем в Отделе ЗАГС администрации Красновишерского городского округа имеется запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44).
Приказом начальника Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним А. установлена опека, опекуном назначена Шишигина О.Н..
Согласно представленной информации нотариусом Красновишерского нотариального округа Хайдуковой Г.В., после смерти умершего Подвинцева А.Н., наследником имущества является сын – А., ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное имущество состоит из: 4/9 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляла 395262,71 рублей; 1/9 доли в праве собственности на комнату по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляла 366694,95 рублей. Выдано свидетельство о праве на наследство по закону ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).
Обязанность опекунов и попечителей заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечении а также о защите их прав и интересов, установлена ст. 36 ГК РФ.
В силу п. 7 ст. 148.1 Семейного кодекса РФ, п. 2 ст. 32 ГК РФ опекун является законным представителем своего подопечного, имеет право совершать от его имени и в его интересах все юридически значимые действия.
Согласно п. 5 ст. 18 ФЗ "Об опеке и попечительстве", опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.
При таких обстоятельствах, обязанность по уплате суммы незаконно полученной социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной доплаты к пенсии за несовершеннолетнего А. лежит на его единственном законном представителе Шишигиной О.А.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании положений ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию в размере 400,00 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.
Взыскать с Шишигина О.Н. в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю незаконно полученную сумму пенсии по потери кормильца в размере 7165,70 рублей и федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 10831,98 рублей, всего 17 997 (семнадцать тысяч девятьсот девяносто семь) рублей 68 копеек.
Взыскать с Шишигина О.Н. государственную пошлину в доход бюджета Красновишерского городского округа в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме (23.09.2022 года).
Судья /подпись/ И.В. Байдерина
Копия верна. Судья И.В. Байдерина