Решение по делу № 2а-1386/2019 от 18.06.2019

№ 2а-1386/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2019 года г. Бахчисарай

Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Корбут А.О.
при секретаре –с участием:помощника прокурора – Шепелевой Д.А.ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Бахчисарай административное дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Крым», военному комиссариату Бахчисарайского района Республики Крым, военному комиссару Бахчисарайского района Республики Крым (начальнику отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району), призывной комиссии Республики Крым, призывной комиссии муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым, ФИО2, о признании незаконными действий военного комиссара Бахчисарайского района Республики Крым (начальника отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району) и военного комиссариата Бахчисарайского района, связанных с освобождением от призыва на военную службу, подготовкой и выдачей военного билета, признании недействительным военного билета, истребовании военного билета, понуждении организовать и осуществить в установленном законом порядке мероприятия, связанные с призывом на военную службу, -

установил:

18 июня 2019 года заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к военному комиссариату Республики Крым, военному комиссариату Бахчисарайского Республики Крым, военному комиссару Бахчисарайского района Республики Крым (начальнику отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району), призывной комиссии Республики Крым, призывной комиссии муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым, ФИО2, о признании незаконными действий военного комиссара Бахчисарайского района Республики Крым (начальника отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району) и военного комиссариата Бахчисарайского района, связанных с освобождением от призыва на военную службу, подготовкой и выдачей военного билета, признании недействительным военного билета, истребовании военного билета, понуждении организовать и осуществить в установленном законом порядке мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что проверкой исполнения должностными лицами законодательства о призыве граждан на военную службу и противодействия коррупции в военном комиссариате Республики Крым по Бахчисарайскому району Республики Крым установлено, что призывнику ФИО2 военным комиссаром Бахчисарайского района выдан официальный документ - военный билет серии АК . Основанием для его выдачи являлся протокол призывной комиссии Бахчисарайского районного военного комиссариата Республики Крым № 19/39/622 от 16 мая 2017 года.

Вместе с тем, согласно ответа Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Крым» (далее - военного комиссариата Республики Крым) решение об освобождении от призыва гражданина ФИО2 призывной комиссией Республики Крым не принималось.

Кроме того, согласно заключения врача-специалиста, содержащегося в карте медицинского освидетельствования призывника ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от ДД.ММ.ГГГГ, последний годен к военной службе с незначительными ограничениями Б-3 на основании ст. 13-д графы 1 расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 123).

Проверкой также было установлено, что в период с октября 2016 года по январь 2017 года в личное дело призывника ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его учетную карточку внесены заведомо ложные сведения о его ограниченной годности к военной службе (категория годности «В»), об освобождении от призыва на военную службу по состоянию здоровья на основании п.п. «а» ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Административный истец просит признать незаконными действия военного комиссара Бахчисарайского района (начальника отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району) и военного комиссариата Бахчисарайского района Республики Крым, связанные с освобождением от призыва на военную службу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подготовкой и выдачей ему военного билета АК ; признать недействительным военный билет АК , выданный гражданину ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, военным комиссариатом Бахчисарайского района Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ; истребовать военный билет АК у гражданина ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать военный комиссариат Республики Крым и военный комиссариат Бахчисарайского района Республики Крым организовать в установленном законом порядке проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу гражданина ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать призывную комиссию Республики Крым и призывную комиссию муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым осуществить в установленном законом порядке мероприятия, связанные с призывом на военную службу гражданина ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании помощник военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона ФИО5 на удовлетворении административного иска настаивал, сославшись на указанные в нем обстоятельства.

Представители административных ответчиков - военного комиссариата Республики Крым, военного комиссариата Бахчисарайского района Республики Крым, призывной комиссии Республики Крым, призывной комиссии муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым, военный комиссар Бахчисарайского района Республики Крым (начальник отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району), а также ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения указанного административного дела извещены надлежащим образом, каких-либо возражений по сути административного иска, доказательств законности своих действий в суд не направили.

Заслушав помощника прокурора, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», регламентирующим отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Приведенные правовые предписания свидетельствуют о том, что отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную службу, носят публичный характер, и одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов), безусловно, обладает властными полномочиями.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, предоставляя каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обжалования в судебном порядке решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статьи 45 и 46).

Право обжалования в суд решений (заключений) призывной комиссии закреплено пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие- либо обязанности.

Таким образом, из изложенных законоположений в их системном единстве, следует однозначный вывод о том, что носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, решения (заключения) призывной комиссии, которая хотя и не входит в систему государственных органов, не является органом местного самоуправления, но выполняет публичную функцию путем реализации возложенных государством распорядительных полномочий в сфере призыва на военную службу и гражданскую альтернативную службу, подлежат обжалованию исключительно в порядке административного судопроизводства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2016 года № 18-КГ16-103).

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Проверкой исполнения должностными лицами законодательства о призыве граждан на военную службу и противодействия коррупции в военном комиссариате Республики Крым по Бахчисарайскому району установлено, что призывнику ФИО2 военным комиссаром Бахчисарайского района Республики Крым выдан официальный документ - военный билет серии АК . Основанием для его выдачи, являлся протокол призывной комиссии Бахчисарайского районного военного комиссариата Республики Крым № 19/39/622 от 16 мая 2017 года.

Вместе с тем, согласно ответа военного комиссариата Республики Крым от 26 марта 2019 года № 1/5/279 на запрос 309 военной прокуратуры гарнизона, решение об освобождении от призыва гражданина ФИО2 призывной комиссией Республики Крым не принималось.

Кроме того, согласно заключения врача-специалиста, содержащегося в листе медицинского освидетельствования призывника ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от 11 октября 2016 года, последний годен к военной службе с незначительными ограничениями Б-3 на основании ст. 13-д графы 1 расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 123).

Установлено, что в период с октября 2016 года по октябрь 2017 года в личное дело призывника ФИО2, 1993 года рождения, в его учетную карточку и соответствующую алфавитную книгу внесены заведомо ложные сведения о его ограниченной годности к военной службе (категория годности «В»), об освобождении от призыва на военную службу по состоянию здоровья на основании п.п. «а» ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с п.п. а п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Статьей 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Порядок проведения действий по призыву граждан на военную службу регламентируется Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663».

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При этом суд учитывает, что доказательств законности действий призывной комиссии муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора, принятию в отношении ФИО2 решения об освобождении последнего от призыва на военную службу, суду не предоставлено, материалы дела их не содержат.

На основании п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; проверяет правильность предоставления гражданам освобождений от призыва на военную службу.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.

Суд принимает во внимание, что доказательств законности действий призывной комиссии Республики Крым по организации контрольного медицинского освидетельствования ФИО2, получившего освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, проведения проверки правильности предоставления последнему освобождения от призыва на военную службу, суду также не предоставлено, материалы дела их не содержат.

Гражданин, признанный не годным к военной службе, освобождается от исполнения воинской обязанности, а гражданин, признанный ограниченно годным к военной службе, - от призыва на военную службу. В указанном случае решением призывной комиссии гражданин освобождается от исполнения воинской обязанности или зачисляется в запас и на основании выписки из протокола заседаний призывной комиссии ему выдается военный билет установленного образца (Приложение № 1 Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663»).

На рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации представляются личные дела призывников, в отношении которых приняты решения об освобождении от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу (п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе).

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу, возлагается на начальника отдела военного комиссариата (военного комиссара).

Доказательств законности действий по освобождению от призыва на военную службу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по подготовке и выдаче ему военного билета АК , соблюдения вышеперечисленных норм действующего законодательства, административными ответчиками не предоставлено, материалы дела их не содержат, обязанность по подтверждению данных фактов не выполнена, при этом бремя доказывания данных обстоятельств законодательством возложена на административных ответчиков, наделенных властными полномочиями.

Таким образом, действия военного комиссара Бахчисарайского района Республики Крым (начальника отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району) стали причиной необоснованного освобождения от призыва ФИО2, что нарушает интересы Российской Федерации в области обороны.

При этом, выданный последнему военный билет является недействительным, поскольку он выдан при отсутствии для этого законных оснований.

Таким образом, действия военного комиссара Бахчисарайского района (начальника отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району) и военного комиссариата Бахчисарайского района Республики Крым, связанные с освобождением от призыва на военную службу ФИО2 1993 года рождения, подготовкой и выдачей ему военного билета АК , необходимо признать незаконными.

При этом, на основании ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» необходимо обязать военный комиссариат Республики Крым и военный комиссариат Бахчисарайского района Республики Крым организовать, а призывную комиссию Республики Крым и призывную комиссию муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым осуществить в установленном законом порядке проведение мероприятий, связанных с призывом ФИО2 на военную службу.

Поскольку обязанность доказывания законности своих действий, предусмотренная ч. 2 ст. 62 КАС РФ, административными ответчиками не выполнена, при этом административный иск является обоснованным, то исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 226-228 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации – удовлетворить.

Признать незаконными действия военного комиссара Бахчисарайского района (начальника отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району) и военного комиссариата Бахчисарайского района Республики Крым, связанные с освобождением от призыва на военную службу гражданина ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подготовкой и выдачей ему военного билета АК .

Признать недействительным военный билет АК , выданный гражданину ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, военным комиссариатом Бахчисарайского района Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ.

Истребовать военный билет АК у гражданина ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать военный комиссариат Республики Крым и военный комиссариат Бахчисарайского района Республики Крым организовать в установленном законом порядке проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать призывную комиссию Республики Крым и призывную комиссию муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым осуществить в установленном законом порядке мероприятия, связанные с призывом на военную службу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    В окончательной форме решение вынесено 18 июля 2019 года.

Судья                                    А.О. Корбут

2а-1386/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
Призывная комиссия муниципального образования Бахчисарайского района РК
Кербец С.А.
Военный комиссариат Бахчисарайского района РК
Военный комиссар Бахчисарайского района РК
Военный комиссариат Республики Крым
Призывная комиссия РК
Суд
Бахчисарайский районный суд Республики Крым
Судья
Корбут Алексей Олегович
Дело на сайте суда
bahchisarai.krm.sudrf.ru
18.06.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.06.2019[Адм.] Передача материалов судье
21.06.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
08.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2019[Адм.] Судебное заседание
18.07.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее