дело № 2а-774/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 августа 2018 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой М.А.,
при секретаре Смолке Н.А.,
с участием представителя административного истца Кокорина В.В.,
административного ответчика Борисовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области к Борисовой Л. А. о взыскании задолженности по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области) обратилась в Калининский районный суд Тверской области к Борисовой Л.А. с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ответчика задолженность по страховым взносам в размере 24652 руб. 01 коп. на основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 243-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное социальное и медицинское страхование», статей 45, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 95, 17.1, 123.1,123.2, 123.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что ответчик добровольно не исполняет обязанность по уплате страховых взносов. Определением Арбитражного суда Тверской области 27.02.2018 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что заявление должно быть подано с соблюдением правил подведомственности.
Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления. В обоснование уважительных причин пропуска срока ссылается на необходимость уточнения сведений в отношении налогоплательщика с целью установления размера действительной задолженности должника.
В судебном заседании представитель истца Межрайонной ИФНС России N 9 по Тверской области Кокорин В.В. административный иск поддержал, просил его удовлетворить.
Административный ответчик Борисова Л.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, представив письменные объяснения, суть которых сводится к тому, что все страховые взносы ею оплачены.
Заинтересованное лицо ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Твери Тверской области извещено о слушании дела надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Из материалов дела следует, что Борисова Л.А. с 13 января 1996 года являлась индивидуальным предпринимателем. 26 октября 2017 года Борисова Л.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В силу ст. 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, законодательство о пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
С 1 января 2002 года обязательное пенсионное страхование регламентируется, в частности, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон).
В силу ст. 6 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, индивидуальные предприниматели.
В силу ст. 14 указанного Закона страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Согласно ст. 28 Федерального Закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь обязан уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области выставлено требование № 33826 по состоянию на 03 августа 2017 года в адрес Борисовой Л.А. об оплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 19 356, 44 руб., пени в размере 1253 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 3796,79 руб., пени в размере 245, 78 руб.
Согласно позиции административного ответчика, данная задолженность образовалась до 01.01.2017 и была передана органом пенсионного фонда в налоговый орган в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное социальное и медицинское страхование.
Согласно сообщению УПФР в г.Твери Тверской области, Борисова Л.А. зарегистрирована в Управлении в качестве индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам с 13.01.1996 по 26.10.2017 с регистрационным номером 078-020-001260 и в качестве индивидуального предпринимателя, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам с 08.11.2000 по 26.10.2017 с регистрационным номером 078-020-002440. По регистрационному номеру 078-020-001260 за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 начислено страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование в размере 19 356, 48 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 3 796, 85 руб. За вышеуказанный период Борисовой Л.А. 26.09.2016 произведена оплата страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование в сумме 11000 рублей. По страховым взносам на обязательное медицинское страхование на 01.01.2016 имелась переплата в сумме 0,06 руб. Таким образом, за 2016 год Управлением сформированы обязательства в общей сумме 12 153, 27 руб. (на ОПС 8 356,48 руб. и на ОМС 3 796, 79 руб.) и переданы в налоговые органы для проведения дальнейшего взыскания задолженности. По регистрационному номеру 078-020-001260 по состоянию на 01.01.2017 общая сумма задолженности составляла 12 153, 27 руб. По регистрационному номеру 078-020-002440 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование отсутствует.
Таким образом, размер задолженности по страховым взносам, сформированным до 01.01.2017 и переданным в налоговый орган составляет 12 153, 27 руб., доказательств иного размера задолженности, налоговой инспекцией не представлено.
Административным ответчиком оплачена переданная в налоговый орган задолженность по страховым взносам в размере 8 356, 48 руб. – 24.01.2017 (взнос ОПС), по указанным реквизитам в предъявленной налоговым органом квитанции, что подтверждается чеком-ордером от 24.01.2017; задолженность в размере 3 796, 85 руб. – 24.01.2017 (взнос ОМС), по указанным реквизитам в предъявленной налоговым органом квитанции, что подтверждается чеком-ордером от 24.01.2017.
Таким образом, суд приходит к выводу, что задолженность, переданная в налоговый орган по оплате страховых взносов, образовавшаяся до 01.01.2017 Борисовой Л.А. полностью оплачена до обращения с иском в суд (27.03.2018), в связи с чем, суд приходит к выводу, что у Борисовой Л.А. отсутствовала задолженность по страховым взносам на момент обращения с иском в суд.
Кроме того, согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика физического лица неуплаченного налога, сбора, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения о возможности восстановления процессуального срока лицами, пропустившими установленный законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, содержатся в части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Под уважительными могут пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие, а также такие обстоятельства, которые объективно воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки.
По смыслу закона, при оценке уважительности причин пропуска срока необходимо учитывать все конкретные обстоятельства, в том числе добросовестность заинтересованного лица, реальность сроков совершения им процессуальных действий; также необходимо оценить характер причин, не позволивших лицу, участвующему в деле, обратиться в суд в пределах установленного законом срока.
Из материалов дела следует, что требование № 33826 по состоянию на 03 августа 2017 года об уплате страховых взносов (пени) выставлено Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области в адрес Борисовой Л.А. со сроком уплаты 23.08.2017.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании истек (23.08.2017 + 6 месяцев) 26 февраля 2018 года.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 27 февраля 2018 года Межрайонной ИНФНС №9 по Тверской области отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с обращение в Арбитражный суд Тверской области с нарушением подведомственности.
Согласно материалам дела административное исковое заявление в суд о взыскании задолженности по страховым взносам с Борисовой Л.А. сформировано налоговым органом 19 марта 2018 года и подано в районный суд 27 марта 2018 года, то есть с пропуском установленного срока.
Ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока, в качестве уважительных причин административный истец указывает на необходимость уточнения сведений в отношении налогоплательщика Борисовой Л.А., а также неисполненных ею налоговых обязательств с целью установления размера действительной задолженности должника, подлежащей взысканию, обращением в Арбитражный суд.
Понятие уважительности причин не сформулировано в кодифицированных законах, а соответственно, в каждом конкретном случае этот вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Под уважительными могут пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие, а также такие обстоятельства, которые объективно воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки.
Законодатель, устанавливая срок обращения в суд, предполагает его достаточным для исполнения уполномоченным органом возложенных на него обязанностей по своевременному обращению в суд за взысканием спорной недоимки.
Вместе с тем, суду не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, которые могли повлиять на возможность административного истца совершить соответствующее процессуальное действие в пределах предоставленного законодателем срока, а именно с 23.08.2017 по 26.02.2018. Ссылка на необходимость уточнения сведений в отношении налогоплательщика не может свидетельствовать о наличии для органа, имеющего соответствующий штат квалифицированных работников уважительных причин пропуска срока и объективных препятствий для своевременного обращения налогового органа в суд. Кроме того, при должной степени добросовестности административный истец мог своевременно получить информацию о наличии (отсутствии) у административного ответчика статуса индивидуального предпринимателя и обратиться в соответствующий срок с заявлением о выдаче судебного приказа в соответствии с правилами подведомственности.
Поскольку уважительных причин пропуска указанного срока, доказательств наличия объективных препятствий для своевременного обращения налогового органа в суд не представлено, оснований для восстановления срока обращение в суд, по мнению суда, не имеется.
По смыслу положений ст.48 НК РФ, пропуск налоговым органом срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований при отсутствии уважительных причин к его восстановлению.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ 24652 ░░░░░░ 01 ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.