Дело № 5-572/2021
УИД 48RS0001-01-2021-000270-56
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Липецк 23 апреля 2021 года
Судья Советского районного суда города Липецка Данилова О.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении:
Токарева Сергея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, <данные изъяты>, зарегистрированного адресу: <адрес>, зарег. <адрес>,
работающего в <данные изъяты>, является депутатом,
ранее привлекавшегося к административной ответственности по главе 20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Токарев С.В. 23.02.2021 г. в период времени с 14.00 часов до 14.20 часов на площади у Областного центра культуры и народного творчества у дома № 54 «а» по ул. Космонавтов г. Липецка, принял участие в несогласованном с органами местного самоуправления г. Липецка публичном мероприятии – митинге, в нарушение требований ст. ст. 3, 6 ФЗ № 54 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 года, чем совершил административное правонарушение по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Токарев С.В. в судебном заседании вину не признал, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку нормы ФЗ-54 им не нарушены, так как в установленном Законом порядке и по основаниям установленным в законе администрацией г. Липецка не было отказано в проведении публичного мероприятия. Также ссылался на то, что он не был уведомлен о том, что указанная акция является несогласованной, требований о прекращении акции сотрудники полиции не высказывали. В подтверждение заявленных доводов Токарев С.В. ссылался на ответ прокуратуры Липецкой области от 16.04.2021г.
Защитник Копылова Т.С. подержала доводы своего доверителя. Полагала, что производство по делу подлежит прекращению.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственности и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями
Под митингом в соответствии с вышеуказанным законом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (ст. 2 Федерального Закона №54-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24 октября 2013 г. N 1618-О, от 24 октября 2013 г. N 1619-О, Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12-17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ. Частью 1 ст. 6 Федеральным законом от 19.06.2004 года N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02 апреля 2009 года N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статья 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
Также частью 3 статьи 17 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Токарев С.В. 23.02.2021 г. в период времени с 14.00 часов до 14.20 часов на площади у Областного центра культуры и народного творчества у дома № 54 «а» по ул. Космонавтов г. Липецка, принял участие в несогласованном с органами местного самоуправления г. Липецка публичном мероприятии – митинге, в нарушение требований ст. ст. 3, 6 ФЗ № 54 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 года, чем совершил административное правонарушение по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Несмотря на непризнание вины самим правонарушителем Токаревым С.В., его вина в совершении административного правонарушения подтверждается собранными и исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении АА № 633552 от 02.04.2021г., при составлении которого Токареву С.В. обеспечено участие защитника, разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, предоставлена возможность ознакомления с содержанием всех материалов, а также возможность дать объяснения;
- рапортом сотрудников полиции ФИО7, ФИО3
- уведомлением о проведении публичного мероприятия № 1 от 08.02.2021г., согласно которому ФИО4 обратился к главе города Липецка Уваркиной Е.Ю. с уведомлением о проведении 23.02.2021г. в период времени с 14.00 до 16.00 час. в количестве 1000 человек, по адресу г. Липецк площадь перед Областным центром культуры, народного творчества и кино (г. Липецк ул. Космонавтов д. 54а) публичного мероприятия – митинга. В качестве цели публичного мероприятия указано «Всероссийская акция протеста проводимой политики власти в условиях обострения социально- экономического кризиса в стране».
- ответом и.о. главы города Липецка Артемовой И.В. от 09.02.2021г. № 353-01-01-12, согласно которому запрещено проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий по 01 апреля 2021 года, которое было вручено ФИО9
-обращением ФИО4 к и.о. главы администрации г. Липецка от 12.02.2021г. и ответом и.о. главы администрации г. Липецка от 12.02.2021г. на данное обращение,
- копией журнала исходящей корреспонденции,
- объяснениями самого Токарева С.В.,
- показаниями свидетеля ФИО7
- представленными видеозаписями и другими доказательствами.
Сам Токарев С.В. и его защитник не оспаривали участие Токарева С.В. в период времени с 14.00 часов до 14.20 часов на площади у Областного центра культуры и народного творчества у дома № 54 «а» по ул. Космонавтов г. Липецка, в публичном мероприятии – митинге.
Указанные обстоятельства бесспорно подтверждаются совокупностью исследованных доказательств.
Из просмотренной в судебном заседании видеозаписи следует, что до сведения участников митинга, где находился в том числе и Токарев С.В. сотрудником полиции ФИО7 доводилась информация об отсутствии согласования с органами местного самоуправления г. Липецка на проведение публичного мероприятия.
Сам ФИО4 также перед началом митинга сообщил собравшимся о том, что перед началом митинга к нему подошли сотрудники и сообщили о том, что данное мероприятие является несогласованным.
Более того, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 показал, что он сообщил собравшимся гражданам, среди которых был и Токарев С.В. о необходимости разойтись.
Также принимается во внимание, что Токарев С.В. не оспаривал, что до начала митинга был ознакомлен с ответом администрации г. Липецка от 09.02.2021г. № 353-01-01-12, в указанном ответе имеется информация о том, что нарушение запрета указанного в ответе ведет к привлечению к административной ответственности.
Однако вопреки данному обстоятельству, Токарев С.В. принял участие в несогласованном с органами местного самоуправления г. Липецка массовом мероприятии.
Не имеет правового значения ссылка Токарева С.В. и его защитника на то, что по мнению ФИО4 и по их мнению ответ администрации г. Липецка от 09.02.2021г. № 353-01-01-12 является незаконным, что подтверждается ответом прокуратуры Липецкой области от 16.04.2021г., согласно которому неисполнение администрацией г. Липецка обязанности по разъяснению организатору публичного мероприятия права на его проведение в другое время в ином месте воспрепятствовало реализации конституционного права ФИО4 на проведение публичного мероприятия, в связи с чем в адрес главы администрации г. Липецка внесено представление об устранении отмеченных нарушений.
Действия администрации решением суда не признано незаконным, кроме того, сам по себе ответ прокурату Липецкой области не свидетельствует о законности проведения публичного мероприятия 23.02.2021г. в период времени с 14.00 до 14.20 час. по адресу г. Липецк площадь перед Областным центром культуры, народного творчества и кино (г. Липецк ул. Космонавтов д. 54а).
Само по себе несогласие Токарева С.В. с содержанием ответа администрации г. Липецка от 09.02.2021г. № 353-01-01-12 не свидетельствует о законности проведения вышеуказанного публичного мероприятия.
Показания свидетеля ФИО4 не свидетельствуют об отсутствии в действия Токарева С.В. состава вменяемого правонарушения.
Имеющимися в деле доказательствами достоверно установлено, что Токарев С.В., принимал участие в публичном мероприятии - митинге, в том значении, которое ему придает Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
С учетом изложенного, суд полагает, что имеющихся в материалах дела доказательств, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, в их совокупности достаточно для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, а также для вывода о доказанности вины Токарева С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
При назначении Токареву С.В. административного наказания, судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного.
Смягчающих административную ответственность обстоятельств не имеется.
В качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства учитывается повторное совершение однородного правонарушения.
Так, из материалов дела следует, что Токарев С.В. привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – постановление Советского районного суда г. Липецка от 29.01.2021г. (вступило в силу 16.02.2021г).
При таких обстоятельствах, с учетом характера, совершенного Токаревым С.В. административного правонарушения и конкретных обстоятельств правонарушения, данных о личности виновного, наличия несовершеннолетнего ребенка, с учетом имущественного положения лица, при наличии отягчающего обстоятельства и отсутствии смягчающих вину обстоятельств, судья считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи КоАП РФ, полагая, что данное наказание будет являться соразмерным содеянному и позволит достигнуть целей наказания, указанных в ст. 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.10 -29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Токарева Сергея Владимировича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 500 рублей.
Административный штраф подлежит уплате в доход государства на счет УФК по Липецкой области (УМВД России по городу Липецку), КПП 482301001, ИНН 4826068419, ОП №8 по г. Липецку номер счета получателя № 03100643000000014600 ОКТМО 42701000 в отделение Липецк Банка России/УФК по Липецкой области г. Липецк, БИК 014206212 КБК 18811601201019000140, кор./сч. 40102810945370000039 КБК 18811601201019000140 идентификатор 18880348210086335520.
Разъяснить, что в силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение 10 дней с момента получения мотивированного постановления.
Судья О.И. Данилова
Мотивированное постановление изготовлено 23.04.2021г.