Дело № 2а-8361/2021
УИД 35RS0010-01-2021-012566-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 25 ноября 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гарыкиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абышовой Н. А., Гусевой Н. М., Богомоловой А. С. к Администрации города Вологды о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Вологды от 09 сентября 2020 года № "О проведении капитального ремонта",
УСТАНОВИЛ:
Абышова Н.А., Гусева Н.М., Богомолова А.С. обратились в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: <адрес> В ходе рассмотрения дела по иску НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" к собственникам квартир об обеспечении доступа в помещение для проведения работ по капитальному ремонту административным истцам стало известно, что в соответствии с постановлением Администрации г. Вологды № от 09.09.2020 постановлено провести капитальный ремонт в указанном многоквартирном доме. Считают проведение капитального ремонта нецелесообразным, поскольку дом является непригодным для проживания. При этом указывают, что собственниками жилых помещений многоквартирного дома решение о проведении капитального ремонта не принималось, необходимый перечень, объем и стоимость работ не согласовывался. Общее собрание собственников многоквартирного дома не созывалось и не проводилось. Полагают, что правовых оснований для вынесения оспариваемого постановления у Администрации г. Вологды не имелось.
Просят суд признать постановление Администрации г. Вологды № от 09.09.2020 незаконным и отменить.
Протокольным определением суда от 13.09.2021 ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Протокольным определением суда от 07.10.2021 ФИО6, ФИО7 привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
В судебное заседание Абышова Н.А., Гусева Н.М., Богомолова А.С. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г. Вологды Малафеевская М.Г., действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требования просила отказать. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Пояснила, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом. Протокол б/н внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 27.07.2020 в установленном законом порядке не обжалован, недействительным не признан. Обратила внимание, что административными истцами пропущен срок обращения с иском в суд. Оспариваемое постановление опубликовано в официальных источниках 16.09.2020. Уважительных причин пропуска срока обращения с иском в суд не представлено.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" Узорова О.Г., действующая на основании доверенности, возражала против административных исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях. Кроме того указала на пропуск срока для обращение в суд.
В судебное заседание заинтересованные лица ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Абышова Н.А., Гусева Н.М., Богомолова Н.С. являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома <адрес>
Управление указанным многоквартирным домом осуществляло ООО УК «Жилищно-коммунальный центр» (далее – ООО УК «ЖКЦ»).
Во исполнение статьей 167-168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на территории Вологодской области постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2013 года № утверждена Областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области (далее – Областная программа).
Постановлением Правительства Вологодской области от 26 февраля 2018 года № утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 23 декабря 2013 года №, на 2019-2021 годы. В соответствии с указанным постановлением многоквартирный дом <адрес> подлежит капитальному ремонту в 2021 году (в ранее действующей редакции – в 2020 году).
09 сентября 2020 года Администрацией г. Вологды было принято постановление № о проведении капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>
Полагая указанное постановление незаконным, административные истцы обратились с иском об отмене упомянутого выше акта.
Рассматривая заявленные требования, суд учитывает, что оспариваемое постановление не является нормативным актом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Поскольку постановление Администрации г. Вологды от 09.09.2020 № не обладает перечисленными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, рассмотрение данного дела должно проводиться по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на административном истце.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18 июля 2017 года N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Судом установлено, что Абышова Н.А., Гусева Н.М., Богомолова А.С. направили административное исковое заявление в Вологодский городской суд 09.08.2021, то есть с пропуском установленного срока.
Указание в административном исковом заявлении на то обстоятельство, что об оспариваемом постановлении истцам стало известно лишь при рассмотрении гражданского дела № 2-5433/2021 по иску Фонда капительного ремонта многоквартирных домов Вологодской области к собственникам квартир об обеспечении доступа в помещение для проведения работ по капитальному ремонту, суд признает несостоятельным, поскольку постановление было опубликовано 16.09.2020 в газете «Вологодские новости» в разделе «Официальные документы», размещено на официальном сайте Администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», находящемся в свободном доступе.
При этом в ходе судебного разбирательства административными истцами не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска предусмотренного законом срока обращения с административным исковым заявлением в суд, административными истцами также не представлено. Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного иска в суд в установленный законом срок, не приведено. Основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют.
Вместе с тем, рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в соответствии с постановлением Администрации г. Вологды от 24.09.2014 № «Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете некоммерческой организации Вологодской области «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области».
Согласно части 1 статьи 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 44, части 1 статьи 46 ЖК РФ данное решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указано выше, в соответствии с краткосрочным планом реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, (утверждена постановлением Правительства области от 23.12.2013 №, на 2019-2021 годы), утверждённым постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2018 №, многоквартирный дом <адрес> подлежит капитальному ремонту в 2021 году (в ранее действующей редакции – в 2020 году).
На основании части 3 статьи 189 ЖК РФ не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок направления предложения собственникам помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общества имущества в многоквартирном доме регламентирован постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2013 № 646 «О некоторых вопросах реализации жилищного кодекса Российской Федерации в части обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Письмом от 04.12.2017 № НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> направлено предложение о проведении капитального ремонта общего имущества дома.
В соответствии с частью 4 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном дома не позднее чем через три месяца с момента получения предложений обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Письмом от 30.01.2018 № НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области", поступившим 18.04.2018, направлено повторное предложение на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
По инициативе Департамента городского хозяйства Администрации г. Вологды было проведено общее собрание собственников многоквартирного дома 26.04.2018 по вопросу проведения капитального ремонта многоквартирного дома, проголосовали «за» - 61,8 %, «против» - 0 %, «воздержались» - 0%.
По итогам проведения собрания решение по утверждению предложений НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" принято не было, поскольку не получено необходимое количество голосов (66,7%).
Письмом 16.11.2018 № НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" сообщил о необходимости доработки проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в части усиления несущих балок перекрытия.
Письмом от 11.12.2019 № НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" известил о том, что предложения собственникам будут направлены после разработки проектно-сметной документации на ремонт в полном объеме.
02.06.2020 НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области" повторно направил в адрес Департамента городского хозяйства Администрации г. Вологды для собственников помещений дома <адрес> письмо с предложением о проведении капитального ремонта общего имущества МКД.
Указанное повторное предложение было направлено Департаментом городского хозяйства Администрации г. Вологды в ООО УК «ЖКЦ» письмом от 04.06.2020.
27.07.2020 состоялось общее собрание собственников многоквартирного дома по вопросу проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по предложению НО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области". По итогам собрания решение принято не было.
Как следует из части 6 статьи 189 ЖК РФ в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (в ред. ФЗ от 02.12.2019 № 391-ФЗ, ранее срок приятия решения органом местного самоуправления установлен не был).
При таких обстоятельствах, учитывая, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в подлежал проведению капитальный ремонт общего имущества в соответствии с региональной программой капитального ремонта, собственники помещений не приняли решение о проведении капитального ремонта, Администрацией г. Вологды в пределах предоставленных полномочий правомерно вынесено оспариваемое постановление.
Вопреки доводам административных истцов, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (непригодным для проживания) не признавался, что подтверждается информацией, представленной Департаментом городского хозяйства Администрации города Вологды от 18.11.2021, представленной по запросу суда.
Ссылка на то обстоятельство, что с собственниками жилых помещений в доме по указанному адресу капитальный ремонт дома не согласовывался, общее собрание собственников по данному вопросу не проводилось, подлежит отклонению, поскольку представленные в материалы дела протоколы собраний собственников помещений в многоквартирном доме недействительными в установленном законом порядке не признаны.
На основании изложенного выше, принимая во внимание, что оспариваемое постановление вынесено Администрацией города Вологды в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства, административными истцами пропущен срок для обращения с иском в суд, уважительных причин для восстановления пропущенного срока не имеется, доказательств нарушения прав и законных интересов не представлено, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Абышовой Н.А., Гусевой Н.М., Богомоловой А.С. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 295-298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Абышовой Н. А., Гусевой Н. М., Богомоловой А. С. в удовлетворении административных исковых требований к Администрации города Вологды о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Вологды от 09 сентября 2020 года № "О проведении капитального ремонта" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 09.12.2021.
Судья О.А. Гарыкина