Решение по делу № 2-2267/2024 от 01.04.2024

Дело

УИД: 91RS0-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2024 года                            <адрес>

Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Хулаповой Г.А.,

при секретаре судебного заседания - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 в лице представителя ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица – МКУ Департамент жилищной политики о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

установил:

        ФИО1 в лице представителя ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым в котором просит признать за истцом право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>А, на условиях договора социального найма.

    Исковые требования мотивированы тем, что с 2013 года истец вселен в комнату А, расположенную в <адрес> в <адрес> Республики Крым, как члены семьи работника Симферопольского учебно-производственного предприятия Украинского общества глухих, на балансе которого находился дом. Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления собственностью Республики Крым», общежитие, ранее принадлежащее Симферопольскому учебно-производственному предприятию Украинскому обществу глухих, расположенное по адресу: <адрес> учтено как собственность Республики Крым (пункт 146 Постановления). Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие Совету министров Республики Крым на передачу общежития по адресу: <адрес> из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность. Распоряжение Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р указанное общежитие передано из собственности Республики Крым в собственность <адрес>. В феврале 2024 г. истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о возможности заключения договора социального найма на спорное жилое помещение. Согласно ответу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Е-562 истцу указано, что административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договоров социального найма жилого помещения», утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определен перечень документов, необходимых для оформления услуги по заключению договора социального найма жилого помещения, в том числе копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением. Также указанным ответом разъяснено, что жилое помещение, в отношении которого заявитель обратился с заявлением о заключении договора социального найма, должно находиться в Реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а также согласно пункту 13.1 административного регламента, заявитель должен быть зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, в отношении которого он обратился с заявлением о заключении договора социального найма. Согласно ответу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Е-857 по состоянию на день обращения спорное жилое помещение не состоит в реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, при этом спорное жилое помещение непригодным для проживания не признавалось и не относится к специализированному жилому фонду.

Между тем, с момента вселения и по настоящее время истец постоянно проживает в спорном жилом помещении, производит за свой счет ремонт помещения, оплачивает коммунальные услуги, на его имя оформлен лицевой счет в управляющей компании, он несет полное бремя его содержания. Указанное жилое помещение не признавалось аварийным в установленном порядке и является пригодным для проживания. Для истца указанное помещение является единственным местом жительства. Учитывая, что истец несет бремя содержания спорного жилого помещения, то между ним и ответчиком возникли отношения сложившиеся на условиях договора социального найма и к данным правоотношениям подлежат применению нормы жилищного законодательства, регулирующие социальный наем жилого помещения.

Истец и его представитель в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Представитель истца подал в суд заявление, в котором просит дело рассмотреть по существу в отсутствие стороны истца, на иске настаивает.

Представитель Администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Изучив материалы гражданского дела, полагаю возможным удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище.

Материалами дела подтверждено, что с 2013 года истец вселен в комнату А, расположенную в <адрес> в <адрес> Республики Крым, как члены семьи работника Симферопольского учебно-производственного предприятия Украинского общества глухих, на балансе которого находился дом.

Согласно Выписке из поквартирной карты от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>А (л.д. 25).

Согласно выписке из лицевого счета по адресу: <адрес>А ФИО1 указан нанимателем комнаты с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).

Таким образом, жилое помещение кв. (комната) А по <адрес>А в <адрес> является местом постоянного проживания истца ФИО1 с момента его рождения – с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления собственностью Республики Крым», общежитие, ранее принадлежащее Симферопольскому учебно-производственному предприятию Украинскому обществу глухих, расположенное по адресу: <адрес> учтено как собственность Республики Крым (пункт 146 Постановления).

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие Совету министров Республики Крым на передачу общежития по адресу: <адрес> из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность.

Распоряжение Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р указанное общежитие передано из собственности Республики Крым в собственность <адрес>.

В феврале 2024 г. истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о возможности заключения договора социального найма на спорное жилое помещение.

Согласно ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Е-562 истцу указано, что административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договоров социального найма жилого помещения», утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определен перечень документов, необходимых для оформления услуги по заключению договора социального найма жилого помещения, в том числе копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением.

Также указанным ответом разъяснено, что жилое помещение, в отношении которого заявитель обратился с заявлением о заключении договора социального найма, должно находиться в Реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а также согласно пункту 13.1 административного регламента, заявитель должен быть зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, в отношении которого он обратился с заявлением о заключении договора социального найма.

Согласно ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Е-857 по состоянию на день обращения спорное жилое помещение не состоит в реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, при этом спорное жилое помещение непригодным для проживания не признавалось и не относится к специализированному жилому фонду.

Согласно со сведениями, находящимися в Едином государственном реестре недвижимости здание по <адрес>, ком. 40А, в <адрес> право собственности не зарегистрировано, сведения об объекте недвижимости в ЕГРН – отсутствуют (л.д. 44).

Согласно ответу ФГУП РК «Крым БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , в соответствии с данными инвентаризационного дела , на объект недвижимого имущества – комнату а, расположенную по адресу: <адрес>, право собственности не зарегистрировано. <адрес> объекта составляет – 16,2 кв.м. (л.д. 45).

По смыслу статьи 9 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» к спорным правоотношениям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений (определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ЭС14-1405).

Статья 1 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» даёт понятие приватизации жилых помещений, которой является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Предусмотренное Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживании в ней, исполнении обязанностей нанимателя само по себе не служит препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением ( позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу -В12-18).

Статьёй 4 названного закона установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права. Если же жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане соответственно не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что является нарушением положений Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Соответствующая правовая позиция была отражена в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно Распоряжению Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р, передано из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований общежития, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих на праве частной собственности третьим лицам: <адрес> Симферополь, расположенные по адресам, в том числе: <адрес> (л.д. 24).

Таким образом, при наличии сведений об изменении статуса общежития на многоквартирный жилой дом, истцу было незаконно отказано в заключении договора найма жилого помещения (комнаты), расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма.

Согласно ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.

Согласно ст. 677 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением.

Согласно ст. 686 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае выбытия нанимателя из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.

Согласно ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Таким образом, исходя из анализа Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности статей 49, 60 – 63 Жилищного кодекса РФ, ст.672, 677, 686 Гражданского кодекса РФ, основанием для занятия жилого помещения социального назначения предусмотрено наличие договора социального найма, заключенного между собственником жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченным им лицом (наймодателем) и гражданином (нанимателем), в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения. Заключение договора социального найма по своей сути не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает оформление сложившихся правоотношений по пользованию предоставленного жилого помещения на условиях социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Следовательно с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.

При этом, учитывая положения ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации на ответчика должна быть возложена обязанность по заключению договора социального найма с истцом.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также вышеуказанные нормы материального закона, полагаю возможным удовлетворить исковые требования.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. 60, ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, -

Решил:

Исковые требования ФИО1 в лице представителя ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, удовлетворить.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением – комнатой А, по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения – комнаты А, по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                    Г.А. Хулапова

2-2267/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ременюк Евгений Григорьевич
Ответчики
Администрация г. Симферополя
Другие
Ермаков Максим Геннадьевич
МКУ "Департамент жилищной политики" Администрации г. Симферополя
Суд
Киевский районный суд г. Симферополь
Судья
Хулапова Галина Александровна
Дело на странице суда
kiev-simph.krm.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
03.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.05.2024Предварительное судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее