Решение по делу № 2-988/2020 от 15.01.2020

Дело № 2-988/2020

УИД 36RS0004-01-2020-000126-31

2.085 - Социальные споры -> О предоставлении гарантий и компенсаций, установленных... -> иным категориям граждан о предоставлении гарантий и компенсаций

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Воронеж                28 мая 2020 года

            Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

                председательствующего судьи     Яковлева А.С.,

            при секретаре      Быстрянцевой В.В.,

            с участием:

истца Власова Г.С.,

            представителя ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Поповой Э.В.,

            представителя третьего лица КУВО «УСЗН Центрального района г. Воронежа» по доверенности Гаршина В.А.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Власова Геннадия Степановича к Департаменту социальной защиты Воронежской области, заместителю руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области Ф. Гладышевой о признании незаконным решения от 25.12.2019 г. № 82-15/3902 об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с возложением обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов, возложении обязанности произвести выплату задолженности начиная с 04.12.2012 г.,

УСТАНОВИЛ:

Власов Геннадий Степанович обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к Департаменту социальной защиты Воронежской области, в котором просил признать незаконным решение, вынесенное 25 декабря 2019 г. № 82-15/3902, возложив на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения его прав, свобод и законных интересов, как гражданина Российской Федерации, ветерана военной службы.

Мотивируя заявленные административные требования, с учетом неоднократных уточнений, пояснял в административном иске о том, что Департаментом социальной защиты Воронежской области было рассмотрено его письменное заявление от 09 декабря 2019 г. (входящий регистрационной № 82-14/1160 ).

Решением административного ответчика от 25 декабря 2019 г. № 82-15/3902 ему было отказано в принятии решения о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Власов Г.С. считает, что решение Департамента социальной защиты Воронежской области от 25 декабря 2019 г. № 82-15/3902 нарушает его права, свободы и законные интересы, установленные Конституцией РФ и Федеральными законами.

Власов Г.С. пояснял суду о том, что он является гражданином Российской Федерации.              Был награждён ведомственной медалью <данные изъяты>.

Власов Г.С., как проходивший военную службу в <данные изъяты> и <данные изъяты> и награждённый указанной медалью, является ветераном военной службы с 04.12.2012 г.

В порядке ч. 3 ст. 5 ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента Российской Федерации от 19.05.1995 г. № 501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы» административному истцу присвоено звание «Ветеран военной службы».

В соответствии с положениями действующего законодательства, социальная поддержка ветеранов предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. В силу прямого указания в ч. 1 ст. 76 Конституции РФ, ФЗ «О ветеранах» имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В целях реализации своих прав, гарантированных Федеральным законом о ветеранах, Власов Г.С. обратился в адрес Департамента социальной защиты Воронежской области с письменным заявлением о принятии решения о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Административным ответчиком было отказано в принятии испрашиваемого решения на основании ст. 24 Закона Воронежской области от                       14 ноября 2008 г. № 103-О3 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».

Власов Г.С., выражая несогласие с принятым решением, указывает, что ст. 24 указанного Закона Воронежской области регламентирует вопросы реализации мер социальной поддержки ветеранов труда и лиц, приравненных к ним. Тогда, как положения ст.ст. 1, 5 и 7 Федерального Закона о ветеранах не содержат правовых оснований для отождествления или приравнивания званий «ветеран труда» и «ветеран военной службы». Помимо изложенного выше, административный ответчик, по убеждению Власова Г.С., противоречит в обжалуемом решении собственной правовой позиции. Департамент социальной защиты Воронежской области полагает, что в отношении Власова Г.С. подлежат применению положения Закона Воронежской области о том, что меры социальной поддержки могут предоставляться Власову Г.С. только после выхода на пенсию. Вместе с тем, наряду с Федеральными законами о трудовых пенсиях в Российской Федерации и о страховых пенсиях, Закон Воронежской области о социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области указывает иное самостоятельное основание - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». На основании положений Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, Власову Г.С., как гражданину проходившему военную службу в качестве офицера в органах федеральной службы безопасности, назначено соответствующее государственное пенсионное обеспечение военнослужащего. При сложившихся обстоятельствах административный истец полагает, что обжалуемое решение административного ответчика противоречит указанным выше положениям Федерального закона о ветеранах и Закону Воронежской области о социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области.

Определением судьи от 17 января 2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области Ф. Гладышева, подписавшая оспариваемое административным истцом решение.

В качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика определением суда, постановленном в протокольной форме 11 февраля 2020 г., привлечено КУ ВО «Управление социальной защиты населения Центрального района г. Воронежа».

В уточнённом административном исковом заявлении от 26 февраля 2020 г. административный истец Власов Г.С. просил признать незаконным решение Департамента социальной защиты Воронежской области от 25 декабря 2019 г. № 82-15/3902, принятое в отношении него; возложить на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; возложить на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанность издать приказ о предоставлении административному истцу меры социальной поддержки в форме денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 04 декабря 2012 г.; возложить на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанность произвести полный расчёт денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг административного истца с 04 декабря 2012 г. и осуществить выплату задолженности, образовавшейся перед истцом, начиная с 04 декабря 2012 г.

02 марта 2020 г. суд, установив, что возможное удовлетворение заявленного требования о возложении на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанности принять решение о предоставлении начиная с 04 декабря 2012 г. денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, а также обязанности произвести расчет задолженности и осуществить выплату задолженности, приведет к возникновению у административного ответчика гражданско-правовой обязанности по предоставлению требуемой меры социальной поддержки и осуществлению выплаты денежных средств, а также учитывая, что подлежит решению вопрос о наличии у Власова Г.С. права на такую выплату, с учетом положений ч. 1 ст. 16.1 КАС РФ и невозможности раздельного рассмотрения правильно заявленного в рамках административного судопроизводства требования о признании незаконным отказа, суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

    С учетом принятых в порядке ст. 39 ГПК РФ уточненных исковых требований, Власов Г.С. просил суд признать незаконным и не соответствующим п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», решение Департамента социальной защиты Воронежской области, оформленное служебным письмом от 25.12.2019 г. № 82-15/3902, направленным в адрес Власова Г.С.; обязать Департамент социальной защиты Воронежской области устранить допущенные им нарушения прав, свобод и законных интересов Власова Г.С., посредством принятия решения о назначении Власову Г.С., как ветерану военной службы в порядке п. 4 ч. 1              ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», мер социальной поддержки в форме денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, начиная с 04 декабря 2012 г.; возложить на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанность произвести полный расчёт неполученной Власовым Г.С. денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, начиная с 04 декабря 2012 г., и осуществить полную выплату образовавшейся перед Власовым Г.С. задолженности, текущей с 04 декабря 2012 г.

Указывал, что в соответствии с абз. 1 ст. 17 Федерального закона от 10 января 1996 г.                  № 5-ФЗ «О внешней разведке», сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации являются военнослужащие, а также не входящие в кадровый состав военнослужащие, добровольно поступившие на военную службу в эти органы. Согласно п. 1 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы», утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 501, звание «Ветеран военной службы» присваивается федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба. Власову Г.С. звание «Ветеран военной службы» присвоено <данные изъяты> 04 декабря 2012 г.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Власов Г.С. указывает, что приобрёл право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 04 декабря 2012 г. Считает, что имеет право на меры социальной поддержки в качестве ветерана военной службы (п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»). Меры социальной поддержки предоставляются гражданину, имеющему право на их получение, по заявлению гражданина, которое подаётся в соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области (ч. 1               ст. 14 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»). В уточнённом исковом заявлении Власов Г.С. настаивает, что с соответствующим заявлением он обратился в Департамент социальной защиты Воронежской области, однако, в удовлетворении заявления было незаконно отказано.

Ответчик по делу - заместитель руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области Ф. Гладышева, в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела надлежащим образом извещена, с учетом чего дело рассмотрено в её отсутствие.

            В судебном заседании истец Власов Г.С. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить с учетом заявленных уточнений. Пояснил суду, что он не обращался в установленном законом порядке по месту своего жительства в КУВО «УСЗН Центрального района г. Воронежа». С таким заявлением он обратился непосредственно в Департамент, как орган исполнительный власти, который может самостоятельно истребовать необходимые документы и принять решение о назначении ему выплаты.

            Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Попова Э.В. иск не признала, в удовлетворении требований просила отказать с учетом доводов, изложенных в письменных возражениях.

            Представитель третьего лица КУВО «УСЗН Центрального района г. Воронежа» по доверенности Гаршин В.А исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению, пояснял по письменным возражениям, указав суду, что с заявлением о назначении мер социальной поддержки и необходимыми к тому документами Власов Г.С. в казенное учреждение не обращался, решение об отказе в назначении мер социальной поддержки не принималось.

Выслушав объяснения присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства в совокупности с положениями действующего законодательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно положений ст.ст. 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания возложена на стороны.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Статьёй 12 ГПК РФ установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом подлежит проверке законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является заявителем, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление.

Так, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы заявителя.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений органа уполномоченного органа необходимо одновременное наличие двух условий:

- несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

Материалами дела установлено, что Власов Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14), как проходивший военную службу в <данные изъяты> и <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ был награждён ведомственной медалью <данные изъяты> «Ветеран службы» (л.д. 11). Является ветераном военной службы начиная с ДД.ММ.ГГГГ Относится к получателям пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации                            «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» с 09 сентября              2017 г., пенсионер <данные изъяты> (л.д. 12, 13).

В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих право на получение этих мер.

Таким образом, в отношении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат предусмотрен заявительный порядок.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (часть 2 статьи 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В силу пункта 2.1 этой же статьи федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.

Исходя из критериев нуждаемости, субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от                 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, определяет с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов военной службы, ветеранов труда (преамбула и статья 1).

Законодатель в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» выделил следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы и ветераны труда (статья 1) и предусмотрел для них меры социальной поддержки, различающиеся как по объему, так и по условиям предоставления             (статьи 14 - 22).

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей также компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определена система мер социальной поддержки, которые могут предоставляться различным категориям ветеранов, включающая пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В статье 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» законодатель определил основные направления социальной поддержки ветеранов, то есть фактически эта статья декларирует основы государственной политики в сфере социальной защиты ветеранов.

Указанные выплаты носят заявительный характер и осуществляются учреждением социальной защиты населения за счет средств соответствующего бюджета.

09 декабря 2019 г. Власов Г.С. обратился в Департамент социальной защиты Воронежской области по вопросу предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов военной службы.

Ответом от 25 декабря 2019 г. заместитель руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области, в соответствии с Федеральным Законом от 02 мая 2006 г. 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» разъяснила заявителю порядок обращения за испрашиваемой мерой социальной поддержки. Ссылаясь на положения Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 10З-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Закон Воронежской области от 24 сентября 2018 г. № 109-ОЗ                            «О сохранении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан предпенсионного возраста на территории Воронежской области», поясняла, что ветеранам труда, равно как и ветеранам военной службы, после установления (назначения) им трудовой или страховой пенсии (в том числе досрочно), или в случаях получения ветеранами труда пенсии по иным основаниям, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с федеральными законами, предоставляются установленные ст. 24 Закона Воронежской области от 14 ноября             2008 г. № 103-ОЗ меры социальной поддержки, в том числе, ежемесячная денежная выплата и денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Установленные условия предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки обеспечивают повышение их социальной защищенности и равенства всех ветеранов труда независимо от вида получаемой ими пенсии. При сложившихся обстоятельствах, как следовало из письменного ответа, в настоящее время предоставить заявителю меру социальной поддержки, как ветерану военной службы, не достигшему предусмотренного законодательством возраста 60 лет, нет правовых оснований              (л.д. 8-10).

Истцом ответ был получен, при оспаривании которого, в соответствии с положениям п.п. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» он полагает, что ответ, именуемый в иске как решение, препятствует реализации его права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов военной службы, к которым он относится.

Суд с данными доводами согласиться не может, поскольку Департамент социальной защиты Воронежской области не отнесен к категории органов власти субъекта российской Федерации, уполномоченным, ответственным за назначение и выплату такой меры социальной поддержки, как денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг. Полагает, что ответ от 25 декабря 2019 г. заместителя руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области на обращение Власова Г.С. от 09 декабря 2019 г. носил исключительно информативный для заявителя характер, и повлечь для него каких – либо правовых последствий в виде нарушения его прав, свобод и законных интересов, не мог.

Из положения действующего законодательства усматривается, что предоставление данной денежной компенсации производится в соответствии с Законом Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».

Настоящим законом регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяются категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливаются формы и содержание указанных мер социальной поддержки, а также порядок и условия их предоставления.

На предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом Воронежской области, имеют право граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории Воронежской области, если иное не установлено настоящим Законом Воронежской области.

Условия и порядок предоставления денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг установлены статьей 15 указанного Закона Воронежской области.

Так, настоящая статья устанавливает порядок, определяющий условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оплаты и доставки топлива, установленных настоящим Законом Воронежской области, в форме денежной компенсации отдельным категориям граждан в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 1).

Получатели осуществляют оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в полном объеме с последующим получением денежной компенсации по месту жительства. Денежная компенсация предоставляется ежемесячно в размерах, установленных настоящим Законом Воронежской области, организацией, уполномоченной исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения, по месту жительства граждан. Денежная компенсация определяется для каждого получателя в зависимости от категории, к которой он относится, условий его проживания, исходя из размеров платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, начисленной за истекший месяц, по информации, представляемой организациями жилищно-коммунального комплекса и (или) осуществляющими начисление платежей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также с учетом тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг (ч.ч. 2, 3 ст. 15 Закона ВО № 103-ОЗ).

Согласно ч.ч. 4, 6, 7, 10 указанной статьи, для предоставления денежной компенсации получатели подают в уполномоченную организацию заявление с приложением документов, необходимых для ее назначения. Форма заявления и перечень документов, представляемые получателями для назначения денежной компенсации, устанавливаются исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения применительно для каждой из категорий граждан, указанных в главах 5, 6, 9, 11, 21 и 23.1 настоящего Закона Воронежской области. Решение о назначении денежной компенсации либо об отказе в её назначении принимается руководителем уполномоченной организации в 10-дневный срок со дня подачи получателем заявления в уполномоченную организацию. Уведомление об отказе в назначении денежной компенсации с указанием причины должно быть направлено получателю уполномоченной организацией в письменной форме не позднее пяти дней после дня принятия соответствующего решения. Денежная компенсация назначается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Уполномоченная организация на основании имеющихся учетных данных или документов, представленных получателями денежной компенсации, формирует дело получателя.

Во исполнение положений указанного Закона Воронежской области, приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 25 декабря 2017 г. № 82/н, утверждены Правила предоставления гражданам денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг. Указанными Правилами к числу категорий граждан, имеющих право на денежную компенсацию, относятся, в том числе категории граждан, имеющих право на денежную компенсацию в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ                              «О ветеранах», от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», … а также ветераны труда и лица, приравненные к ним из числа ветеранов военной службы.

Денежная компенсация предоставляется гражданам Российской Федерации, а также постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным граждан и лицам без гражданства в порядке, определенном действующим законодательством. Денежная компенсация предоставляется в размере, обеспечивающем объем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, гарантируемый федеральным законодательством и законодательством Воронежской области. Денежная компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению (п. 1.1.2, 1.1.3 Правил).

Пунктом 2.1 указанных Правил предусмотрено, что для предоставления денежной компенсации граждане обращаются с заявлением по форме, утвержденной приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 08 ноября 2017 г. № 66/н, для ветеранов труда и лиц, приравненных к ним, из числа ветеранов военной службы, и членов семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы в мирное время, по форме, утвержденной приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 05 июля           2019 г. № 36/н, с приложением необходимых документов лично или через законного представителя в казенные учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения» городского округа город Нововоронеж, Борисоглебского городского округа, районов г. Воронежа и Воронежской области по месту жительства (пребывания); посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций); посредством информационной системы «Портал Воронежской области в сети Интернет».

Лица, имеющие право на получение денежной компенсации, их законные представители или доверенные лица в целях получения денежной компенсации вправе по своей инициативе представить необходимые для назначения и выплаты денежной компенсации документы в полном объеме.

Заявление о назначении денежной компенсации, заявление о предоставлении мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством…, регистрируется в день его приема в журнале регистрации заявлений и решений КУВО «УСЗН» района по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам (пункт 2.5 Правил).

Пунктом 3.1.1-3.1.3 Правил предусмотрено, что решение о назначении денежной компенсации либо об отказе в её назначении принимается руководителем КУ ВО «УСЗН» района на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов в 10-дневный срок со дня подачи получателем заявления в организации, указанные в пункте 2.1 настоящих Правил.

Решение о назначении (отказе в назначении) денежной компенсации оформляется по форме согласно Приложению № 2 к настоящим Правилам.

Уведомление об отказе в назначении денежной компенсации с указанием причины отказа направляется получателю в письменной форме не позднее пяти дней после дня принятия соответствующего решения.

КУ ВО «УСЗН» района принимает решение об отказе в назначении денежной компенсации в следующих случаях:

- отсутствия правовых оснований для назначения денежной компенсации, установленных Законом Воронежской области от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»;

- непредставления гражданином документов, указанных в приказе департамента социальной защиты Воронежской области;

- предоставления гражданином неполных сведений или документов, содержащих недостоверные сведения;

- наличия задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и отсутствия у гражданина соглашения по ее погашению или его выполнения.

Решение КУ ВО «УСЗН» района о назначении (об отказе в назначении) денежной компенсации, заявление и необходимые документы приобщаются к личному (отказному) делу получателя.

Как установлено материалами дела, подтверждается данными в судебном заседании пояснениями представителя заинтересованного лица, и не оспаривалось самим Власовым Г.С., последний, в установленном законом порядке, по месту своего жительства в КУ ВО «УСЗН Центрального района г. Воронежа» с необходимыми документами и по установленной форме заявлением не обращался. Данный факт признан судом установленным.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 22 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ                           «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» ветераны военной службы приравнены к ветеранам труда.

В соответствии со ст. 24 указанного закона, ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О страховых пенсиях» и (или) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), а также лицам, приравненным к ним, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,                    «О страховых пенсиях» и (или) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предоставляются меры социальной поддержки.

Согласно статье 2 Закона Воронежской области от 29 сентября 2018 г. № 109-ОЗ                         «О сохранении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан предпенсионного возраста на территории Воронежской области» меры социальной поддержки предоставляются гражданам по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости.

Судом установлено, что мотивированных решений об отказе в назначении денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении    Власова Г.С. уполномоченным органом - КУВО «УСЗН Центрального района г. Воронежа» не принималось, ввиду отсутствия факта обращения в казенное учреждения в порядке, установленном действующим законодательством. При этом, Власов Г.С. не лишен права на обращения за её назначением.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Из указанного следует, что суд не может выйти за пределы заявленных требований, а только лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

Так, из буквального прочтения уточненного иска, Власов Г.С. просил признать незаконным, не соответствующим п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ                            «О ветеранах» о том, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, решение Департамента социальной защиты Воронежской области, оформленное письмом от 25 декабря 2019 г. № 82-15/3902.

Государственный орган, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» устанавливается порядок действия государственного органа при рассмотрении обращения гражданина.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 мая 2015 г. № 1163-О отметил, что государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию.

Для каждого государственного органа установлены свои компетенции и полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государственные органы не могут подменять друг - друга.

В соответствии с п.п. 5, 6 Постановления Правительства Воронежской области от                        23 декабря 2013 г. № 1132 «Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты Воронежской области», Департамент обязан давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, к одной из его функций относиться, в том числе, и рассмотрение обращений граждан (п.п. 3.3.60).

В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 г.                    № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что поступившее обращение истца рассмотрено в установленном законом порядке и сроки уполномоченным должностным лицом, на него направлен полный и исчерпывающий ответ по существу поставленных в обращении вопросов в пределах предоставленных полномочий.

Суд полагает, что указанное письмо не содержало конкретных обязательных для исполнения требований, не возлагало на истца какие-либо обязанности, либо иным образом ограничивало и ущемляло его законные права и интересы. При этом, несогласие истца с содержанием ответа на обращение, не может свидетельствовать о его незаконности, тем более в отсутствии доказательств заявленной истцом правовой позиции.

Таким образом, судом по результатам судебного разбирательства, не установлено обязательного условия, входящего в совокупность, наличие которой является основанием для удовлетворения иска – факта нарушения прав и законных интересов заявителя.

Поскольку данный на обращение истца ответ не нарушает его прав, свобод и законных интересов, не создает препятствия к их осуществлению, в том числе и реализации права обращения в уполномоченный орган за получением меры социальной поддержки, законных оснований для удовлетворения требований Власова С.Г. в данной части не имеется.

В части заявленных исковых требований о возложении на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанности устранить допущенные им нарушения прав, свобод и законных интересов Власова Г.С. посредством принятия решения о назначении истцу, как ветерану военной службы, в порядке п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» мер социальной поддержки в форме денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, начиная с 04 декабря 2012 г., суд полагает необходимым указать на следующее.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, судебный акт по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти.

Решение вопроса издать ненормативный правовой акт о назначении денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, относит к исключительной компетенции органов и учреждений социальной защиты населения.

Понуждение ответчика к совершению указанных действий, как не уполномоченного на принятие таких решений, является ограничением права таких органов и учреждений на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Более того, в соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области от                   23 декабря 2013 г. № 1132 «Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области», Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные (казенные, бюджетные и автономные) учреждения, в отношении которых им исполняются функции и полномочия учредителя.

В части предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области, определенным законодательством Российской Федерации и Воронежской области. Департамент предоставляет государственную услугу только по определению порядка её предоставления (п.п. 3.3.28)

С учетом изложенного и принимая во внимание, что ответчиком каких – либо незаконных решений в отношении Власова Г.С. в рамках предоставленных полномочий не издавалось, возложение на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанности по принятию решения в рамках исполнения функций, которые не отнесены к компетенции данного учреждения, будет являться нарушением положений действующего законодательства. С учетом чего в указанной части иска надлежит отказать.

В части требований о возложении обязанности на ответчика произвести полный расчёт не полученной Власовым Г.С. денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, начиная с 04 декабря 2012 г., и осуществить полную выплату образовавшейся перед Власовым Г.С. задолженности, текущей с 04 декабря 2012 г., суд полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Обязательства по выплате КУ ВО «УСЗН Центрального района г. Воронежа» денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг возникают из прямо предусмотренных Законом Воронежской области от 14 ноября 2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» оснований, и принятого учреждением социальной защиты Решения о назначении компенсации, с момента обращения за назначением такой компенсации.

Истец в КУ ВО «УСЗН Центрального района г. Воронежа» не обращался, мотивированное решение о назначении выплаты, с исследованием всех необходимых для предоставления этой меры социальной поддержки документов, не принималось.

Поскольку в порядке, установленном законодательством Воронежской области, решение о назначении такой выплаты, которое служило бы законным основанием для перечисления денежных средств, КУ ВО «УСЗН Центрального района г. Воронежа» не принималось, разрешать вопрос о наличии задолженности, её размере, о её расчёте с возложении обязанности по её выплате истцу, преждевременно, следовательно, в указанной части иска также надлежит отказать.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Иных доказательств суду не представлено.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд на основании имеющихся в материалах дела документов полагает, что излагаемые истцовой стороной доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, незаконных действий ответчика в отношении истца судом не установлено, иск является необоснованным, заявлен по надуманным обстоятельствам, заявленный в нём предмет обжалования отсутствует, в связи с чем, в его удовлетворении следует отказать.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. При этом, способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям его нарушения и обеспечивать восстановление нарушенного права.

Статьей 2 ГПК РФ предусмотрено, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Власовым Г.С. не соблюдена процедура обращения за получением истребуемой им меры социальной поддержки, решение об отказе в предоставлении такой меры уполномоченным органом не принималось, а, следовательно, права истца не были нарушены и не нуждались в судебной защите на момент обращения в суд.

Доводы Власова Г.С. о наличии у него права на предоставление ему истребуемой меры социальной поддержки, о которой заявлялось в иске, правового значения при разрешении заявленных требований не имеют и подлежат рассмотрению в рамках другого спора, в случае принятия мотивированного решения уполномоченного органа социальной защиты об отказе в её назначении, тем более, что рассмотрение вопроса о наличии или отсутствии у Власова Г.С. права на меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, не относится к компетенции ответчика, а следовательно, не рассматривался Департаментом социальной защиты Воронежской области по существу для принятия решения.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

            Отказать в удовлетворении исковых требований Власова Геннадия Степановича к Департаменту социальной защиты Воронежской области, заместителю руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области Ф. Гладышевой о признании незаконным решения от 25.12.2019 г. № 82-15/3902 об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,            с возложением обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов, возложении обязанности произвести выплату задолженности начиная с 04.12.2012 г.

            Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                      А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме принято 02 июня 2020 года.

2-988/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Власов Геннадий Степанович
Ответчики
Заместитель руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области
Департамент соц.защиты Воронежской области
Другие
КУВО "Управление социальной защиты населения Центрального района г. Воронежа"
Суд
Ленинский районный суд г. Воронеж
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lensud.vrn.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2020Передача материалов судье
17.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.02.2020Предварительное судебное заседание
02.03.2020Предварительное судебное заседание
02.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
28.04.2020Судебное заседание
28.05.2020Судебное заседание
02.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее