Дело № 33- 13574/2015
Судья Войтко Н.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Никитиной Т.А., Стрельцова А.С.
При секретаре Тотьмяниной Ю.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 09 декабря 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 22 сентября 2015 года, которым постановлено: «Исковые требования Лысьвенского городского прокурора удовлетворить. Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Дорониной Е.А. дата рождения, по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте города Лысьва».
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., пояснения представителя Прокуратуры Пермского края – Кузнецовой С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд в интересах Дорониной Е.А., дата рождения с иском к Правительству Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда Дорониной Е.А., как лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья, произвести осмотр предложенного помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Доронина Е.А., дата рождения осталась без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать - Б. и отец Д. лишены родительских прав. Доронина Е.А., как оставшаяся без попечения родителей была направлена в МОУ «***», где находилась с 10.09.1997 года по 29.06.2000 года, с 25.08.2000 года она состоит в льготном списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время проживает на условиях временного найма в г. Лысьве, собственного жилья истица и ее родители не имеют. Доронина Е.А. включена в список детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Пермского края по договору найма специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Правительства Пермского края, указывает, что суд при вынесении решения не учел положение ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159- ФЗ, которой предусмотрено, что предоставление жилья детям – сиротам осуществляется на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не на территории г. Лысьва.
Ограничение по предоставлению жилого помещения Дорониной Е.А. на территории г. Лысьва не основано на действующем законодательстве.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Пермского края - Кузнецова С.Н. считает постановленное судом первой инстанции решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные участники судебного разбирательства в суд апелляционной инстанции не явились, извещались.
Представитель ГКУ «Управление жилыми помещениями для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» представил в материалы дела ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н. обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах, изложенных в жалобах доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Доронина Е.А. родилась ** года, ее родителями являются Д. и Б., которые лишены родительских прав решением суда вступившим в законную силу 19.08.1983 года.
Приказом от 10.09.1997 года № ** Доронина Е.А. зачислена в число воспитанников МОУ «***», из которого выбыла в г. Лысьва (приказ № ** от 28.06.2000 года).
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания /л.д.18/. Доронина Е.А. с 28.06.2014 года по 28.06.2017 года зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ****.
Как следует из копии выписки из протокола заседания жилищно – бытовой комиссии /л.д.10/ Доронина Е.А. поставлена на учет с 25.08.2000 года на получение жилплощади как воспитанник детского дома.
Согласно выписке из протокола № ** от 26.06.2015 года Доронина Е.А. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно выпискам их ЕРГП /л.д. 30 – 32/ и справок ГУП ЦТИ /л.д.33 – 35/, жилых помещений на праве собственности за истицей, либо ее родителями не зарегистрировано.
Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 26.03.2012 года Доронина Е.А. признана утратившей право пользования комнатой № ** по ул. **** в г. Лысьве Пермского края /л.д.12-13/.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо, которое проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Доронина Е.А. вправе претендовать на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что Доронина Е.А. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, достигла 18 лет.
Не оспаривая право Дорониной Е.А.. на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Пермского края полагает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Дорониной Е.А. на предоставление жилья границей города Лысьвы не основано на действующем законодательстве.
По мнению судебной коллегии, позиция автора жалобы не может быть признана правильной, поскольку не основана на нормах действующего законодательства.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Местом жительства Дорониной Е.А., в соответствии со статьей 20 ГК РФ, является город Лысьва, где она проживала ранее и проживает в настоящее время. Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Дорониной Е.А. жилого помещения в границах города Лысьвы требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они сводятся к выражению заявителем несогласия с постановленным судом решением, однако не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 22 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи