Судья: Шевцова Е.Н. дело № <...> (33-20413/2017)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2018 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,
судей Козловской Е.В., Чекуновой О.В.
при секретаре Шин И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынова Сергея Ивановича к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Светлана», Каржову Геннадию Юрьевичу о признании протокола об учреждении юридического лица недействительным и аннулировании записи в Едином государственном реестре юридических лиц,
по апелляционной жалобе Мартынова Сергея Ивановича
на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 04 октября 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований Мартынова Сергея Ивановича к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Светлана», Каржову Геннадию Юрьевичу о признании протокола об учреждении юридического лица в части указания Мартынова Сергея Ивановича в качестве учредителя сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Светлана» недействительным и аннулировании записи в Едином государственном реестре юридических лиц о Мартынове Сергее Ивановиче как учредителе сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Светлана» - отказано.
Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения Мартынова С.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя 3-го лица – ИФНС по Дзержинскому району г.Волгограда – Кисловой Н.С. возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Мартынов С.И. обратился в суд с иском к Сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Светлана» (СКПК «Светлана»), Цыпленковой М.П., Чаплиевой Л.И., Васендину А.И., Чумакову В.П., Суховой С.И., Сухову А.С., Богучарской М.С., Цыпленкову И.Ф., Смоляковой Н.И., Ивановой М.А., Шанаеву А.Н., Панфиловой А.Г., Панфилову В.И., Панфилову А.И., Богачевой С.В., Каржову Г.Ю. о признании протокола об учреждении юридического лица недействительным и аннулировании записи в Едином государственном реестре юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указал, что при рассмотрении дела по административному иску Центрального Банка РФ о ликвидации СКПК «Светлана» ему стало известно о том, что он является учредителем вышеуказанного кооператива и в ЕГРЮЛ внесена о нем запись, как об учредителе. Ссылаясь на то, что участия в заседании 24 мая 2004 года он не принимал, просил признать протокол об учреждении юридического лица недействительным и аннулировать запись в Едином государственном реестре юридических лиц. Кроме того, указывает, что в данный период он находился на стационарном лечении в больнице.
Определением Михайловского районного суда Волгоградской области 05 сентября 2017 года производство по делу по иску Мартынова С.И. в части требований к Цыпленковой М.П., Чаплиевой Л.И., Васендину А.И., Суховой С.И., Сухову А.С., Богучарской М.С., Цыпленкову И.Ф., Смоляковой Н.И., Ивановой М.А., Шанаеву А.Н., Панфиловой А.Г. о признании протокола об учреждении юридического лица недействительным и аннулировании записи в Едином государственном реестре юридических лиц прекращено ввиду отказа истца от иска.
Определением Михайловского районного суда Волгоградской области 05 сентября 2017 года производство по делу по иску Мартынова С.И. в части требований к Чумакову В.П., Панфилову В.И., Панфилову А.И., Богачевой С.В. о признании протокола об учреждении юридического лица недействительным и аннулировании записи в Едином государственном реестре юридических лиц прекращено в связи со смертью ответчиков.
В судебном заседании истец Мартынов С.И., его представитель Калеуха И.М., с учетом уточнений, иск поддержали, сославшись на доводы, указанные в нем, просили признать протокол об учреждении юридического лица в части указания Мартынова С.И. учредителем недействительным, исключить запись о Мартынове С.И. как учредителя СКПК «Светлана» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Мартынов С.И. оспаривает законность и обоснованность принятого решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 24 мая 2004 года состоялось заседание учредителей СКПК «Светлана», со следующей повесткой дня: выборы председателя и секретаря собрания, утверждение повестки дня собрания, учреждение кооператива, название кооператива, утверждение устава и правил кооператива, выборы правления кооператива и его председателя, регистрации кооператива в установленном законом порядке.
Истец Мартынов С.И., наряду с Цыпленковой М.П., Чаплиевой Л.И., Васендиным А.И., Суховой С.И., Суховым А.С., Цыпленковым И.Ф., Смоляковой Н.И., Ивановой М.А., Шанаевым А.Н., Панфиловой А.Г., Богачевой С.В., Чумаковым В.П., Богучарской М.С., Панфиловым В.И., Панфиловым А.И., указан в вышеуказанном протоколе учредителем (участником) юридического лица.
21 июля 2004 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда произведена государственная регистрация в качестве юридического лица Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Светлана».
Отказывая в удовлетворении требований Мартынова С.И, о признании решения о создании СКПК «Светлана» оформленного протоколом от 24 мая 2004 года в части внесения о нем сведений как об учредителе указанного кооператива, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что доказательства, опровергающих факты, указанные в оспариваемом протоколе истцом не представлены, оснований для признании решения собрания ничтожным в силу закона не имеется.
Судебная коллегия соглашается с таким суждением.
Согласно п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
Правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации определяет Федеральный закон от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ (ред. от 11.06.2003) «О сельскохозяйственной кооперации».
В силу пунктов 1, 2 статьи 4 названного Закона № 193-ФЗ сельскохозяйственным потребительским кооперативом (далее - потребительский кооператив) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.
Согласно пункту 8 указанной статьи, кредитные кооперативы образуются для кредитования и сбережения денежных средств членов данных кооперативов.
В соответствии с пунктом 11 указанной статьи, потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием, если иное не предусмотрено уставом кооператива.
Статьей 8 Федерального закона от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» установлен порядок образования кооператива.
Первая стадия создания кооператива состоит из подготовительных, предварительных мер по созданию кооператива, организуемых специально созданным комитетом (подготовка технико-экономического обоснования, подготовка проекта устава, подготовка проведения организационного собрания членов); непосредственно организационного общего собрания членов кооператива, на котором лица, как физические, так и юридические, принимаются в члены кооператива, утверждается устав кооператива и создаются органы управления кооперативом.
Право на обжалование решения собрания предусмотрено статьей 25 названного Закона.
Так, в силу ч.2 статьи 25 Федерального закона от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ (ред. от 11.06.2003) «О сельскохозяйственной кооперации» решение общего собрания членов кооператива, которое принято с нарушением законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации и исполнение которого может повлечь ответственность членов правления кооператива и членов наблюдательного совета кооператива, может быть обжаловано ими в суд.
Порядок проведения общего собрания и порядок принятия решения на общем собрании регламентируются статьями 23, 24 Федерального закона от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ (ред. от 11.06.2003) «О сельскохозяйственной кооперации».
Доказательств, подтверждающих, что при проведении собрания были нарушены положений вышеуказанного закона, истцом не представлено.
По сути заявленного иска, Мартынов С.И. оспаривал не решение общего собрания о создании кооператива, а факт своего участия про его создании, то есть оспаривал участие в сделке, которую просил по этим основаниям признать ничтожной.
Вместе с тем, объективных доказательств подтверждающих указанный факт им не представлено.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату спорных правоотношений) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Оснований недействительности сделки истцом не указано.
Кроме того, по общему правилу, требования о признании сделки недействительной предъявляется к сторонам сделки. В данном случае, сторонами сделки являлись лица, участвующие при создании кооператива и принявшие соответствующее решение, то есть учредители СКПК «Светлана».
Вместе с тем, от исковых требований, предъявленных к учредителям кооператива Мартынов С.И. отказался, доказательств, позволяющих объективно установить факт его участия в собрании, на котором был создан кооператив, им не представлено, в связи с чем оснований для признании протокола общего собрания недействительным в части указания его в числе учредителей СКПК «Светлана» у суда не имелось.
В соответствии со 9 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен в Федеральном законе от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции, действующей на момент регистрации юридического лица).
Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 этого Федерального закона.
В силу пунктов 1.2 и 1.4 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В силу ст. 11 вышеуказанного Федерального закона, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.
Из приведенных положений закона следует, что юридическое лицо, заявляющее о внесении его в реестр юридических лиц, представляет для этого документы и совершает действия, указанные в законе. Основанием для внесения сведений в государственный реестр является решение компетентного органа.
В статье 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции, действующей на момент регистрации юридического лица и внесения сведений об истце, как учредителе в 2004 году) закреплено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ - также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
Исходя из анализа вышеназванных положений Гражданского кодекса Российской Федерации Устава СКПК «Светлана» следует, что понятие учредитель и его(их) участие необходимы при создании и регистрации нового потребительского кооператива в налоговых органах как юридического лица, для выполнения требований статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Учредители кооператива как таковые, не несут функциональной нагрузки при осуществлении деятельности кооператива, не входят в структуру кооператива, не являются органом кооператива.
Таким образом, сведения об учредителях кооператива, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц носят информационный характер и не могут быть исключены, даже при условии дальнейшего их исключения из членов кооператива, которое не имеет для дальнейшего осуществления деятельности Кооператива правового значения.
Как следует из материалов дела для регистрации СКПК «Светлана» в Межрайонную ИФНС России № 6 по Волгоградской области были представлены протокол заседания учредителей СКПК «Светлана» от 24 мая 2004 года, заявление формы №Р 11001 о государственной юридического лица при создании, сведения об учредителях формы №11001, устав СКПК «Светлана».
Поскольку регистрация кооператива произведена в соответствии с вышеприведенными требования закона, а оснований для признания протокола собрания учредителей кооператива от 24 мая 2004 года недействительным не установлено, судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований об исключении записи о Мартынове С.И. как учредителе СКПК «Светлана» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принято во внимание, что в день принятия оспариваемого решения собрания он находился на стационарном лечении, в подтверждение чего им представлена выписка из истории болезни, судебная коллегия не принимает в качестве оснований к отмене решения, поскольку как верно указано судом первой инстанции, из представленной выписки не следует, что имевшееся заболевание истца препятствовало фактическому участию в собрании.
Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ -
░░░░░: