УИД 57MS0039-01-2024-001618-06 Производство № 11-77/2024
И.о. мирового судьи Гудкова Е.И. (№ 2-1424/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 сентября 2024 г. г. Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Шалаевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Середа И.В.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Харченко Валентины Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителей,
по апелляционной жалобе представителя Харченко Валентины Ивановны – Лаврусевича Александра Сергеевича на решение и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Заводского района г. Орла от 04.06.2024, которым постановлено:
«исковые требования Харченко Валентины Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителей – удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» произвести перерасчет Харченко Валентине Ивановне за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанными по адресу: (адрес обезличен), за период с 1 июля 2023 г. по 31 июля 2023 г., определить сумму к уплате в размере 37 руб. 06 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (ОГРН 1155749005411, ИНН 5753062527) в пользу Харченко Валентины Ивановны ((дата обезличена) г.р., паспорт (номер обезличен)), компенсацию морального вреда в размере 500 руб., штраф в размере 250 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» ОГРН 1155749005411, ИНН 5753062527) государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Орел» в размере 600 руб.».
Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, суд
установил:
Харченко В.И. обратилась к мировому судье с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее – ООО «УК «Зеленая роща») о защите прав потребителей.
В обоснование требований указала, что является собственником (адрес обезличен) в (адрес обезличен).
ООО «УК «Зеленая роща» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Орловской области.
Ссылалась, что в период с 01.07.2023 по 31.07.2023 региональным оператором ненадлежащим образом оказывались услуги по обращению с ТКО, поскольку вывоз мусора производился с нарушением требований СанПиН 2.1.3684-21.
В связи с этим Харченко В.И. просила мирового судью обязать ООО «УК «Зеленая роща» произвести перерасчет платы по услуге обращение с ТКО за период с 01.07.2023 по 31.07.2023, определив сумму к уплате 37,06 руб., а также взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 15 000 руб.
Мировым судьей постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Харченко В.И. по доверенности Лаврусевич А.С. просит изменить решение в части размера компенсации морального вреда, удовлетворив требования в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что размер компенсации морального вреда не соответствует степени перенесенных нравственных страданий, не отвечает требованиям разумности и справедливости, является чрезмерно заниженным.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения мирового судьи в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 данного закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В силу п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 2 указанных Правил под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 10 Правил № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) оплата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 2 Правил № 354 устанавливает, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подп. «а», «г» п. 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
Пунктом 148 (24) Правил № 354 определено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п. 148 (28), 148(34) Правил № 354).
Согласно п. 148 (45) Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 17 раздела VII Приложения № 1 к Правилам № 354 установлено, что региональный оператор обязан обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время года (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и допустимые отклонения качества этой коммунальной услуги – не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам.
В соответствии с Примечанием к Приложению № 1, в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
В соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 21, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п. 150 Правил № 354).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Как установлено при рассмотрении дела, Харченко В.И. является собственником (адрес обезличен) в (адрес обезличен).
ООО «УК «Зеленая роща» с 01.01.2019 обладает статусом регионального оператора по обращению с отходами на территории Орловской области в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, и является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с ТКО на территории Орловской области.
22.12.2022 между ООО «УК «Зеленая роща» и ООО «Эко-Транс» заключен договор № ЭА-ТКО-18/2023 на оказание услуг по транспортированию ТКО в г. Орел (Советский район) и прилегающих к нему территорий Орловского муниципального округа сроком по 31.12.2023.
В соответствии с пунктом 5.2.1 договора № ЭА-ТКО-18/2023 транспортирование ТКО осуществляется не реже, чем предусмотрено СанПиН 2.1.3684-21 (в части требований к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО) в соответствии с графиком транспортирования, указанным в приложении № 12 к договору. Отклонение от времени и периодичности вывоза отходов допускается только в пределах, установленных законодательством РФ и Орловской области.
Исходя из приложения № 12 периодичность вывоза ТКО определена ежедневной.
Заявляя требования о перерасчете платы, взимаемой за оказанную услуг, Харченко В.И. ссылалась на то, что ООО «УК «Зеленая роща» в период с 01.07.2023 по 31.07.2023 оказывалась услуга по обращению с ТКО некачественно, с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, установленную действующим законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
Судом первой инстанции установлено, что в июле 2023 г. вывоз ТКО с указанного адреса осуществлялся 13 раз, а именно 3, 5, 7, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 24, 26, 28, 31, тогда как исходя из среднесуточной температуры, превышающей +5 °C, должен был осуществляться не реже 1 раза в сутки, то есть 31 раз.
Кроме этого, по сведениям ООО «УК «Вавилон», вывоз мусора с территории многоквартирного (адрес обезличен) в июле 2023 г. осуществлялся три раза в неделю (понедельник, среда, пятница).
02.08.2023 истец обратилась к ответчику с претензией о перерасчете платы за спорный период, оставленной без удовлетворения.
Установив при рассмотрении дела обстоятельства, свидетельствующие о том, что со стороны ответчика ООО «УК «Зеленая роща» имело место нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в несоблюдении периодичности и времени вывоза ТКО с территории многоквартирного (адрес обезличен) в период с 01.07.2023 по 31.07.2023 и данное бездействие с очевидностью нарушает требования указанных выше норм санитарно-эпидемиологического законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО за указанный период, определив подлежащую к уплате сумму в размере 37,06 руб.
В указанной части решение суда лицами, участвующими по делу, не обжалуется.
Поскольку было установлено нарушение ответчиком прав истца как потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в и штрафа, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», в размере 500 руб. и 250 руб. соответственно (ст. 15, ч. 6 ст. 13 указанного закона).
В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Так, согласно разъяснениям, изложенным абзаце 3 п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
Вместе с тем, суд первой инстанции в решении ограничился лишь формальной ссылкой на требования разумности и справедливости и на необходимость соблюдения баланса интересов сторон, а также указал, что истец фактически проживает по иному адресу.
Суд апелляционной инстанции при определении размера компенсации морального вреда считает необходимым учесть, что истец испытывала нравственные страдания в связи с нарушением законного права на перерасчет платы за ненадлежащим образом оказанную услугу по обращению с ТКО в течение длительного периода времени (с августа 2023 г.), приведенные выше разъяснения Верховного Суда Российской Федерации о недопустимости присуждения потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, в связи с чем считает необходимым увеличить размер взысканной с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда до 3000 руб.
Учитывая, что размер компенсации морального вреда увеличен, в пользу потребителя подлежит взысканию штраф в размере 1500 руб. (3000 руб. / 2).
При изложенных обстоятельствах состоявшееся решение суда подлежит изменению в части взыскания компенсации морального вреда и штрафа в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК).
Поскольку изменение размера компенсации морального вреда и штрафа на размер государственной пошлины не влияет, в указанной части решение суда отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционную жалобу представителя Харченко Валентины Ивановны – Лаврусевича Александра Сергеевича удовлетворить частично.
Решение и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Заводского района г. Орла от 04.06.2024 изменить в части размера компенсации морального вреда и штрафа.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» в пользу Харченко Валентины Ивановны компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., штраф в размере 1500 руб.
В остальной части апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.10.2024.
Судья И.В. Шалаева