Дело № 2а-190/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2019 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Рожковой В.Ю.,
с участием помощника прокурора Пинчука Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорск» к администрации муниципального района «Троицко-Печорский», руководителю администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Сидорину И.В., заместителю руководителя администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Целищеву А.Н. о признании незаконным постановления от 12.09.2017 № «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в редакции постановления от 30.05.2019 № в части установления сроков отселения жителей многоквартирного жилого дома,
установил:
Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорский» обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о признании незаконным постановления от 12.09.2017 № «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в редакции постановления от 30.05.2019 № в части установления сроков отселения жителей многоквартирного жилого дома до 2025 года. В обоснование требований указано, что постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом по адресу: пгт. Троицко-Печорск, ул. Ленина, д.4а признан аварийным и подлежащим сносу, с учетом изменений, внесенных постановлением от 30.05.2019 №05/465, определен срок сноса дома и отселения жильцов – 2025 год, собственникам помещений дома направлены требования о его сносе или реконструкции в срок до 31.05.2025. Данный срок нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, что повлечет причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены руководитель администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Сидорин И.В., заместитель руководителя администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Целищев А.Н.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО6 заявленные требования поддержал, не возражал против принятия судом признания административного иска административными ответчиками.
Административные ответчики администрация муниципального района «Троицко-Печорский», руководитель администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Сидорину И.В., заместитель руководителя администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Целищеву А.Н. в суд не явились, направив в суд заявления о признании административного иска в полном объеме, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заинтересованные лица ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО10, ФИО12, ФИО11, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО3, ФИО27, ФИО26, ФИО28, ФИО28, ФИО29, ФИО30 в судебное заседание не явились.
Учитывая надлежащее извещение, на основании части 6 статьи 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
18.04.2017 актом обследования и принятым на его основе заключением межведомственной комиссии, назначенной решением Совета муниципального района «Троицко-Печорский» № от 26.02.2016, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, пгт.Троицко-Печорск, <адрес> «а» признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.5-8). Из акта следует, что фундамент дома – бетонный цоколь со стороны фасадной части искривлен, имеется сквозные трещины; шиферная кровля имеет просветы в отдельных местах, протечки, сколы, трещины, ослабление крепления листов к обрешетке; в дымовых трубах имеются трещины в кладке; нарушение наружной обшивки стен, просадка углов; перекрытия имеют заметный прогиб, следы протечек на потолке, конструкция на грани обрушения, которое местами уже началось; в подъездах обшивка стен и потолка имеет повреждения листов гипсокартона, полы площадок и лестничных маршей имеют прогибы и просадку, стирание досок в ходовых местах, перила расшатаны, текущий ремонт длительное время не проводился.
Постановлением администрации муниципального района «Троицко-Печорский» от 12.09.2017 № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, пгт.Троицко-Печорск, ул.Ленина, 4 «а», признан аварийным и подлежащим сносу; постановлено в срок до 2026 года в порядке очередности расселить граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, направить гражданам, проживающим по договорам социального найма, уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда для временного проживания (л.д.45).
Решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 24.04.2019 вышеуказанное постановление администрации от 12.09.2017 № признано незаконным в части установления сроков отселения жильцов дома №4«а» по ул.Ленина пгт.Троицко-Печорск Республики Коми до 2026 года.
Постановлением администрации муниципального района «Троицко-Печорский» от 30.05.2019 № постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления сроков отселения жильцов дома №4«а» по ул.Ленина пгт.Троицко-Печорск Республики Коми до 2026 года отменено. Постановлено изложить пункт 2 постановления от 12.09.2017 № в следующей редакции: «В срок до 2025 года в порядке очередности расселить граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома по адресу: пгт. Троицко-Печорск, ул. Ленина, д.4 «а» (л.д. 46).
04.06.2019 в адрес собственников жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме администрацией направлены уведомления с предложением в срок до 31.05.2025 осуществить снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Коми, пгт.Троицко-Печорск, ул.Ленина, 4 «а» (л.д.28-31).
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с ч.1, 2 ст.1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в т.ч. учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (п.1, 8, 9 ст.14 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение).
Согласно п.49, п.52 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Решение органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное п.47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Из системного анализа вышеперечисленных норм права следует, что решение о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
При принятии данного решения, сроки не могут устанавливаться произвольно, без учета состояния многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, поскольку в противном случае это может повлечь за собой повышение и без того опасного нахождения граждан в указанных жилых помещениях, вследствие чего их жизнь и здоровье будет подвергаться необоснованному риску.
Из представленных суду доказательств следует, что по состоянию на дату обследования дома межведомственной комиссией он представлял реальную опасность для проживающих в нем граждан, поскольку было отмечено снижение до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно информации начальника Троицко-Печорского территориального подразделения инспекции Госстройнадзора Республики Коми от 01.04.2019 при обследовании дома по адресу: пгт. Троицко-Печорск, ул. Ленина, 4а на основании требования прокурора от 27.03.2019 выявлено, в том числе, обрушение двух участков деревянного перекрытия второго этажа в жилой комнате и кухне квартиры №8, которое произошло по причине длительного насыщения влагой конструкций чердачного перекрытия из-за многочисленных протечек кровли. Уровень пола во входных тамбурах подъездов ниже уровня земли. В целом отмечено неудовлетворительное состояние дома, ремонт для поддержания конструктивных элементов в рабочем состоянии, не допускающем дальнейшее разрушение дома, не проводился. Данные выводы подтверждаются и фотоматериалами, приложенными к информации инспекции Госстройнадзора (л.д.15-26).
По информации администрации от 25.09.2019 после признания многоквартирного дома аварийным какие-либо меры по недопущению разрушения отдельных элементов конструкций многоквартирного дома не принимались (л.д.86).
При этом в 12-квартирном жилом доме №4а по ул.Ленина пгт. Троицко-Печорск на условиях социального найма заселено 4 жилых помещения, всего в доме проживает (зарегистрировано) 35 граждан (л.д.47-64), однако, по сведениям администрации в муниципальном жилищном фонде имеется лишь 8 жилых помещений маневренного фонда, которые уже предоставлены нанимателям жилых помещений иных аварийных домов (л.д.11-12).
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что установленный в оспариваемом постановлении срок отселения жителей до 2025 года не отвечает требованиям разумности, поскольку при определении срока не учтены реальное состояние многоквартирного дома и невозможность предоставления гражданам жилых помещений маневренного фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления в части установления срока отселения жителей многоквартирного жилого дома до 2025 года. Поскольку незаконным постановлением нарушаются законные интересы и права неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на жизнь, здоровье, жилище, имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, на основании статьи 157 КАС РФ суд принимает признание административными ответчиками административного иска, что является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу п. 3 ст. 227 КАС РФ на администрацию муниципального района «Троицко-Печорский», в рамках компетенции органа местного самоуправления, возлагается обязанность устранить допущенные нарушения, а именно: установить разумный срок отселения жителей многоквартирного жилого дома №4а по ул. Ленина пгт. Троицко-Печорск Республики Коми.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорск» к администрации муниципального района «Троицко-Печорский», руководителю администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Сидорину И.В., заместителю руководителя администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Целищеву А.Н. о признании незаконным постановления от 12.09.2017 № «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в редакции постановления от 30.05.2019 № в части установления сроков отселения жителей многоквартирного жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального района «Троицко-Печорский» от 12.09.2017 № «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в редакции постановления от 30.05.2019 № в части установления сроков отселения жителей многоквартирного жилого дома №4а по ул. Ленина пгт. Троицко-Печорск Республики Коми до 2025 года.
Обязать администрацию муниципального района «Троицко-Печорский» установить разумный срок отселения жителей многоквартирного жилого дома №4а по ул. Ленина пгт. Троицко-Печорск Республики Коми, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Плесовская
Мотивированное решение составлено 03 октября 2019 года