72 RS0025-01-2021-010637-63
Дело № 33-6571/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 19 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Чесноковой А.В.,
судей: Завьяловой А.В., Фёдоровой И.И.,
при секретаре: Матвеевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 18 ноября 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к УМВД РФ по Тюменской области о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным и отмене решения о снятии с учета, обязании восстановить на учете, произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, взыскании судебных расходов, отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., объяснения представителя истца ФИО1 – ФИО7, действующего на основании ордера № 87 от 19 декабря 2022 года, поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объёме, возражения представителя ответчика УМВД РФ по Тюменской области – ФИО5, действующей на основании доверенности от 22 января 2022 года и полагавшей жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику УМВД России по Тюменской области о признании права истца с семьёй в составе 3 человек на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным и отмене решения Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области от 27.07.2020г. о снятии с учета, обязании восстановить истца с семьей в составе 3 человек на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что в период с 12.05.1997г. по 11.06.2016г. истец проходил службу в органах внутренних дел, где состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьёй в составе 3 человек. Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области от 27.07.2020г. истец был снят с учета на основании пп. «д» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223. С данным решением истец не согласен, поскольку он является получателем пенсии за выслугу лет.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, его представители ФИО6, ФИО7 поддержали исковые требования.
Представители ответчика УМВД РФ по Тюменской области ФИО8, ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения искового заявления.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен истец ФИО1 В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В доводах жалобы указывает на ошибочность вывода суда о том, что ФИО1 уволен не по основанию, дающему право на пенсию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с вышеуказанными Правилами сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 и 6 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (пп. «д» п. 19 Правил). Согласно ч. 6 ст. 4 указанного закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Заявитель считает, что его увольнение по п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ № 342-ФЗ (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) не лишает его права на получение пенсии и, следовательно, не должно стать причиной, повлекшей снятие с учета по какому-либо основанию, указанному ст. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Также указывает, что после увольнения ФИО1 не потерял право на предусмотренные действующим законодательством социальные гарантии, никакого ущемления его прав увольнение по указанному основанию не повлекло. Кроме того, ссылается на то, что суд не дал юридической оценки тому обстоятельству, что с учёта была снята вся семья ФИО1, в том числе супруга ФИО6, являющаяся пенсионером МВД, которая, в свою очередь, также имеет право на предоставление единовременной социальной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика УМВД России по Тюменской области ФИО5 просит решение суда оставить без изменения.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).
Истец ФИО1, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 12.05.1997г. по 11.06.2016г.
С 07.08.2012г. ФИО1 состоял на учете с семьей в составе 3 человек на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
11.01.2016г. ФИО1 был уволен со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел (п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области от 27.07.2020г. ФИО1 был снят с учета на основании пп. «д» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Пунктом 19 (пп. «д») Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223, предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 6, 6.1 статьи 4 и частью 4 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, руководствуясь положениями действующего законодательства, пришёл к правильному выводу о том, что, поскольку увольнение истца имело место не по основанию, дающему право на получение пенсии (п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ), оспариваемое им решение Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области от 27.07.2020г. о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подп. «д» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты является законным и оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
В силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», во взаимосвязи с пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что основание, по которому ФИО1 был уволен со службы, не предоставляет ему право на сохранение социальных гарантий в полном объеме, в связи с чем, истец утратил право на получение выплаты и правомерно был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Является необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что факт назначения пенсии является основанием для сохранения за истцом права на получение такой социальной гарантии, как получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает различные основания увольнения, в том числе самостоятельным основанием увольнения является расторжение контракта по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (пункт 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ), тогда как ФИО1 был уволен по иному основанию, не предоставляющему права на сохранение социальных гарантий в полном объеме, то есть в целях сохранения права на социальную выплату учитываются именно основания увольнения, дающие право на пенсию, а не сам по себе факт начисления пенсии по выслуге лет.
Довод заявителя жалобы о том, что с учёта была снята вся семья ФИО1, в том числе супруга ФИО6, являющаяся пенсионером МВД, которая, в свою очередь, также имеет право на предоставление единовременной социальной выплаты, к предмету рассматриваемого спора не относится.
Таким образом, судом правильно и полно определены значимые для дела обстоятельства, дана верная оценка представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, то оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмены обжалуемого решения, сводятся к изложению позиции, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в постановленном судом решении.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 декабря 2022 года