РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Есеве К.Е. с участием
представителя истца Полищук Э.О.,
представителя ответчика Шаньгина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 апреля 2023 года гражданское дело по иску Крыловского Вячеслава Александровича к администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Крыловский В.А. заявил требования к администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить на условиях социального благоустроенное жилое помещение применительно к условиям МО ГО "Сыктывкар", отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 34,9 кв.м взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: по адресу ...
В обоснование указано, что истец является нанимателем указанного жилого помещения. Многоквартирный дом, в котором расположена квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. Проживание в таком жилом помещении опасно для жизни, поскольку из-за деформаций несущих конструкций здания существует опасность его разрушения. Иные жилые помещения у истца отсутствуют.
Данные обстоятельства, по мнению истца, служат основанием для предоставления ему иного жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечены администрация МО ГО "Сыктывкар" и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар".
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посредством направления извещений почтой.
Истец и его представитель в ходе рассмотрения дела на требованиях настаивали. Крыловский В.А. пояснил, что прав на иные жилые помещения не имеет, в браке не состоит, с сыном проживает раздельно. Обращался за постановкой на учёт в качестве малоимущего в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, однако в этом ему было отказано.
Представитель ответчика против иска возражал, указывая на то, что Крыловский В.А. не имеет права на получение жилого помещения, поскольку не соответствует всем требованиям, предъявляемым Жилищным кодексом Российской Федерации.
Иные лица в судебное заседание не явились.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Установлено, что жилое помещение по адресу: по адресу ... общей площадью 34,9 кв.м находится в муниципальной собственности.
Крыловский В.А.занимает данное жилое помещение на условиях социального найма по договору социального найма от 18.03.2020.
Иных лиц, имеющих право пользования данным жилым помещением, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Истец зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении.
Распоряжением администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" № 029 от 04.02.2019 многоквартирный дом по адресу: по адресу ... признан аварийным и подлежащим сносу (п. 1 распоряжения).
П. 2.2 распоряжения установлен срок для отселения граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма в данном доме, - 31.12.2020.
П. 2 распоряжения администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" № 811 от 31.12.2019 срок отселения изменён до 31.12.2025.
Сведений об обжаловании данного распоряжения не имеется.
В ходе рассмотрения дела получены сведения об отсутствии у Крыловского В.А. прав на иные жилые помещения (сведения ГБУ РК РУТИКО и ЕГРН).
Сведения о том, что Крыловский В.А. состоит в браке отсутствуют. Из ничем не опровергнутых пояснений истца следует, что его сын **.**.** рождения проживает с матерью отдельно от истца.
До обращения с иском Крыловский В.А. не обращался в администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" за предоставлением ему жилого помещения, а также за постановкой на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а равно за признанием малоимущим.
Судом рассмотрение дела откладывалось для обращения Крыловского В.А. за постановкой на указанный учёт и получения статуса малоимущим.
12.01.2023 истец обратился к ответчику за получением муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда на территории МО ГО "Сыктывкар".
Приказом руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" № 008 от 10.02.2023 в предоставлении данной услуги отказано со ссылкой на то, что среднедушевой доход Крыловского В.А. превышает величину прожиточного минимума.
Данный приказ не оспорен.
Многоквартирный дом истца в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах", утверждённую Постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 N 160, не включён.
Крыловский В.А. за предоставлением жилых помещений маневренного фонда не обращался.
В ходе рассмотрения дела Крыловский В.А. представил заключение ООО "Стройкачество" от 01.02.2023, из которого следует, что состояние жилого помещения и многоквартирного дома представляет угрозу для жизни из-за угрозы обрушения цокольного перекрытия и пола.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
П. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 05.03.2009 N 376-О-П, от 03.11.2009 N 1368-О-О, от 19.10.2010 N 1328-О-О, от 26.05.2011 N 643-О-О, от 21.12.2011 N 1655-О-О) для ряда случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданином на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения его жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, а именно признание гражданина органом местного самоуправления малоимущим в установленном порядке и принятие его на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, в рамках настоящего дела подлежат установлению факты отсутствия у Крыловского В.А. прав на жилые помещения и наличие у него признаков малоимущего в целях предоставления жилых помещений на условиях социального найма.
Как указано выше, наличие прав на жилые помещения у истца при рассмотрении дела опровергнуто. То есть данный признак нашёл своё подтверждение.
В ходе рассмотрения дела судом было предложено Крыловскому В.А. обратиться за признанием его малоимущим в целях предоставления жилого помещения на условиях социального найма. Истец сделал это, и 10.02.2023 ему было отказано в признании данного статуса со ссылкой на превышение среднего дохода над величиной прожиточного минимума.
Суд при рассмотрении дела осуществляет дополнительную проверку соответствия Крыловского В.А. критерию малоимущности для предоставления жилых помещений на условиях социального найма.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 10.11.2005 N 119-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми" малоимущими гражданами для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в Республике Коми (далее - орган местного самоуправления) в порядке, установленном настоящим Законом.
П. 2 указанной статьи устанавливает, что органом местного самоуправления семья или одиноко проживающий гражданин признаются малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, если среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению (далее - стоимость имущества), не превышают установленных органом местного самоуправления размеров.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона Республики Коми от 10.11.2005 N 119-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми" определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и размера стоимости имущества с целью признания ее (его) малоимущей(им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления.
Приложением № 1 к указанному закону является Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, с целью признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее по тексту – Порядок).
Согласно п. 1 Порядка размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина (далее - среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), определяется исходя из суммы доходов гражданина и членов его семьи или дохода одиноко проживающего гражданина за последние двенадцать месяцев (далее - расчетный период), непосредственно предшествующих месяцу подачи запроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей(им) для предоставления ей (ему) жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - для признания малоимущими).
Дело рассматривается в апреле 2023 года, в связи с чем суд определяет размер дохода за период с 01.04.2022 по 31.03.2023.
Виды доходов, подлежащих учёту, определены в п. 2 Порядка с исключениями, предусмотренными в п. 3 и 4 Порядка.
Расчёт дохода Крыловского В.А. приведён в таблице ниже.
Вид дохода |
Сумма |
пособие по безработице |
64790,2 |
выплаты по месту работы |
279321,93 |
пособие по временной нетрудоспособности |
51459,92 |
пособие малоимущей семье |
649 |
ВСЕГО: |
396221,05 |
СРЕДНЕМЕСЯЧНЫЙ ДОХОД: |
33018,42 |
Имущества, подлежащего учёту для признания малоимущим, у Крыловского В.А. при рассмотрении дела не установлено.
Решением Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 28.05.2020 N 49/2020-699 "Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" определено, что в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), не может превышать величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми.
Этот размер установлен Постановлением Правительства РК от 20.12.2022 N 630 и составляет на 2023 год 16415 руб.
Поскольку доход Крыловского В.А. превышает указанный размер, суд приходит к выводу, что признаками малоимущего лица в целях предоставления жилого помещения на условиях социального найма истец не обладает.
Наличие угрозы для жизни, проживающих в квартире лиц, подтверждается выводами экспертизы представленной истцом. При этом эксперт исходит из аварийного состояния дома. Возможность внезапного обрушения стен и перекрытий не установлена. Решение о незамедлительном отселении лиц, проживающих в жилом доме, уполномоченным органом не принималось. Кроме того, истец фактически в данном жилом помещении не проживает и не лишён возможности обратиться за предоставлением маневренного жилого фонда.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции № 88-13928/2022 от 10.10.2022.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из положений ст. 88-94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец при обращении с иском оплатил государственную пошлину, которая в силу указанных выше норм относится к судебным расходам.
Поскольку в удовлетворении иска отказано, оснований для взыскания с ответчика расходов на уплату государственной пошлины согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Крыловского Вячеслава Александровича ... к администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" ... о возложении обязанности о возложении обязанности предоставить на условиях социального благоустроенное жилое помещение применительно к условиям МО ГО "Сыктывкар", отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 34,9 кв.м взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: по адресу ...
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Попов А.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 13.04.2023.