Дело № 2-1809/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Олейника И.И.
при секретаре Дикгаут К.В.,
с участием прокурора Князьковой Е.А.,
представителя ответчика Давыдова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
06 февраля 2018 года гражданское дело по иску Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО СК «Мастер-ДомСтрой» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности,
установил:
Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО СК «Мастер-ДомСтрой» о возложении обязанности предоставить в компетентный орган в области транспортной безопасности – Федеральное агентство морского и речного транспорта, информацию для проведения категорирования грузопассажирского колесного парома ...
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика с требованиями прокурора согласился.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Сыктывкарской транспортной прокуратурой в декабре 2017 года была проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности в деятельности ООО СК «Мастер-ДомСтрой», в ходе которой выявлены нарушения.
Согласно свидетельству о праве собственности на судно ... от ** ** ** грузопассажирский колесный паром ...» принадлежит муниципальному образованию городского поселения «...».
В соответствии с договором аренды имущества, входящего в состав муниципальной собственности городского поселения «Емва» от 28.04.2017 грузопассажирский колесный паром «Вымь» передан в аренду до 31.12.2020 ООО СК «Мастер-ДомСтрой».
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом №35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму».
Как следует из положений ст.1 Закона о противодействии терроризму, правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Закон о противодействии терроризму и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ст.2 указанного Закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; а также особенно приоритет мер предупреждения терроризма и их соразмерность степени террористической опасности.
Правовой анализ положений ст.3 Закона о противодействии терроризму позволяет сделать вывод о том, что под противодействием терроризму наряду с иными видами понимается деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства принят Федеральный закон от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
В соответствии с п.1 ст.1 Закона о транспортной безопасности под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее. безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о противодействии терроризму дано определение террористического акта как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Таким образом, требования законодательства о транспортной безопасности направлены и на противодействие террористической деятельности.
В соответствии с п.2 и п.6 ст.1 Закона о транспортной безопасности категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - является отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Подпунктом «г» пункта 11 статьи 1 Закона о транспортной безопасности установлено, что транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров.
Подпунктом 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п.п.5,6,7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 №678, обеспечение проведения оценки уязвимости транспортного средства и утверждение в установленном порядке результатов такой оценки, а также разработка плана обеспечения транспортной безопасности, входит в обязанность субъекта транспортной инфраструктуры, владеющего транспортным средством, и осуществляется им с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов.
Первичное установление, а также изменение значения категории возможны только по инициативе владельца объекта транспортного средства, поскольку только субъект транспортной инфраструктуры предоставляет компетентному органу в области транспортной безопасности данные о количественных показателях критериев категорирования, при этом обязанность предоставления в компетентные органы полной и достоверной информации для проведения категорирования, предусмотренного ст.6 Закона о транспортной безопасности, возложена на субъекты транспортной инфраструктуры (п.4 ч.2 ст.12 Закона).
Таким образом, проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно, пока субъект транспортной инфраструктуры не инициирует процедуру категорирования ТС и не подаст заявку в компетентный орган.
Проведенной проверкой исполнения ООО СК «Мастер-ДомСтрой» требований законодательства о транспортной безопасности установлено, что эксплуатация грузопассажирского колесного парома ...», регистрационный №..., производится организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом на основании договора аренды от ** ** ** и лицензии от ** ** ** ...
Указанное судно используется для перевозки пассажиров на паромной переправе по маршруту ... на ... км реки .... В то же время соответствующие меры к обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности транспортного средства не были приняты.
ООО СК «Мастер-ДомСтрой» сведения, необходимые для проведения категорирования транспортного средства, используемого в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности не предоставлены.
Таким образом, ООО СК «Мастер-ДомСтрой» не исполнило требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности.
В результате бездействия ООО СК «Мастер-ДомСтрой» защищенность транспортного средства - грузопассажирского колесного парома ...», предназначенного для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, надлежащим образом не обеспечена, чем созданы предпосылки для актов незаконного вмешательства.
При указанных обстоятельствах нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на безопасность, отсутствие категории транспортного средства препятствует разработке плана обеспечения транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры и реализации предусмотренных им мер по транспортной безопасности, в связи с чем уровень обеспечения транспортной безопасности на транспортном средстве не соответствует степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства, а также предъявляемым государством требованиям по защите объектов транспорта от противоправных посягательств.
Нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, интересам личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц на транспортном средстве (пассажиров), а также лиц, работающих на пассажирских судах, иных лиц, находящихся на причале, и в непосредственной близости от них.
На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме. Определяя срок организации мероприятий по устранению нарушений законодательства, с учетом разумности, а также характера выявленных нарушений и способа их устранения целесообразно установить срок по устранению нарушений 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО СК «Мастер-ДомСтрой» предоставить в Федеральное агентство морского и речного транспорта информацию для проведения категорирования грузопассажирского колесного парома «..., в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.И.Олейник