РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2020 года город Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Зиновьева Ф.А.,
при ведении протокола секретарем Сидяковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-438/2020 по исковому заявлению Хохлова Юрия Владимировичак государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты,
установил:
Хохлов Ю.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее – ГУ ТО «УСЗН Тульской области»), в котором просилпризнать за ним право, как ветерана труда, на получение ежемесячной денежной выплаты, согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с момента обращения (14 мая 2019 года) в ГУ ТО «УСЗН Тульской области».
В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном труда, имеет соответствующее удостоверение.
14 мая 2019 года он обратился в отдел социальной защиты населения по Кимовскому району (далее – ОСЗН по Кимовскому району – филиал ГУ ТО «УСЗН Тульской области») с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.
Решением ОСЗН по Кимовскому району – филиал ГУ ТО «УСЗН Тульской области» № от 20 мая 2019 ему отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты.
С данным решением он не согласен, считает, что Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержит конкретных указаний на необходимость достижения им возраста, дающего право на назначение пенсии по старости для назначения ежемесячной денежной выплаты.
Истец Хохлов Ю.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведении. Обратился к суду с письменным заявлением, в котором исковые требования поддержал и просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика – ГУ ТО «УСЗН Тульской области» в судебное заседание не явился, извещен о нем надлежащим образом, возражений не представил, не просил об отложении дела слушанием в свое отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пп. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст.ст.10, 13, 22 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно ст.22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Действие указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.Статья 7 Закона Тульской области №493-ЗТО в качестве меры социальной поддержки предусматривает ежемесячную денежную выплату ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом ст.3 указанного Закона предусматривает ограничение по возрасту только в случаях предоставления льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50% коммунальных услуг и не содержит указаний на то, что такое ограничение подлежит распространению на иные меры социальной поддержки.
Из представленного истцом удостоверения серии <данные изъяты> № с отметкой «Ветеран труда», выданного 31 июля 2017 года ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» отдел социальной защиты населения по Кимовскому району следует, что Хохлов Ю.В. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных ст. 22 Федерального закона «О ветеранах».
14 мая 2019 года Хохлов Ю.В. обратился в ОСЗН по Кимовскому району – филиал ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.
Решением № от 20 мая2019 года ОСЗН по Кимовскому району – филиал ГУ ТО «УСЗН Тульской области» отказано Хохлову Ю.В. в назначении ЕДВ как ветерану труда в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в связи с не достижением пенсионного возраста.
В силу пп.2 п.1 ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО, ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату, причем в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, достаточно наличия самого статуса гражданина – «Ветеран труда». Следовательно, Хохлов Ю.В. имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки и в соответствии законом Тульской области в размере, установленном в пп. 2 п.4 указанной статьи.
В целях реализации закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО, постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201 утвержден «Порядок назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельных категорий жителей Тульской области» (далее - Порядок).
В соответствии с п.4 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства.
Согласно п.8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплатой считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Хохлов Ю.В. впервые обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты с приложением всех необходимых документов в ОСЗН по Кимовскому району – филиал ГУ ТО «УСЗН Тульской области» (орган социального развития по месту своего жительства) 14 мая 2019 года, что следует из заявления Хохлова Ю.В.
Поскольку Закон Тульской области №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также обязательным получением того или иного вида пенсии, суд приходит к выводу о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению истца, имеющего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению ее прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области, принятыми в пределах их компетенции.
К моменту подачи указанного заявления Хохлов Ю.В. имел право на назначение ежемесячных денежных выплат (удостоверение о присвоении звания «Ветеран труда» выдано 31 июля 2017 года), в связи с чем, у ответчика не было оснований для отказа в предоставлении указанной льготы. Следовательно, данные выплаты должны быть назначены истцу со дня обращения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, то есть с 14 мая 2019 года.
Данная обязанность должна быть исполнена ГУ ТО «УСЗН Тульской области», поскольку именно территориальные органы министерства социального развития Тульской области осуществляют предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, в соответствии с Порядком назначения и предоставления денежных выплат отдельных категорий жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года №201.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, в совокупности с нормами действующего законодательства, суд находит исковые требования Хохлова Ю.В. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Хохлова Юрия Владимировичак государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки – удовлетворить.
Признать за Хохловым Юрием Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцем <данные изъяты>, право на получение меры социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить Хохлову Юрию Владимировичу, ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 14 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца.
Председательствующий: