Дело № 2а-1/2020
№
Решение
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Новохатской Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Миракяна СК к Администрации города Омска о признании частично не действующим постановления Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части расположения земельного участка кадастровый №,
установил:
Миракян С.К. обратился в суд с вышеназванным иском к административному ответчику. Просит признать недействующим в части постановление Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области". Указывает, что он на основании договора купли продажи № от 07.06.2010 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, <адрес>. Сведения о земельном участке внесены в Единый реестр недвижимости 11.01.2006. 17.06.2019 Администрацией ЦАО г.Омска в Первомайский районный суд г.Омска подано исковое заявление к Миракян С.К. о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> самовольной постройкой и возложении на Миракян С.К. обязанности осуществить снос данного объекта капитального строительства. В качестве оснований для признания строения самовольным Администрация ЦАО г.Омска указывает на нарушение градостроительных норм и правил, а именно: генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 №43; Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 №201; Проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе – улица 24 Северная – улица Челюскинцев – улица 2 Восточная – улица 5 Северная – улица 7 Северная в Центральном административном округе города Омска, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п. Административный истец полагает, что проект планировки территории, утвержденный Постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, нарушает права и законные интересы административного истца. Земельный участок с кадастровым номером № согласно Правилам землепользования находится в границах территориальной зоны городского наземного транспорта (ИТ-2). Согласно генеральному плану земельный участок находится в границах магистрали общегородского значения регулируемого движения по ул. 24 Северная. Согласно Проекту планировки земельный участок находится в зоне планируемого размещения магистральной улицы общегородского значения - ул. 24 Северная. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2006г., т.е. до принятия Генерального плана города Омска, Правил землепользования. Таким образом, в утвержденной градостроительной документации имеются противоречия: Правила землепользования не соответствуют Генеральному плану, Проект планировки не соответствует Правилам землепользования. Кроме того, при принятии Проекта планировки не был соблюден процесс принятия и обнародования данного муниципального правового акта. При опубликовании оспариваемого нормативно правового акта были нарушены требования к определению объема информации, подлежащей обнародованию. Опубликование Постановления Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п и размещение его на официальном сайте произведено в нарушение требований ч.14 ст.46 ГК РФ, ч.2 ст.47 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.8 ст.7 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета 20.09.1995 №92. Графическая часть Проекта планировки опубликована в формате недоступном для восприятия. Поскольку графическое приложение при публикации оказалось нечитаемым, порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта не может быть признан соблюденным. На основании изложенного, просит признать недействующим Проект планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе – улица 24 Северная – улица Челюскинцев – улица 2 Восточная – улица 5 Северная – улица 7 Северная в Центральном административном округе города Омска, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п, в части расположения земельного участка с кадастровым номером № в зоне планируемого размещения магистральной улицы общегородского значения - <адрес>.
Представителем административного истца Миракян С.К., действующим на основании доверенности Андреасян А.А., в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам иска. Дополнительно указал, что в настоящее время на спорном земельном участке находится домостроение площадью 1025 кв.м., ранее расположенные домостроения площадью 67,8 кв.м. и 27,7 кв.м. были снесены. Спор по иску администрации ЦАО г. Омска о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> самовольной постройкой и возложении на Миракян С.К. обязанности осуществить снос данного объекта капитального строительства, до настоящего времени не разрешен, дело приостановлено до разрешения настоящего спора.
Истец участия в судебном заседании участия не принимал, уведомлен о рассмотрении дела надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации г. Омска Веселкова И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска поддержала доводы письменного отзыва (л.д.73-78).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 1 ст. 208 КАС с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории (ч. 17 ст. 45 ГрК РФ).
Судебным разбирательством установлено, что Миракяну С.К. принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов – для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадью 662 кв.м., местоположение относительно расположенного в границах участка жилого дома, почтовый адрес <адрес>, кадастровый №.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за истцом 25.08.2010 на основании договора купли продажи земельного участка №3821/4321-2010 от 07.06.2010 (л.д. 43). Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 11.01.2006 (л.д. 185-186).
На указанном земельном участке расположено жилой дом, площадью 1025 кв.м., литера, этажность 3, подземная этажность 1, адрес местоположения <адрес> (л.д. 42).
Постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п утверждены проекты планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенных в границах в том числе:
улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, в составе:
- положение о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;
- чертеж планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском и оспаривая постановление Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п, административный истец указывает, что указанный проект планировки территорий нарушает его права и законные интересы, в том числе расположением его в зоне ИТ 2. Оспариваемым постановлением установлены красные линии, границы территорий общего пользования (дорог), границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. При этом, красные линии не проходят непосредственно по земельному участку с кадастровым номером №, земельный участок расположен в границах территориальной зоны ИТ 2.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК Российской Федерации утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности, в рассматриваемом случае администрации г. Омска.
Согласно ч. 5 ст. 41 ГрК Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утв. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201, документация по планировке территории до ее утверждения Мэром г. Омска подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, которые проводятся в порядке ст. 23 Правил.
Постановлением администрации г. Омска от 29.07.2010 №643-п "Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области", на 02.09.2010 были назначены публичные слушания по вопросу утверждения вышеназванных проектов планировки территорий муниципального образования городской округ г. Омск.
В рамках реализации указанных полномочий администрацией г. Омска было принято постановление Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (в том числе вместе с Положением о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска», (Приложение N 3 к постановлению).
Согласно указанному постановлению Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п, утвержден, в том числе проект планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска» в составе:
- положение о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;
- чертеж планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.
Согласно Постановлению Администрации г. Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию» официальным печатным изданием органа местного самоуправления, в том числе, является газета «Вечерний Омск-Неделя» и «Третья Столица».
В силу ч. 5 ст. 7 Устава г. Омска, утверждённого решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92 муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.
Первоначальный текст Постановления Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п опубликован в издании "Третья столица", N 49, 25.11.2010 (Постановление, Приложения к Постановлению) (л.д.145).
Таким образом, оспариваемое постановление было принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных законом и Уставом полномочий, с соблюдением формы, процедуры принятия и порядка опубликования, что опровергает доводы представителя истца.
Согласно части 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК Российской Федерации).
Генеральный план является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области был утвержден решением Омского городского Совета от 25.07.2007 года N 43.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
В разделе 2 Генерального плана указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утверждены поименованные правила, в том числе карта градостроительного зонирования территорий города Омска.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки (ч. 3 ст. 9, ч. 9, 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 41 ГрК Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (ст. 1 ГрК Российской Федерации).
Согласно ст. 42 ГрК Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Исходя из смысла ч. 10 ст. 45 ГрК РФ документация по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Частью 1 статьи 41.1 ГрК Российской Федерации, предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.
В силу ч. 1,4 ст. 16 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, определения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Администрация города Омска обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании Генерального плана, настоящих Правил.
В силу п. 26 ч. 1 ст. 9 Устава г. Омска документация по планировке территории утверждается на основе Генерального плана г. Омска.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 и Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 №43, установлено, что принадлежащий Миракян С.К. земельный участок отнесен к зоне планируемого размещения магистральной улицы общегородского значения <адрес> (Генеральный план), расположен в территориальной зоне ИТ 2 для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (Правила) (л.д. 142-144).
Указанные документы территориального планирования муниципального образования не признаны недействующими.
Так, согласно решению Омского областного суда от 20.08.2019 по административному делу №3а-98/2019, вступившему в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19..12.2019 по делу №50-АПА19-15, отказано в иске Миракян С.К. к Омскому городскому Совету о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, в части установления территориальной зоны ИТ 2 в границах земельного участка кадастровый №.
Оспариваемый проект планировки прошел процедуру публичных слушаний, что следует из заключения по результатам публичных слушаний и протокола публичных слушаний (л.д. 126-141), доказательств наличия замечаний по проекту планировки территории в составе градостроительной документации, в том числе относительно спорного земельного участка, в материалы дела не представлено.
Следует отметить, что генеральный план, являясь документом территориального планирования, является обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и их дальнейшей реализации. Таким образом, установление планируемой к размещению магистрали общегородского значения, определяемой генеральным планом городского округа, соответственно отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 г. N, от 15 июля 2010 г. N и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Отклоняя доводы истца о том, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием «для индивидуальной жилой застройки» до принятия Генерального плана и Правил и, что отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне ИТ2, для которой градостроительным регламентом не предусмотрено размещение домов индивидуальной жилой застройки, суд учитывает, что не исключает использование такого земельного участка на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в пределах полномочий администрации, в надлежащей форме, введено в действие в соответствующем порядке и не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу и прав истца не нарушает.
Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ 18.11.2010 N 1109-░ "░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░" ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>