Решение по делу № 2-617/2023 от 21.03.2023

2-617/2023

УИД: 24RS0018-01-2023-000446-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2023 года                                  г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Петуховой М.В., с участием

представителя истца КГКУ «УСЗН» Бунтиной Т.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика Карвась А.В.,

при секретаре Клитенкович М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Карвась А. В. о взыскании излишне выплаченных сумм,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратилось в суд с иском к Карвась А.В., в котором просит взыскать незаконно полученную сумму государственной помощи на основании социального контракта в размере 250000 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5700 рублей.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Карвась А.В. обратился в территориальное отделение краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края (далее - ТО КГКУ «УСЗН») с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности). С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта, осуществляет краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (далее - КГКУ «УСЗН») в лице его территориальных отделений. На территории г. Зеленогорска указанные полномочия осуществляет ТО КГКУ «УСЗН». Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан». Решением ТО КГКУ «УСЗН» от ДД.ММ.ГГГГ ответчику была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, направленной на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Согласно справке ИФНС ответчик с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, то есть являлся самозанятым. С ответчиком заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 6 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Согласно социальному контракту ответчику предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250000 рублей на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, а именно, на оказание услуг по удалению вмятин без покраски и полировки автомобиля, в том числе: на приобретение оборудования для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 206955 рублей; на приобретение материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 43045 рублей. Перечень приобретаемых основных средств, материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности указан в программе социальной адаптации, в приложении к социальному контракту. В соответствии с разделом 4 социального контракта получатель обязался: приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в ТО КГКУ «УСЗН» подтверждающие документы; расходовать государственную помощь, полученную в объеме и на цели, указанные в разделе 2 социального контракта; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по инициативе Получателя), а также в случае выявления факта нецелевого использования получателем денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта; предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным в ТО КГКУ «УСЗН» лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты управления отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению к социальному контракту; добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания назначенной ему (его семье) государственной помощи), в течение 30 дней со дня получения от управления уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи. Решением ТО КГКУ «УСЗН» от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 250000 рублей были перечислены на счет получателя, указанный в заявлении. ДД.ММ.ГГГГ был составлен отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с которым было приобретено: часть оборудования на сумму 194 856 рублей, часть материально-производственных запасов на сумму 1520 рублей, представлена справка о доходах, согласно которой доходы за июль составили 0,00 рублей. 06.09.2022    года был составлен отчет о том, что ответчик осуществляет деятельность в качестве самозанятого, приобретение оставшегося оборудования и материально-производственных запасов планируется в сентябре-октябре 2022 года, представлена справка о доходах, согласно которой доходы август составили 3000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ был составлен отчет о том, что ответчик осуществляет деятельность в качестве самозанятого, приобретение оставшегося оборудования и материально-производственных запасов планируется в октябре-декабре 2022 года, представлена справка о доходах, согласно которой доходы за сентябрь составили 0,00 рублей. 03.11.2022    года был составлен отчет о том, что ответчик осуществляет деятельность в качестве самозанятого, приобретение оставшегося оборудования и материально-производственных запасов планируется в ноябре-декабре 2022 года, представлена справка о доходах, согласно которой доходы за октябрь вновь составили 0,00 рублей. ДД.ММ.ГГГГ был составлен отчет о том, что ответчик осуществляет деятельность в качестве самозанятого, приобретена часть материально-производственных запасов на сумму 34 761 рубль, представлена справка о доходах, согласно которой доходы за ноябрь также составляли 0,00 рублей. ДД.ММ.ГГГГ был составлен отчет за декабрь 2022 о том, что ответчик осуществляет деятельность в качестве самозанятого, представлена справка о доходах, согласно которой доходы за декабрь составили 10 000 рублей. 13.01.2022     года был составлен отчет за январь 2023 о том, что ответчик осуществляет деятельность в качестве самозанятого, приобретены материально-производственные запасы на сумму 18207 рублей. ДД.ММ.ГГГГ срок действия социального контракта закончился, ответчик полностью не отчитался за выполнение мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. Ответчиком не приобретено оборудование на сумму 12099 рублей. Кроме того, доходы ответчика за весь срок действия социального контракта оставались нулевыми (кроме августа 2022 (3000 руб.) и декабря 2022 (10000 руб.), хотя государственная социальная помощь на основании социального контракта была направлена на преодоление ответчиком трудной жизненной ситуации, а также на повышение доходов получателя, хотя бы на получение ежемесячного дохода в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в Красноярском крае (с ДД.ММ.ГГГГ - 16 451 руб.). ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме ответчик пояснил, что оставшееся оборудование он покупать не будет, причины не объяснил, на контакт не шел, добровольно вернуть денежные средства, потраченные не по целевому назначению, отказался. Ответчику было разъяснено, что в случае отказа от добровольного возврата денежных средств, ТО КГКУ «УСЗН» будет вынуждено обратиться в суд. ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме ответчик пояснил, что оставшееся оборудование он покупать не будет, вернуть денежные средства возвратить отказался. В связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ ответчик не выполнил в полном объеме мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и программой социальной адаптации, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке на основании подпункта 5 пункта 35 Порядка. В адрес ответчика направлено уведомление о возврате полученных денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.

В судебном заседании представитель истца КГКУ «УСЗН» Бунтина Т.С., поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что при возникновении разногласий с сотрудником по включению в отчет расходов нужно было обращаться к руководителю. Они принимают только те наименования, которые указаны в контракте. Наличие приобретенного оборудования они не проверяли. Компрессор относится к виду деятельности ответчика.

Ответчик Карвась А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, пояснил, что все документы по расходам на оборудование и материально-производственные запасы приносил в КГКУ «УСЗН», специалисты часть расходов вычеркивали, устно не принимали к отчету и возвращали ему. Все чеки продавцы оправляли ему повторно, так как не принимались в электронном виде. Он не знал, что можно продлить контракт. Приходил в КГКУ «УСЗН», чтобы решить вопрос по возмещению. Ему отказали в принятии компрессора, так как им принципиально нужен был кассовый чек, он представлял электронный чек. Все платежи он производил с карты сына, чтобы избежать взысканий на денежные средства в рамках исполнительного производства. Сотрудника истца подтвердил возможность такого способа оплаты. Вначале у него были нулевые доходы, так как закупал оборудование и материалы, искал помещение.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный специалист ТО КГКУ «УСЗН» ФИО5 пояснила, что при подписании социального контракта она озвучивает сумму, период действия социального контракта, мероприятия, которые должны выполнить, сумму и сроки. Также объясняет, что вначале нужно оборудование купить, а на оставшиеся деньги купить материалы. Указывает, что необходимо выполнить в срок и согласно перечню. Они не дают разрешения переводить денежные средства на карту другого держателя. Все документы должны быть оформлены на держателя денежных средств. У них отчетность и везде должна быть указана сторона социального контракта. ФИО2 Игоревна в последний отчет говорила о том, что заявитель не приобрел одну позицию из перечня оборудования, дали ему время. Карвась пояснил, что денег нет и приобретать ничего не будет, так ей сказали. Она проверяла отчеты, но лично с заявителем не общалась.

Выслушав представителя истца, ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственная социальная помощь на основании социального контракта производится за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых должно отвечать принципу эффективности необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Частями 1, 7 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» утвержден Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (Приложение № 11) (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 года № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».

Согласно подпункту 2 пункта 7 Порядка уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

В соответствии с пунктом 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Пунктом 28 Порядка установлено, что получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления ряда обстоятельств, в том числе непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем первым пункта 28 Порядка.

В соответствии с пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

Согласно пункту 37 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

В соответствии с пунктом 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 39 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Карвась А.В. обратился в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» в г. Зеленогорске с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором просил назначить ему государственную социальную помощь на основании социального контракта при возникшей трудной жизненной ситуации, преодоление которой может быть осуществлено в результате реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

В заявлении ответчик личной подписью подтвердил, что предупрежден о том, что денежные средства, излишне выплаченные вследствие представления документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытия данных или несвоевременного уведомления об обстоятельствах, влекущих утрату права на получение государственной помощи, подлежат возмещению добровольно или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также заявителем представлено резюме проекта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, с описанием планируемых расходных обязательств в период срока действия социального контракта.

Согласно решению КГКУ «УСЗН» от ДД.ММ.ГГГГ Карвась А.В. назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта.

ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «УСЗН» и Карвась А.В. был заключен социальный контракт на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Карвась А.В. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250000 рублей на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности по оказанию услуг по удалению вмятин без покраски и полировки автомобиля, в том числе: на приобретение оборудования для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 206955 рублей (швейная машина, машина для спуска края кожи, компрессор, парогенератор, набор для реставрации кожи и винила); на приобретение материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 43045 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Карвась А.В. была перечислена единовременная денежная выплата в размере 250000 рублей.

    Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Карвась А.В. были представлены в КГКУ «УСЗН» отчеты, подтверждающие расходы на приобретение оборудования на сумму 194856 рублей (набор для реставрации кожи и винила, швейная машина, парогенератор, машина для спуска края кожи); материально-производственных запасов на сумму 54488 рублей, всего на общую сумму 249344 рублей, а также справки о доходах, согласно которым доходы за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года составили 0 рублей, за август 2022 года – 3000 рублей, за декабрь 2022 года – 10000 рублей.

    Представленными ответчиком Карвась А.В. в судебном заседании расходными накладными, чеками по операциям, квитанциями по оплате, справками по операции, счетами, кассовыми чеками, товарными чеками, подтверждаются вышеуказанные расходы ответчика на приобретение оборудования и материально-производственных запасов, часть из которых прияты к возмещению специалистами КГКУ «УСЗН», часть устно отклонена.

    ДД.ММ.ГГГГ срок действия социального контракта заканчивался, ответчик полностью не отчитался за выполнение мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, согласно доводам истца Карвась А.В. не приобретено оборудование на сумму 12099 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении с Карвась А.В. социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ в связи с невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки.

В тот же день ТО КГКУ «УСЗН» было направлено уведомление Карвась А.В. о расторжении социального контракта и возврате денежных средств в сумме 250000 рублей до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в соответствии с пунктом 39 Порядка, подпунктами 10, 17 пункта 4.1 социального контракта ответчик обязан:

- возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по инициативе получателя), а также в случае выявления факта нецелевого использования получателем денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта;

- добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания назначенной ему (его семье) государственной помощи), в течение 30 дней со дня получения от Управления уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи.

    Между тем, как следует из объяснений ответчика Карвась А.В., представленных им документов: справки по операции от ДД.ММ.ГГГГ, чека по операции от ДД.ММ.ГГГГ, товарного чека от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленного на обозрение суда компрессора усматривается, что ответчиком Карвась А.В. у ИП ФИО6 через интернет-магазин Jas-Air.ru приобретен компрессор за 10539 рублей. Данный компрессор имеет отношение к предпринимательской деятельности ответчика, приобретение компрессора предусмотрено условиями социального контракт, что не оспорено стороной истца.

    При этом согласно общедоступной информации в сети Интернет ИП ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность «Торговля оптовая неспециализированная» через интернет-магазин Jas-Air.ru. В разделе «Контакты» интернет-магазин Jas-Air.ru указаны реквизиты и контактные данные ИП ФИО6, в разделе «Оплата» данного интернет-магазина указано, что сделать перевод можно с помощью систем «Сбербанк Онлайн», номер карты Сбербанка, на которую необходимо оформить перевод, приходит в подтверждающем заказ письме.

    Ответчиком Карвась А.В. с разумной степенью достоверности доказано, что предоставленные ему по социальному контракту денежные средства использованы по целевому назначению - на выполнение мероприятий программы социальной адаптации. При этом из объяснений ответчика и представленных им платежных документов усматривается, что Карвась А.В. полученную денежную выплату в сумме 230000 рублей ДД.ММ.ГГГГ внес на банковскую карту своего родственника Степана ФИО8 № **** **** **** 6539 для того, чтобы в дальнейшем расплачиваться за приобретаемые оборудование и материально-производственные запасы для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, после чего со счета данной карты ДД.ММ.ГГГГ произвел оплату за компрессор в сумме 10539 рублей на счет карты, указанный продавцом ИП ФИО6 В связи с тем, что в приеме электронных документов ответчику было устно отказано специалистами КГКУ «УСЗН», им был у продавца запрошен товарный чек.

При таких обстоятельствах доводы истца о нецелевом использовании ответчиком Карвась А.В. денежных средств в сумме 10539 рублей основаны на ошибочном толковании норм права и не соответствуют обстоятельствам дела.

Статьей 313 ГК РФ предусмотрена возможность исполнения обязательств третьими лицами. Заключенный сторонами социальный контракт не содержит запрета или ограничений относительно способов приобретения и оплаты оборудования и материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Доказательств того, что Карвась А.В. предупреждался о том, что по социальному контракту нельзя использовать банковские карты третьих лиц, материалы дела не содержит.

Несвоевременное исполнение ответчиком обязанностей по социальному контракту, в том числе нарушение срока представления отчета, при недоказанности нецелевого использования денежных средств по смыслу закона не может являться основанием для возврата полученной государственной помощи.

В данном случае суд принимает во внимание, что социальный контракт имеет своей целью адресную помощь гражданам, поэтому условия социального контракта нельзя рассматривать формально и в отрыве от конкретных обстоятельств. Для установления наличия или отсутствия факта нецелевого использования денежных средств все обстоятельства должны оцениваться в их совокупности.

Также истцом не доказан факт осуществления Карвась А.В. гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (статья 10 ГК РФ), в том числе факт представления ответчиком документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытия данных или несвоевременного извещения об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания назначенной ей государственной помощи.

    Дополнительно представленной ответчиком справкой о доходах за 2023 года подтверждается, что доход Карвась А.В. за январь составил 7500 рублей, за февраль – 15500 рублей, за март – 29000 рублей, за апрель – 11500 рублей, за июнь – 20000 рублей, за июль – 3500 рублей.

    Представленными справками о доходах ответчика подтверждается увеличение доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход, что свидетельствует об изменении материального положения ответчика по окончании срока действия социального контракта, преодолении ответчиком трудной жизненной ситуации, то есть об эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В силу установленных судом обстоятельств использования Карвась А.В. денежных средств в сумме 10539 рублей, представленных ему по социальному контракту в целях осуществления предпринимательской деятельности – на приобретение компрессора, то есть на цели, предусмотренные социальным контрактом, и отсутствия доказательств его недобросовестности при использовании денежных средств, представленных ему на условиях социального контракта, а также сокрытия им сведений, влияющих на право получения государственной социальной помощи, учитывая пояснения ответчика о добросовестном заблуждении относительно порядка исполнения условий контракта после истечения срока его действия, исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.

Однако до настоящего времени не использованные на приобретение оборудования в целях осуществления предпринимательской деятельности денежные средства в сумме 1560 рублей (206955 – 194856 – 10539) в добровольном порядке не возвращены, отчет об использовании денежных средств в указанной сумме на выполнение мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в нарушение Порядка КГКУ «УСЗН» не представлен.

    Таким образом, ответчик Карвась А.В. в отсутствие законных оснований приобрел денежные средства в сумме 1560 рублей, которые не были использованы по целевому назначению, поэтому обязан возвратить неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).

    Оснований для применения положений статьи 1109 ГК РФ не имеется.

Принимая во внимание доказанность наличия вреда и его размера, отсутствие доказательств использования Карвась А.В. представленных ему по социальному контракту денежных средств в сумме 1560 рублей в целях осуществления предпринимательской деятельности, противоправности и недобросовестности действий ответчика в этой части, наличия его вины, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, суд находит заявленные КГКУ «УСЗН» исковые требования в части взыскания 1560 рублей законными и обоснованными. Правовые основания для взыскания с ответчика использованных по целевому назначению денежных средств в сумме 248440 рублей отсутствуют, поскольку по смыслу подпункта 10 пункта 4.1 социального контракта должны быть возвращены в полном объеме только использованные не по целевому назначению денежные средства.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании статьи 98 ГПК РФ, статьи 333.19 НК РФ с ответчика Карвась А.В. в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в сумме 400 рублей подтвержденные платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» частично удовлетворить.

Взыскать с Карвась А. В. (паспорт ) в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» излишне выплаченную сумму в размере <данные изъяты> рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты>) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

         Судья                                       М.В. Петухова

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2023 года.

2-617/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Карвась Андрей Владимирович
Другие
Архипова Татьяна Владимировна
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Петухова М.В.
Дело на странице суда
zelen.krk.sudrf.ru
21.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2023Передача материалов судье
21.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.05.2023Предварительное судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
04.07.2023Судебное заседание
04.07.2023Судебное заседание
14.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее