Решение по делу № 33-1686/2022 от 26.01.2022

Судья

Чиркова В.О.

УИД

59RS0028-01-2021-002133-36

Дело

№ 33-1686/2022 (№2-1450/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Лапухиной Е.А., Крюгер М.В.,

при секретаре Косогоровой К.Б.

рассмотрела 14 февраля 2022 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе МКП МО «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 03 декабря 2021года, которым постановлено:

«иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное предприятие муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- обеспечить проведение производственного контроля качества питьевой воды систем водоснабжения в п. Обманка-2 на микробиологические, санитарно-химические и радиологические показатели, в соответствии с требованиями п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городскихи сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины № 3683 п. Обманка-2 ограждением, охраной, дорожки к сооружениям оборудовать твердым покрытием в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02; Оборудовать скважину № 3683 аппаратурой для систематического контроля фактического дебита, в соответствии с требованиями п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02.

- разработать и согласовать в установленном порядке проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) для источников питьевого водоснабжения: скважины № 3683 с водонапорной башней, Пермский край, Лысьвенский район, п. Обманка-2, ул. 40-е Победы в соответствии с требованиями п. 1.11., п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта скважины № 3683 с водонапорной башней санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования в соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г.

Взыскать с муниципального казенного предприятия муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.».

Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела (далее – Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к Муниципальному казенному предприятию муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» (далее – МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал») о прекращении нарушений санитарного законодательства, Закона о защите прав потребителей, возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на предоставление гражданам коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества.

Требования мотивированы тем, что в отношении МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации при эксплуатации скважины № 3683, расположенной в п. Обманка-2 Лысьвенского района Пермского края, а именно: территория первого пояса ЗСО не ограждена, не обеспечена охраной, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, что не соответствует требованиям п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02. Оголовок скважины оборудован бетонными кольцами, имеется чугунная крышка, которая не закрывается на замок, не опломбирована; скважина не оборудована, аппаратурой для систематического контроля фактического дебита, что не соответствует требованиям п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02; не разработан и не согласован в установленном порядке проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения, что является нарушением требований п. 1.11., п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02; использование водозаборных подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допущено при отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением п. 3 ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ. Не осуществляется производственный контроль качества питьевой воды систем водоснабжения в п.Обманка 2 на микробиологические, санитарно-химическиеи радиологические показатели, что подтверждается отсутствием протоколов лабораторных испытаний, что является нарушением п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде, питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В настоящее время МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» продолжает осуществлять деятельность с нарушением требований санитарного законодательства, что может повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также на безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды.

С учетом уточненных требований, истец просил возложить на МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» обязанность прекратить нарушения санитарного законодательства и Закона о защите прав потребителей и выполнить мероприятия, направленные на предоставление гражданам коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества, а именно: в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить: проведение производственного контроля качества питьевой воды систем водоснабжения в п. Обманка-2 на микробиологические, санитарно-химические и радиологические показатели, в соответствии с требованиями п. 77 СанПиН 2.1.3684-21; Обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины № 3683 п. Обманка-2 ограждением, охраной, дорожки к сооружениям оборудовать твердым покрытием в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02; Оборудовать скважину № 3683 аппаратурой для систематического контроля фактического дебита, в соответствии с требованиями п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02; разработать и согласовать в установленном порядке проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) для источников питьевого водоснабжения скважины № 3683 с водонапорной башней, Пермский край, Лысьвенский район, п. Обманка-2, ул. 40-е Победы в соответствии с требованиями п. 1.11., п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта скважины № 3683 с водонапорной башней санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования в соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика просила в иске отказать, считает, что данная обязанность должна быть возложена на собственника имущества, т.е. на управление инфраструктуры администрации г.Лысьва.

Представитель третьего лица - Управления инфраструктурой администрации Лысьвенского городского округа требования поддержала.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» владеет скважиной №3683, расположенной в п. Обманка-2 Лысьвенского района Пермского края, на праве оперативного управления, собственником имущества является муниципальное образование «Лысьвенский городской округ», судом не принято во внимание, что в силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Имущество передано заявителю 31.01.2020, деятельность по водоснабжению и водоотведению предприятие осуществляет с 01.03.2020. До этого момента имущество на разных основаниях передавалось различным юридическим лицам. Полагает, что именно собственник должен нести расходы по содержанию имущества, а возложение указанных обязанностей на ответчика приведет к необоснованным расходам со стороны предприятия, просит отменить решение, в удовлетворении требований отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу истец, третье лицо просят оставить решение суда без изменения.

Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, с заявлениями об отложении рассмотрения дела не обращались. Истец просил рассмотреть дело без участия их представителя.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Как указано в статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, пункта 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 введены в действие СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее – СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002.

В соответствии с п. 1.4 указанного СанПиН, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Согласно п. 1.5 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пункт 1.6 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Пункт 1.11. предписывает, что проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Пункт 1.13. предусматривает, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1.15 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Согласно п. 1.17 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Пункт 3.2.1.1. предписывает, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

В соответствии с п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 введены в действие СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28.01.2021.

