Судья суда 1-ой инстанцииБлагодатная Е.Ю. | Дело № 33-8921/2023УИД 91RS0003-01-2023-000756-68 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26.10.2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи | Крапко В.В., |
Судей | Корсаковой Ю.М.,Лозового С.В., |
при секретаре | Мусийчук В.Ю., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Крапко В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Центрального районного суда г.Симферополь Республики Крым от 05.07.2023 года по иску Костылевой Е.А. к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л а :
Костылева Е.А. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просила: признать незаконным и отменить решение Министерства труда и социальной защиты Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии за выслугу лет; возложить обязанность на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым назначить ей пенсию за выслугу лет в соответствии с абз.4 ч. 1 ст.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым» с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в её пользу уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
Исковое заявление мотивировано тем, что истец 10.06.2022 года, имея достаточный стаж на государственной гражданской службе Республики Крым, подала заявление в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014.
В августе 2022 года истцу была произведена выплата пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб. Однако с сентября 2022 года выплата вышеуказанной пенсии за выслугу лет не осуществляется. Также истцу было предоставлено решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, мотивированное тем, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в 2019 году, продолжительность замещения должности государственной гражданской службы Республики Крым для назначения пенсии за выслугу лет истца составила 05 лет 01 месяц 14 дней (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), то есть менее 7 лет, предусмотренных действующим Законом. Полагает, что на дату прекращения государственной гражданской службы Республики Крым она имела достаточную продолжительность требуемого стажа.
Решением Центрального районного суда г.Симферополь Республики Крым от 05.07.2023 года исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Министерства труда и социальной защиты Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии за выслугу лет.
На Министерство труда и социальной защиты Республики Крым возложена обязанность назначить Костылевой Е.А. пенсию за выслугу лет в соответствии с абз.4 ч. 1 ст.3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым" с ДД.ММ.ГГГГ.
С Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в пользу Костылевой Е.А. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое, которым заявленные требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к мотивам, изложенным в отказном решении Министерства.
Представители ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили удовлетворить апелляционную жалобу.
На вопрос судебной коллегии, представитель ответчика указал, что при предполагаемой достаточности соответствующей продолжительности замещения должности государственной гражданской службы Республики Крым, у истца возникло бы право на указанное дополнительное пенсионное обеспечение именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец против доводов апелляционной жалобы возражала.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежаще, явку не обеспечили.
Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом, Костылева Е.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес ответчика (Министерства) с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, приложив, кроме прочего трудовую книжку.
Решением Министерства труда и социальной защиты Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении пенсии за выслугу лет по основаниям недостаточности специального страхового стажа. Так, по расчетам Министерства, продолжительность замещения должности государственной гражданской службы Республики Крым для назначения пенсии за выслугу лет истца составила 05 лет 01 месяц 14 дней (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), то есть менее 7 лет предусмотренных действующим Законом.
Трудовая книжка содержит все достаточные данные для идентификации её владельца, Министерство не опровергало факта принадлежности таковой истцу.
Из трудовой книжки истца следует, что она с 2011 года была принята на должность заместителя начальника управления – начальника отдела экономки, финансов и бухгалтерской отчетности Министерства здравоохранения АР Крым как успешно прошедшая по конкурсу и зачисленная в кадровый резерв; с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность начальника экономики, финансов и бухгалтерской отчетности Министерства здравоохранения АР Крым; ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности в соответствии со ст.36 п.1 КЗоТ Украины; ДД.ММ.ГГГГ принята на государственную гражданскую службу Республики Крым и назначена на должность заместителя управления-заведующего отделом разработки, мониторинга исполнения целевых программ и отраслевого планирования управления финансов, экономического анализа и планирования Министерства здравоохранения Республики Крым; с ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин государственной гражданской службы Республики Крым государственного советника 3 класса; с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность начальника управления финансов, экономического анализа и планирования; с ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин государственной гражданской службы Республики Крым государственного советника 3 класса; со ДД.ММ.ГГГГ назначена должность начальника планово-экономического управления; с ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин государственной гражданской службы Республики Крым государственного советника 2 класса; с ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин государственной гражданской службы Республики Крым государственного советника 1 класса; ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт расторгнут с освобождением от занимаемой должности.
Суду первой инстанции была предоставлена справка о периодах замещения должностей включаемых в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет Костылевой Е.А.
Согласно сведениям Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ стаж государственной гражданской службы Костылевой Е.А. составляет 31 год 11 месяцев 02 дня.
Заявителем в исковом заявлении указывается основание к назначению пенсии по выслуге лет по абз.4 ч. 1 ст.3 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года № 42-ЗРК/2014.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела имеются надлежащие и допустимые доказательства полноты представленных Министерству доказательств для целей реализации социальных прав на получение пенсии по выслуге лет.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными, сделанными с учетом фактических обстоятельств дела и при правильном применении норм процессуального и материального права.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав граждан – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 19 Конституции РФ, в числе которых ст. 7 Конституции РФ, гарантирует установление государственных пенсий.
Государственные пенсии, согласно ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом.
Федеральный закон № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 названного закона).
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
Аналогичные положения, регулирующие условия назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим закреплены в Законе Республики Крым N 42-ЗРК/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым".
В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 3 Закона №42-ЗРК/2014 гражданские служащие Республики Крым при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с гражданской службы Республики Крым по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности государственной гражданской службы Республики Крым в течение периода, продолжительность которого устанавливается согласно Приложению 2 к Закону №42-ЗРК/2014.
Приложением №2 к Закону №42-ЗРК/2014 установлена необходимая продолжительность замещения должностей государственной гражданской службы Республики Крым для назначения пенсии за выслугу лет: в 2019 году – 4 года, в 2022 году и последующие годы - 7 лет.
Статьей 5 Закона №42-ЗРК/2014 предусмотрено, что стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Республики Крым исчисляется в соответствие Законом Республики Крым от 23.11.2016 года №298-ЗРК/2016 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым».
Законом №298-ЗРК/2016 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым» установлены периоды замещения должностей (периоды службы, работы) подлежащие включению в стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым, а также порядок исчисления указанного стажа.
Статьёй 6 Закона №298-ЗРК/2016 предусмотрено, что гражданам Российской Федерации, приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при исчислении стажа гражданской службы в соответствии со статьями 3 - 5 настоящего Закона помимо периодов замещения должностей, предусмотренных этими статьями, в указанный стаж включаются (засчитываются) периоды замещения с 01.01.1994 года по 17.03.2014 года должностей, замещавшихся в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21.02.2014 года (должностей, по которым присваивались ранги государственных служащих).
Исходя из анализа приведенных норм права следует, что юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежат установлению судом при решении вопроса о допустимости обсуждения вопроса о наличии у истца соответствующего права на пенсионное обеспечение гражданского служащего, являются установление факта осуществления им своих обязанностей по соответствующей должности на протяжении определенного период (25 лет), в том числе и к моменту увольнения по инициативе гражданского служащего в связи с расторжением служебного контракта (в 2019 году – 4 года, в 2022 году и последующие годы - 7 лет).
При этом указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного, учитывая приведенные нормы закона и оценив имеющиеся в деле доказательства, представленные истцом, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, при отсутствии противоречий в имеющихся в деле доказательствах, правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для учета в соответствующий стаж гражданской службы истца периода работы, в том числе и до 2014 года на должностях государственной гражданской службы, как подтвержденного относимыми и достаточными доказательствами, в том числе и предоставленными стороной работодателя. Произведенный судом первой инстанции расчет длительности стажа, предшествующий увольнению истца с гражданской службы всецело подтверждает приемлемость доводов иска о допустимости разрешения вопроса назначения пенсии по выслуге лет.
Указанное обстоятельство свидетельствует о недопустимости умаления социальных прав гражданского служащего на пенсионное обеспечение.
Доводы ответчика о том, что у истца отсутствует требуемая продолжительность стажа государственной гражданской службы, в том числе и к моменту обращения с заявление о назначении пенсии по выслуге лет, безосновательны, и не учитывают положений Закона Республики Крым от 23.11.2016 года №298-ЗРК/2016, в частности ответчик не представил в обоснование своих возражений доказательств, которые бы опровергали доказательства, представленные истцом, или позволяли бы суду прийти к иному выводу при разрешении спора.
Оценивая доказательства гражданской службы истца в указанные ею периоды, суд принял во внимание записи трудовой книжки и сведения работодателя.
Суд также обоснованно пришел к выводу о необходимости признания незаконным решения ответчика, которое фактически сводится к отказу в реализации социальных прав истца, с последующим возложением на Министерство, выступающее органом пенсионного обеспечения, обязанности принять для расчета соответствующей пенсии по старости истцу вышеуказанные периоды необходимые для определения достаточности соответствующего стажа.
Требования в части назначения пенсии по выслуге лет были удовлетворены в связи с достаточностью требуемого стажа, с учетом момента возникновения соответствующего права, а также с учетом диспозитивного начала гражданского судопроизводства.
К тому же момент возникновения соответствующего права в судебном заседании суда апелляционной инстанции, при предполагаемой достаточности требуемого стажа, подтвердил и сам ответчик.
Указания апеллянта на отсутствие оснований ко взысканию с ответчика государственной пошлины, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии по следующим основаниям.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (часть 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Правила распределения судебных расходов между сторонами перечислены в статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" содержатся разъяснения о том, что судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса).
Из изложенных норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, судом присуждается возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Положения гражданского процессуального закона, определяющие распределение судебных расходов между сторонами (статья 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационным судом общей юрисдикции применены неправильно.
Как видно из материалов дела, истцом при обращении в суд с настоящим иском к были понесены судебные расходы, в частности уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб., иск судом был удовлетворен, в связи с чем, согласно нормам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец имела право на возмещение судебных расходов, понесенных на уплату государственной пошлины, за счет ответчика – Министерства, пропорционально размеру удовлетворенных судом первой инстанции ее исковых требований.
Ссылка апеллянта на норму подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, положенная в обоснование довода о том, что с Министерства, выступающего по данному делу ответчиком, не подлежат взысканию расходы, понесенные исцтом на уплату государственной пошлины, является ошибочной, поскольку процессуальный закон не содержит исключений для возмещения таких судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона, выступающая по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) в силу названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины (в данном случае - Министерство).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2023 года № 2-КГ23-3-К3.
Таким образом, указанное решение суда следует оставить без изменения, как соответствующее нормам материального и процессуального закона, а также обстоятельствам, установленным судебным рассмотрением.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не дают оснований для вывода о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценки.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
о п р е д е л и л а :
Решение Центрального районного суда г.Симферополь Республики Крым от 05.07.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья:
Судьи:
апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 30.10.2023 года