Дело № 12-167/2017
РЕШЕНИЕ
20 января 2017 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Щелканов М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Пономарева А.Н. на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми ... Е.А. от ** ** ** № ... которым ... АО «Комиавиатранс» Пономарев А.Н., ..., привлечен к административной ответственности по ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Лапицкой Е.А. от ** ** ** № ... ... АО «Комиавиатранс» Пономарев А.Н. (далее – Пономарев А.Н.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ....
Не согласившись с указанным постановлением, Пономарев А.Н. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Пономарева А.Н. по доверенности Василевицкий А.М. доводы жалобы поддержал.
Представитель УФАС по Республике Коми Королев Н.М. возражал против удовлетворения жалобы.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в адрес УФАС по Республике Коми поступило заявление Службы Республики Коми по тарифам от ** ** ** № ... в котором сообщается, что АО «Комиавиатранс» нарушены Стандарты раскрытия информации. При этом Служба уведомила АО «Комиавиатранс» о необходимости представления информации (письмо от ** ** ** № ...).
Определением УФАС по Республике Коми от ** ** ** № ... возбуждено дело об административном правонарушении № ...
УФАС по Республике Коми ** ** ** в отношении Пономарева А.Н. составлен протокол об административном правонарушении № ... ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Республике Коми ** ** ** № ... ... АО «Комиавиатранс» Пономарев А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, за не размещение на официальном сайте АО «Комиавиатранс» информации, предусмотренной абз. 2,3,5,6,7,13,14,15,16,17,18 пп. «б» п. 11 Стандартов раскрытия информации.
Статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Объективной стороной правонарушения является нарушение способов или сроков опубликования информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утв.Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 г. N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (далее - Стандарты), в электронных средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закона № 35-ФЗ) субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Согласно статье 3 Закона № 35-ФЗ для целей данного закона территориальная сетевая организация понимается как коммерческая. организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом,- с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Этой же статьей услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц АО «Комиавиатранс» осуществляет, в том числе деятельность по передаче электрической энергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, распределение электроэнергии (код по ОКВЭД 35.12, 35.13), следовательно, заявитель является субъектом розничного рынка электрической энергии, сетевой организацией, а в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) и субъектом естественной монополии, в связи с чем на основании пункта 2 Стандартов раскрытия заявитель обязан раскрывать информацию в соответствии с данным документом.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам № ... от ** ** ** для АО «Комиавиатранс» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества.
В соответствии с п. 12.1 Устава АО «Комиавиатранс» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором.
Размещение на официальном сайте Общества сведений, предусмотренных Стандартами раскрытия информации, являлось текущей деятельностью АО «Комиавиатранс» как сетевой организации.
Согласно п. 12.3 Устава ... обеспечивает организацию и планирование работы подразделений, филиалов и представительств Общества, осуществляет контроль за их деятельностью.
Из п. 3.1 трудового договора от ** ** **, заключенного между АО «Комиавитранс» и Пономаревым А.Н., следует, что ... обязан обеспечивать выполнение основных направлений хозяйственной деятельности Общества, руководствоваться действующим законодательством, обеспечивать своевременное и надлежащее выполнение обязательств Общества, обеспечивать раскрытие информации, установленной законодательством РФ в порядке и сроки, установленные законодательством РФ.
Таким образом, ответственным должностным лицом за совершение Обществом административного правонарушения по ст. 9.15 КоАП РФ является ... АО «Комиавиатранс» Пономарев А.В.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона «О естественных монополиях» в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
В соответствии с п. 2 ст. 8.1 Закона «О естественных монополиях» стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Стандарты раскрытия информации должны содержать состав информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и порядок предоставления такой информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с п. 1 Стандартов раскрытия под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях -предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Согласно пп. 2 и 3 Стандартов раскрытия субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию путем:
опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
опубликования в электронных средствах массовой информации;
предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;
направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22(2) настоящего документа;
опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с п. 3(1) Стандартов раскрытия субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети «Интернет», где информация размещается в полном объеме.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования. Субъекты рынков электрической энергии, осуществляющие деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий, направляют указанную информацию также в Федеральную антимонопольную службу.
Пунктом 11 Стандартов раскрытия установлено, что сетевая организация, помимо иных сведений также раскрывает информацию:
б) о балансе электрической энергии и мощности, в том числе (абз. 2):
об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации (абз. 3);
о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования (абз. 5);
о затратах на оплату потерь, в том числе (абз. 6);
о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях (абз. 7);
о техническом состоянии сетей, в том числе (абз. 13);
о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению (абз. 14);
об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии (абз. 15);
о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше (абз. 16);
о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем уровням напряжения (абз. 17);
о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация) (абз. 18);
В соответствии с п. 12 Стандартов раскрытия информация, указанная в абзацах первом - четырнадцатом подпункта «б» Стандартов раскрытия подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.
Информация, указанная в абзацах пятнадцатом, шестнадцатом, семнадцатом подпункта «б» и в подпункте в (1) пункта 11, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально.
Информация, указанная в абзаце восемнадцатом подпункта «б» настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц.
УФАС по Республике Коми с целью проверки информации ** ** ** составило акт осмотра Интернет-сайта АО «Комиавиатранс».
Из материалов дела следует, что постановлением от ** ** ** № ..., акционерное общество «Комиавиатранс» привлечено к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от ** ** ** № ... признано незаконным и отменено постановление от ** ** ** № ..., которым акционерное общество «Комиавиатранс» привлечено к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения.
АО «Комиавиатранс» были вменены нарушения абз. 2,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 пп. «б» п. 11, пп. «в» п. 11, пп. «в»(1) п.11 Стандартов раскрытия информации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми установлено, что административным органом не доказано, что Обществом не раскрыты абз. 8-12 пп. «б» п. 11 Стандартов раскрытия, а также пп. «в» и «в 1» п. 11 Стандартов раскрытия. В связи с чем, из обжалуемого постановления исключены выводы о нераскрытии Обществом информации, содержащейся в абз. 8-12 пп. «б» п. 11 Стандартов раскрытия, а также пп. «в» и «в 1» п. 11 Стандартов раскрытия.
Вместе с тем указанным решением установлено, что Обществом не раскрыта информация, содержащаяся в абз. 2-7, 13-18 пп. «б» п. 11 Стандартов раскрытия.
Нарушения указанных пунктов вменены административным органом Пономареву А.Н. как генеральному директору АО «Комиавиатранс».
Таким образом, административным органом доказано и заявителем не оспаривается, что Пономаревым А.Н. как ... АО «Комиавиатранс» не исполнило обязанность по раскрытию обязательной информации, которая предусмотрена ст. 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно ст. 8 Закона о естественных монополиях доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
При этом положения пп. 11 и 12 Стандартов раскрытия предусматривают единственный способ опубликования информации - на сайте в сети Интернет (в отношении информации, неопубликование которой было выявлено УФАС по Республике Коми).
При этом действия ... АО «Комиавиатранс» Пономарева А.Н. по нераскрытию обязательной информации образуют административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.15 КоАП РФ.
В жалобе на постановление Пономарев А.Н. вмененное административное правонарушение не оспаривает, указывая, что к моменту рассмотрения административного дела все обязанности АО «Комиавиатранс» по раскрытию информацию были выполнены. В связи с чем просит признать указанное правонарушение малозначительным.
В соответствии с ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Нормы КоАП РФ не содержат исключений для применения статьи 2.9 в отношении какого-либо административного правонарушения. Следовательно, положения данной статьи могут применяться и к правонарушениям с формальным составом.
Административный орган не предоставил суду доказательств, подтверждающих причинение существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
Также суд учитывает, что действиями Пономарева А.Н. не причинен существенный вред охраняемым общественным отношениям в сфере услуг электроснабжения населения, а также тот факт, что все обязанности АО «Комиавиатранс» по раскрытию информацию были исполнены.
С учетом вышеизложенного, суд признает совершенное ... АО «Комиавиатранс» Пономаревым А.Н. правонарушение малозначительным.
При оценке действий должностного лица суд также учитывает, что административным органом решение о привлечении Пономарева А.Н. к административной ответственности принято только после того, как решением Арбитражного суда Республики Коми от ** ** ** № ... признано незаконным и отменено постановление от ** ** ** № ..., которым акционерное общество «Комиавиатранс» привлечено к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что административный орган также длительное время не находил оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности, и такое решение принято после окончания административного расследования, срок которого был установлен до ** ** **
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу Пономарева А.Н. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми ... Е.А. от ** ** ** № ..., которым ... АО «Комиавиатранс» Пономарев А.Н., ... привлечен к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ... АО «Комиавиатранс» Пономарева А.Н. прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ за малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.В. Щелканов