В соответствии с пунктом 77 указанного СанПиН, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Лысьвы Пермского края от 30.01.2020 № 108 в МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» по акту приема-передачи от 31.01.2020 приняты на баланс на праве оперативного управления объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Лысьвенский городской округ» Пермского края, а именно: объекты централизованной системы водоснабжения Болотинского и Каменноложского водозаборов в г. Лысьва (скважины, насосные станции, водопроводные сети), биологические очистные сооружения, объекты централизованной системы водоснабжения п. Обманка-2.

МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» на праве оперативного управления осуществляет эксплуатацию данных объектов, в том числе, артезианской скважины № 3683 с водонапорной башней, расположенной Пермский край, Лысьвенский район, п. Обманка-2, ул. 40-е Победы.

Согласно Устава МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал», основными видами деятельности, в том числе, является деятельность: по забору, очистке и распределению воды; сбору и обработке сточных вод; строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; производству земляных работ; аренде и управлению собственными или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

По распоряжению заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 14.04.2021 № 752 (л.д.11-12) и распоряжению руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 27.04.2021 № 752/1 «О внесении изменений в распоряжение № 752 от 14.04.2021» в отношении МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» (л.д.13) проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в ходе которой выявлены нарушения норм санитарного законодательства, а именно: на момент проведения санитарно-эпидемиологического обследования 25.05.2021 скважины № 3683 с водонапорной башней, расположенной Пермский край, Лысьвенский район, п. Обманка-2, ул. 40-е Победы установлены нарушения требований п. 1.11., п. 1.13., п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Постановлением по делу об административном правонарушении № 1669 от 15.06.2021 МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» привлечено к административной ответственности за нарушение вышеуказанных норм и правил по ст. 6.5 КоАП РФ.

Как установлено в ходе судебного заседания, на момент рассмотрения настоящего дела ответчиком вышеуказанные нарушения требований санитарного законодательства не устранены в полном объеме, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Разрешая исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции правильно исходил из доказанности факта нарушения ответчиком требований санитарного законодательства, а также из того, что осуществление деятельности МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» с нарушением требований санитарного законодательства может повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также на безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, в связи с чем, нанести существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства, а потому допущенные нарушения подлежат устранению в срок в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.

В части 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В силу ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Как следует из материалов дела, источниками водоснабжения населения являются, в том числе артезианская скважина № 3683 с водонапорной башней, расположенная: Пермский край, Лысьвенский район, п. Обманка-2, ул. 40-е Победы.

МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» переданы и приняты на праве оперативного управления объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения для осуществления деятельности по их содержанию и обслуживанию и эксплуатации в целях нормального функционирования указанных объектов, то есть является организацией эксплуатирующей данные объекты, в том числе артезианской скважины № 3683 с водонапорной башней.

При таком положении, учитывая, что в настоящее время артезианская скважина № 3683 эксплуатируется с нарушением санитарных норм и правил, а ответчиком, как лицом, эксплуатирующим и владеющим данным объектом на праве оперативного управления, не представлены доказательства устранения выявленных нарушений, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования и возложил на ответчика обязанность по исполнению требований санитарного законодательства.

В апелляционной жалобе ответчик не оспаривает наличие нарушений, выявленных при проверке, полагает, что обязанность по их устранению должна быть возложена на собственника имущества – муниципальное образование «Лысьвенский городской округ».

Данные доводы жалобы ответчика не влекут оснований к отмене обжалуемого решения суда.

Согласно пункту 1 статьи 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3-6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса.

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 статьи 113 ГК РФ собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «Огосударственных и муниципальных унитарных предприятиях» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

В пунктах 1,5, 1.7 Устава МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» указано, что собственником имущества предприятия является муниципальное образование «Лысьвенский городской округ», которое несет субсидиарную ответственность по обязательствам МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» при недостаточности его имущества.

Целями и предметом деятельности МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» являются, в том числе, обеспечение бесперебойной работы системы водоснабжения и водоотведения для нужд населения и организации города (пункт 2.1 Устава).

Следовательно, субсидиарным ответчиком по обязательствам МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» является Муниципальное образование «Лысьвенский городской округ», исходя из положений пункта6 статьи 113 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «Онекоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 ГК РФ порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.

Поскольку ответственность по обязательствам Предприятия собственник имущества – муниципальное образование «Лысьвенский городской округ» несет в субсидиарном порядке, то возлагать на него обязанность по устранению нарушений санитарно-гигиенического законодательства возможно только после установления факта недостаточности денежных средств (имущества) у Предприятия. В данном случае относимые и допустимые доказательства недостаточности денежных средств и имущества у ответчика для устранения выявленных нарушений суду не представлены.

При этом правовой статус МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» не освобождает его от предусмотренной действующим законодательством обязанности выполнять требования, предусмотренные санитарно-гигиеническим законодательством, нарушение которых может повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также на безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, в связи с чем нанести существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 03 декабря 2021 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе МКП МО «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал», оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1686/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
Ответчики
Муниципальное казенное предприятие муниципального образования "ЛГО" "Лысьвенский городской водоканал"
Другие
Управление инфраструктуры администрации по Лысьвенского городского округа
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Лапухина Евгения Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
26.01.2022Передача дела судье
14.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2022Передано в экспедицию
14.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее