Судья Едиджи С.Х. дело № 33-172 2017 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 февраля 2017 года город Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Соловьёвой О.М.
судей – Аутлева Ш.В. и Муращенко М.Д.
при секретаре – Водижевой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Шишова А.Ю., Лаюк С.К. и Нагой З.С. на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17 августа 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований в удовлетворении исковых требований Шишова А.Ю., Нагой З.С., Лаюк С.К. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и обязании ОАО «Черномортранснефть» демонтировать нефтепровод, проложенный в границах земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Шишову А.Ю., взыскании с ОАО «Черномортранснефть» в пользу Шишова А.Ю. компенсацию причиненных убытков, в том числе дисконтированной упущенной выгоды за часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., попадающего в охранную зону магистрального нефтепровода, рассчитанной на 49 лет в размере <данные изъяты> рублей;
- устранении препятствий в пользовании земельным участком и обязанииАО «Черномортранснефть» демонтировать нефтепровод, проложенный в границах земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером №, расположенного по адресу: №, принадлежащего Лаюк С.К., взыскании с ОАО «Черномортранснефть» в пользу Лаюк С.К. компенсацию причиненных убытков, в том числе дисконтированной упущенной выгоды за часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., попадающего в охранную зону магистрального нефтепровода, рассчитанной на 49 лет в размере <данные изъяты> рублей;
- устранении препятствий в пользовании земельным участком и обязании ОАО «Черномортранснефть» демонтировать нефтепровод, проложенный в границах земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером №, расположенного по адресу: №, принадлежащего Нагой З.С., взыскании с ОАО «Черномортранснефть» в пользу Нагой З.С. компенсацию причиненных убытков, в том числе дисконтированной упущенной выгоды за часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., попадающего в охранную зону магистрального нефтепровода, рассчитанной на 49 лет в размере <данные изъяты> рублей, - отказать»,
заслушав доклад судьи Соловьёвой О.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шишов А.Ю., Лаюк С.К., Нагой З.С. обратились в суд с иском к АО «Черномортранснефть» об устранении препятствий в пользовании земельным участком и компенсации причиненных убытков.
Требования основаны на том, что Шишов А.Ю. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером №, расположенного по адресу: №, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года, запись в реестре за №, после смерти ФИО11
За Лаюк С.К. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 28 700 кв.м., из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
За Нагой З.С. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 28 700 кв.м., из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ году при получении кадастровой выписки на земельные участки Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РА в графе «сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территории», что земельный участок частично входит в зону «Охранная зона магистрального трубопровода «Крымская-Краснодар» ДУ 300 (км.0100,969)», 01.05.2.7, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Госгортехнадзора от 22.02.1992. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в охранную зону.
Как следует из разъяснения Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РА зоны с особыми условиями использования территорий внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
На земельных участках, принадлежащих истцам на праве собственности ОАО «Черномортранснефть» систематически ведет строительства и работы соответствующего характера по обслуживанию трассы нефтепровода самовольно, без какого-либо конструктивного предварительного согласования с истцами, как с собственниками земельных участков.
Истцы обратились в экспертные учреждения для определения рыночной стоимости земельных участков и рыночной стоимости убытков. Ответчику предложено выплатить в добровольном порядке рыночную стоимость убытков, в том числе дисконтированной упущенной выгоды причиненных за часть земельного участка, попадающего в охранную зону магистрального нефтепровода. Однако ответчик в выплате отказал, указав, что препятствия к осуществлению сельскохозяйственной деятельности на земельных участках отсутствуют.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.08.2016 в удовлетворении исковых требований Шишова А.Ю., Лаюк С.К., Нагой З.С. к АО «Черномортранснефть» об устранении препятствий в пользовании земельным участком и компенсации причиненных убытков отказано. Суд исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих нарушение прав истцов по владению и пользованию земельными участками в связи с прокладкой нефтепровода.
В апелляционной жалобе Шишов А.Ю., Лаюк С.К., Нагой З.С. просят решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.08.2016 отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования. Доводы жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Апеллянты считают, что к рассматриваемым отношениям подлежат применению специальные нормы, регулирующие порядок взыскания убытков при установлении ограничения права собственника земельного участка, отличные от общих норм гражданского законодательства о порядке взыскания убытков. Основанием для взыскания убытков является сам факт установления ограничений прав собственника земельного участка, следствием которого явилось изменение рыночной стоимости земельного участка либо прекращение обязательств собственника земельного участка перед третьими лицами.
Заслушав доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия Верховного суда Республики Адыгея считает апелляционную жалобу необоснованной ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции, через территорию Тахтамукайского района Республики Адыгея в ДД.ММ.ГГГГ году проложен магистральный трубопровод «Крымская-Краснодар» ДУ 300. Магистральный трубопровод «Крымская-Краснодар» ДУ 300 принадлежит АО «Черномортранснефть» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для выдачи свидетельства послужил план приватизации государственного предприятия – Производственное объединение черноморских магистральных нефтепроводов от ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу документов и проверку законности сделки. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на магистральный трубопровод выдано в ДД.ММ.ГГГГ году, не аннулировано и действует по настоящее время, соответственно оснований сомневаться в компетентности выдавшего его органа не имеется, так же как и в законности предоставленных в регистрационные органы правоустанавливающих документов.
Указанный трубопровод проходит, в том числе, по принадлежащим на праве собственности истцам земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, № и является опасным производственным объектом. На основании статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации АО «Черномортранснефть» несет бремя содержания опасного производственного объекта.
Согласно статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.06.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязывает организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах Постановлением Совмина СССР от 12.04.1979 № 341 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 29.04.1992 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов (далее - Правила).
Согласно пункту 1.3. Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, они являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и Управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов.
Согласно пункту 7 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением от 12.04.1979 № 341 и пункту 4.1. Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 29.04.1992 для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.
Исходя из пункта 8 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением от 12.04.1979 № 341 и пункта 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992, земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил.
Сведения о наличии охранных зон магистрального трубопровода «Крымск-Краснодар» на территории Тахтамукайского района Республики Адыгея были внесены в Государственный земельный кадастр по Республике Адыгея ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2 части 1 и пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае его самовольного занятия, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, и освобождению земельного участка.
Из вышеуказанных норм следует, что возможность защиты прав собственника земельного участка таким способом как устранение нарушения прав собственника земельного участка, не связанного с лишением владения, Земельный кодекс Российской Федерации связывает с действиями по самовольному занятию земельного участка.
Именно наличие противоправных действий лица, по занятию земельного участка является основанием для выбора такого способа защиты вещного права как требование собственника или иного законного владельца об устранении всяких нарушений его прав в отношении принадлежащего ему земельного участка, не связанных с лишением владения, в силу чего входит в предмет доказывания по такому иску.
Право собственности ответчика АО «Черномортранснефть» на нефтепровод возникло ранее, чем права собственности истцов, следовательно согласие на строительство у них и не запрашивалось. Приобретая данные участки, они знали или должны были знать, при должной осмотрительности, о том, что под участками земли проходит нефтепровод, поскольку трассы трубопровода, а также охранные зоны обозначаются опознавательными знаками, в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, истцы осознанно приняли в собственность имущество ограниченного использования, поэтому не вправе ссылаться на нарушение их прав со стороны ответчика.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статьи 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если Истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями Ответчика не связанными с лишением владения нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда Истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны Ответчика.
Однако в материалах дела не имеется доказательств наличия препятствий в использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением в результате прокладки нефтепровода.
Истцами не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения действиями АО «Черномортранснефть» строительных норм спорного объекта, или нарушения прав истцов как собственников земельных участков.
Также суду не представлено доказательств наличия препятствий в использовании принадлежащих истцам земельных участков в результате прокладки нефтепровода, которые могут быть устранены только путем его демонтажа, поскольку даже из пояснений истцов следует, что на участке какие-либо наземные сооружения, возведенные ответчиком, отсутствуют, что не препятствует осуществлению сельскохозяйственной деятельности.
Судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, верно определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом правового решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шишова А.Ю., Лаюк С.К. и Нагой З.С. – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись Соловьёва О.М.
Судьи: подпись Аутлев Ш.В.
подпись Муращенко М.Д.
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Соловьёва О.М.