Судья: Баринов Н.А. № 21-585/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Самара 16 мая 2019 года
Судья Самарского областного суда Трескунова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ПЕГАС-АВТО» Сальникова О.В. на решение судьи Сызранского районного суда Самарской области от 14 января 2019 года по делу об административном правонарушении, которым
постановление государственного инспектора Центрального МУГАДН Тумановой Ю.Б. №10673342183425563703 от 27.11.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ПЕГАС-АВТО»- оставлено без изменения,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Постановлением государственного инспектора Центрального МУГАДН Тумановой Ю.Б. №10673342183425563703 от 27.11.2018 года ООО «ПЕГАС-АВТО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.21.3 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, генеральный директор ООО «ПЕГАС-АВТО» Сальников О.В. обратился с жалобой в Сызранский районный суд Самарской области, которым 14 января 2019 года вынесено указанное выше решение.
В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, генеральный директор ООО «ПЕГАС-АВТО» Сальников О.В. просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенных актов.
Представитель ООО «ПЕГАС-АВТО» в суд не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела в суде, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявлял. Считаю возможным рассмотреть материалы дела в отсутствие заявителя.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, нахожу решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно статье 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 623-О-П и от 15 января 2009 г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
В соответствии с п.1 ст.31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, ООО «ПЕГАС-АВТО», как собственник транспортного средства марки «ДАФ FT XF 105 410 ГРУЗОВОЙ ТЯГАЧ СЕДЕЛЬНЫЙ», государственный регистрационный знак № (СТС 7736848980), привлечен к ответственности за осуществление автомобильной перевозки груза 19 ноября 2018 года в 01:20:03 на 326 км 495 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения М5 «УРАЛ» Самарская область без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, при том, что внесение такой платы является обязательным.
Действия ООО «ПЕГАС-АВТО» квалифицированы по ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, о чем вынесено обжалуемое постановление №10673342183425563703 от 27.11.2018 года.
Судья Сызранского районного суда Самарской области 14 января 2019 года, рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ПЕГАС-АВТО» Сальникова О.В. на указанное выше постановление Центрального МУГАДН, пришел к выводу о законности обжалуемого акта и об отсутствии оснований для его отмены или изменения.
Между тем, изучение представленных материалов показало, что судья районного суда не выполнила требований КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном рассмотрении данного дела.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является его разрешение в соответствии с законом.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 1 СЃС‚. 1.6 РљРѕРђРџ Р Р¤, обеспечение законности РїСЂРё применении мер административного принуждения предполагает РЅРµ только наличие законных оснований для применения административного наказания, РЅРѕ Рё соблюдение установленного законом РїРѕСЂСЏРґРєР° привлечения лица Рє административной ответственности.
При рассмотрении дела суд второй инстанции установил, что в ходе производства по данному делу судьей районного суда были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
Приказом Ространснадзора от 27.06.2017 N ВБ-546 фс "Об утверждении Положения о Центральном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" утверждено Положение о Центральном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Пунктом 1 Положения о Центральном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 27.06.2017 N ВБ-546фс установлено, что Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и осуществляет функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории города Москвы, Московской области, Тверской области и Тульской области.
Согласно п. 6.5.17 (в ред. Приказа Ространснадзора от 05.12.2018 года N ВБ-1103фс) указанного Положения, Управление осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, включая фиксацию административных правонарушений в области соблюдения обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами путем использования, в установленном порядке работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи и входящих в систему фотовидеофиксации административных правонарушений в области соблюдения обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами на территории Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и зафиксированном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили соответствующие материалы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· системного толкования Рї. 3 С‡. 1 СЃС‚. 30.1 Рё С‡. 5 СЃС‚. 29.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях территориальная подсудность дел РїРѕ жалобам РЅР° постановления Рѕ привлечении Рє административной ответственности Р·Р° правонарушения РІ области РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, выявленные Рё зафиксированные СЃ применением работающих РІ автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- Рё киносъемки, или видеозаписи, определяется РїРѕ месту нахождения органа, должностное лицо которого вынесло обжалуемое постановление.
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Так как местом совершения правонарушения является Самарская область, однако, постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом Центрального МУГАДН, юрисдикция которого на момент совершения административного правонарушения – 19.11.2018 года распространялась лишь на территорию города Москвы, Московской области, Тверской области и Тульской области.
Таким образом, государственным инспектором Центрального МУГАДН Тумановой Ю.Б. был нарушен порядок привлечения ООО «ПЕГАС-АВТО» к административной ответственности, а при изложенных обстоятельствах, судья Сызранского районного суда Самарской области в нарушение требований п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ рассмотрел жалобу генерального директора ООО «ПЕГАС-АВТО» Сальникова О.В. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, юрисдикция которого не распространялась на территорию Сызранского района Самарской области.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При таких обстоятельствах решение судьи Сызранского районного суда Самарской области от 14 января 2019 года и постановление должностного лица Центрального МУГАДН от 27.11.2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном с.1 ст.12.21.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ПЕГАС-АВТО» рассмотрено с нарушением правил подведомственности и подлежат отмене.
Временем совершения вмененного ООО «ПЕГАС-АВТО» административного правонарушения является 19.11.2018 года.
На момент рассмотрения в Самарском областном суде жалобы генерального директора ООО «ПЕГАС-АВТО» Сальникова О.В. двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї. 6 С‡. 1 СЃС‚. 24.5 РљРѕРђРџ Р Р¤ РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ возобновлении производства РїРѕ делу РїСЂРё истечении СЃСЂРѕРєРѕРІ давности привлечения Рє административной ответственности обсуждаться РЅРµ может. Рстечение СЃСЂРѕРєРѕРІ давности привлечения Рє административной ответственности является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей.
На основании изложенного производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вследствие истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Р• РЁ Р Р›:
Решение судьи Сызранского районного суда Самарской области от 14 января 2019 года и постановление государственного инспектора Центрального МУГАДН Тумановой Ю.Б. №10673342183425563703 от 27.11.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ПЕГАС-АВТО»– отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу генерального директора ООО «ПЕГАС-АВТО» Сальникова О.В. удовлетворить частично.
Судья Самарского областного суда Л.А.Трескунова