Дело № 2-601/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2017 года город Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Афанасьевой Ж.В.,
при секретаре Есиной А.В.,
с участием ответчика Мишановой М.В.,
представителя ответчика Морозова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова В.В. к Мишановой М.В. об отмене договора дарения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов В.В. обратился в суд с иском к Мишановой М.В. об отмене договора дарения земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его супруга Кузнецова Л.И. после смерти которой он был подавлен и расстроен. ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен договор дарения земельного участка расположенного по адресу <адрес> участок №. Истец указывает, что данный участок обрабатывает сам и для него он очень важен, поскольку обеспечивает его пропитание, без земельного участка материальное положение истца существенно измениться. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил отменить договор дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Кузнецовым В.В. и Мишановой М.В. Кроме того, ссылается также на положения п.п. 1, 2 ст. 578 ГК РФ.
В судебное заседание Кузнецов В.В. не явился, извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Ответчик Мишанова М.В. и ее представитель Морозов Д.С. возражали относительно заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании пункта 1 статьи 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Из материалов дела следует, что согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка для коллективного садоводства» земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью 500 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, разрешенное использование: для коллективного садоводства, был предоставлен в собственность бесплатно члену садоводческого некоммерческого товарищества «Гвоздика» Кузнецову В.В.
ДД.ММ.ГГГГ истец Кузнецов В.В. и ответчик Мишанова М.В. заключили договор дарения земельного участка, в соответствии с которым Кузнецов В.В. подарил ответчику земельный участок площадью 500 кв. м, кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, участок №
Договор подписан сторонами, составлен в трех экземплярах, прошел регистрацию в Управлении Росреестра Оренбургской области.
Обращаясь с требованиями об отмене договора дарения, Кузнецов В.В. указал, что данный земельный участок обрабатывает сам и для него он очень важен в связи с тем, что он является инвалидом и без земельного участка материальное положение истца существенно измениться.
Действительно, ч. 1 ст. 577 ГК РФ, предусматривает, что даритель вправе отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь или право либо освободить одаряемого от имущественной обязанности, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако истец в нарушение указанной нормы суду не представил ни одного доказательства, свидетельствующего об обстоятельствах, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Кроме того, договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ вообще не содержит условия о передаче одаряемому вещи в будущем, он является одновременно и актом приема – передачи земельного участка согласно п. 7 договора, следовательно, положения ч. 1 ст. 577 ГК РФ не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Более того, подписывая спорный договор, истец согласился со всеми его условиями. Данное обстоятельство подтверждается подписью истца в договоре дарения, которая не оспаривается.
Истцом суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что материальное положение истца зависит от данного земельного участка и может существенно измениться.
Сам по себе факт инвалидности и эмоциональные переживания истца в связи со смертью супруги не могут расцениваться в качестве правовых оснований для отмены договора аренды земельного участка.
Ответчик в судебном заседании указал на то, что в настоящее время она обрабатывает спорный земельный участок, указанный земельный участок был подарен ей истцом в период его нахождения в зарегистрированном браке с ее матерью, что подтверждается решением мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района Оренбургской области от 20.12.2016 года, которым брак между истцом и Мишановой Л.А. расторгнут.
Кроме того, истец в обоснование иска ссылается на п.1 ст. 578 ГК РФ, согласно которому даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения.
Однако материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих противоправные действия со стороны ответчика в отношении истца или его близких родственников.
Также суд считает не обоснованным ссылки в иске на п. 2 ст. 578 ГК РФ, согласно которой даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты, поскольку истцом в ходе рассмотрения дела в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не было представлено доказательств того, что обращение ответчика с подаренной ей недвижимостью создает угрозу ее безвозвратной утраты.
При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены договора дарения и к отказу в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова В.В. к Мишановой М.В. об отмене договора дарения земельного участка отказать.
Решение суда может быть обжаловано, в апелляционном порядке, в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2017 года
Судья Ж.В. Афанасьева