Решение по делу № 33-8521/2022 от 03.03.2022

 

УИД 77RS0020-02-2021-017781-61

2-7420/2021

                                         Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

Именем  Российской  Федерации

 

23 ноября   2021  года Перовский районный суд города Москвы

в    составе: председательствующего судьи                 Андреевой  О.В.,

при секретаре                                                     Магомедовой Р.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-7420/2021 по иску ...... ... к ООО "Велюм" о признании приказов незаконными, отмене приказов, обязании допустить до работы, признании уведомления о вакцинации ничтожным, признании времени недопущения к работе вынужденным прогулом, расчете и оплате вынужденного прогула, начислении процентов,  взыскании морального вреда,

 

                                    у с т а н о в и л:

 

Истец ... ... обратился в суд с иском к ответчику  ООО "Велюм" о признании приказов незаконными, отмене приказов, обязании допустить до работы, признании уведомления о вакцинации ничтожным, признании времени недопущения к работе вынужденным прогулом, расчете и оплате вынужденного прогула, начислении процентов,  взыскании морального вреда, ссылаясь на то, что с 2008 г. он  состоит в трудовых отношениях с ООО «Велюм», структурное подразделение «Мать и Дитя» Кунцево (ранее ООО «Гломус»), в должности водителя скорой медицинской помощи. 02.07.2021 г. по выходу на работу после ежегодного отпуска, ему было выдано Уведомление б/н о вакцинации от коронавируса от 22.06.2021 г. за подписью генерального директора ООО «Велюм» фио В данном Уведомлении ему  было предписано пройти обязательную вакцинацию от коронавирусной инфекции Covid-19 до 10.07.2021г - 1 компонентом вакцины и до 10.08.2021г - 2 компонентом вакцины. Также предоставить сертификат о вакцинации или документ, подтверждающий прививку в отдел кадров до 10 июля 2021/10 августа 2021 соответственно. На данном Уведомлении отсутствовала печать подразделения, заверяющая подпись руководителя фио, согласно национальному стандарту РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" подпись должностного лица заверяется печатью организации при ее наличии. Отсутствие оттиска печати говорит о ничтожности и незаконности данного документа. Получив Уведомление только 02.07.2021 г.,  его права  были нарушены т.к согласно Уведомлению о вакцинации от коронавируса срок письменного уведомления отдела кадров о отказе от прививки по медицинским показаниям был указан - до 25.06.2021 г. Данное Уведомление на участие в медицинских опытах без добровольного письменного информационного согласия Человека. руководством ООО «Велюм», которое злоупотребляет общепризнанными нормами гуманитарного и международного права с последующим предоставлением личных медицинских данных является грубым нарушением: ч.2 ст.21 Конституции РФ; ст.1, ст.3 Нюрнбергского кодекса 1947 года; ч.1 ст.20 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011г; ст.ст. 5, 9 ФЗ-157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 г.; ст.33 ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г.; ст.ст. 14, 43 ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 г.; Постановления Правительства РФ 825 от 15.07.1999 г. (ред. от 24.12.2014 г.); ФЗ-152 "О персональных данных" от 27.07.2006 (ред. от 02.07.2021). 14.07.2021 г. примерно в 9-00 старшая медицинская сестра фио, потребовала у него  расписаться на копии Приказа о его отстранении от работы за ... от 13 июля 2021 г., в присутствии руководителя транспортной группы фио, заведующего отделения Скорой Медицинской Помощи фио, сестры хозяйки фио. Ознакомившись с данным Приказом, он отказался его подписать, поскольку  на приказе отсутствовала печать подразделения, заверяющая подпись руководителя фио, в копии Приказа об отстранении   за ... от 13 июля 2021г, был указан Приказ «О проведении профилактических прививках по эпидемиологическим показаниям» за ... от 22.06.2021г, с которым он не был ознакомлен. Уведомив фио, что он не ознакомлен с Приказом «О проведении профилактических прививках по эпидемиологическим показаниям» за ... от 22.06.2021г., он попросил выдать его для ознакомления, а также предоставить, заверенные копии данных Приказов (... от 22.06.21г, ... от 13.07.21г), в чем ему  было отказано руководством. На основании данных нарушений работодателя, он  отказался подписывать Приказ об отстранении ... от 13 июля 2021 г. После его заявления о незаконности требований руководства и дискриминации по факту наличия или отсутствия вакцинации у сотрудников компании, был составлен Акт от 14.07.2021 г. об отказе  подписывать Приказ об отстранении от работы ... от 13 июля 2021г. Последовала дальнейшая дискриминация и унижение человеческого достоинства от руководящего состава ООО «Велюм» - проверка на наркотики, измерение давления. В начале каждой смены фио проводит предрейсовый контроль, он 14.07.2021 г. был допущен к работе, следовательно, все показания и давление было в норме. Повторно измерив давление, фио отстранила его  от работы на основании высокого давления. Получив письменное подтверждение отстранения от работы, он  покинул рабочее место и поехал в поликлинику по месту жительства в связи с плохим самочувствием, где был открыт больничный лист с 14.07.2021г. 24.07.2021 г., находясь на больничном, он  был вынужден запросить у руководства ООО «Велюм» заверенные копии Приказов ... от 22.06.2021г, ... от 13.07.2021 г. Заверенные копии данных приказов он  смог получить только 30.07.2021 г., в отделе кадров ООО «Велюм» за подписью руководителя отдела кадров фио в присутствии руководителя транспортной группы фио, где  впервые смог ознакомиться с Приказом «О проведении профилактических прививках по эпидемиологическим показаниям» за ... от 22.06.2021г. В противоречие п.2 данного приказа “Отделу кадров направить Уведомление об обязательной вакцинации и ознакомить всех сотрудников под роспись в срок до 25 июня 2021г он  был уведомлен лишь 02.07.2021г. Также на данном Приказе отсутствовала вовсе печать подразделения (которая на копии должна быть черного цвета), заверяющая подпись руководителя фио С 12.08.2021 г. у него  имеется отвод от вакцинации на три месяца по медицинским показаниям. Больничный лист был закрыт 18.08.2021г. Руководитель транспортной группы фио 19.08.2021г был уведомлен о закрытии больничного листа, наличия медицинского отвода и готовности приступить к работе, согласно графика рабочих смен - 20.08.2021г с 20-00. По выходу на работу 20.08.2021г в 19 час 40 мин, он  предоставил, вышеуказанные документы заведующему отделением Скорой Медицинской Помощи фио. Ознакомившись с документами, фио допустил его до работы, однако, приступить к работе он не смог, согласно личному приказу гендиректора фио на допуск к работе. Данные нормативно-правовые акты составленны с грубыми нарушениями действующего законодательства РФ, за подписью генерального директора ООО «Велюм» фио противоречат законодательству Российской Федерации. Отсылки руководства к Постановлению Правительства РФ 825 от 15.07.1999г (ред. от 24.12.2014г) «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», являются несостоятельными. Постановление содержит перечень (12 пунктов), в котором перечислены профессии обязательные к вакцинации, при этом, данный список  не содержит профессии - водителя скорой медицинской помощи. Также отсылки руководства ООО «Велюм», что данные правовые акты составлены на основании Постановления 1 Главного государственного санитарного врача по г.Москве от 15.06.2021г Андреевой Е.Е. также не имеют под собой законного основания, т.к. Постановление 1 не предписывает обязательного участия в медицинских опытах в без добровольного письменного информированного согласия Человека, злоупотребляя общепризнанными нормами гуманитарного и международного права, пройти полный курс вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с предоставлением в отдел кадров сертификата о вакцинации или отвода от вакцинации по медицинским показаниям (до 25.06.2021г). С данным Приказом ему не дали ознакомится на законных основаниях, соответственно у него  не было возможности предоставить медицинский отвод в разумные сроки. Руководство ООО «Велюм» в лице генерального директора фио игнорирует факт медицинского отвода от вакцинации в нарушение ст. 21 Конституции РФ, ст.20 ФЗ-323, стст.5, 9 ФЗ-157, ст.33 ФЗ-52, стст.14, 43 ФЗ-61 и ПП РФ 825, требуя от сотрудников участия в медицинских опытах без добровольного письменного информационного согласия Человека независимо от медицинских противопоказаний и доброй воли. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просил  признать Приказ «О проведении профилактических прививках по эпидемиологическим показаниям» за ... от 22.06.2021г незаконным; отменить Приказ «О проведении профилактических прививках по эпидемиологическим показаниям» за ... от 22.06.2021 г. в отношении ...фио......; признать Приказ об отстранении   за ... от 13 июля 2021г незаконным; обязать руководство ООО «Велюм» допустить истца  до работы; признать Уведомление б/н о вакцинации от коронавируса от 22.06.2021 г ничтожным; признать время недопущения к работе   согласно Приказу ... от 13 июля 2021г вынужденным прогулом; произвести расчёт и оплатить ООО «Велюм» истцу  вынужденный прогул с 16.07.2021 г.; применить положение п.1 и п.3 ст.395 ГК РФ и начислить проценты на сумму компенсации за вынужденный прогул; взыскать с ООО «Велюм»  в счёт компенсации морального вреда 200000,00 руб.

Истец ... .... в судебном заседании исковые требования полностью поддержал.

Представитель ответчика ООО "Велюм"  в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал письменные возражения.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Конституцией Российской Федерации установлено право каждого гражданина на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду. Одним из основных условий реализации названных конституционных прав является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Отношения в указанной сфере регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, а в силу пункта 1 статьи 29 этого закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, при этом статья 6 к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относит введение и отмену на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 31).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимает главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно­-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Кроме того, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999  52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, являющимся приложением  2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014  125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», установлены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с уровнями приоритета. Работники транспорта отнесены к приоритету второго уровня.

В соответствии со статьями 10 и 11 Закона 52-ФЗ граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Постановлением 1 от 15 июня 2021 г.  Главного Государственного санитарного врача по городу Москве "О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК  ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ ГРАЖДАН ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ" в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", п. 18.3 СП 3.1/3.2.3 146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 N 32115), постановлено:

1. Обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации:

1.1. Работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере:

- торговли;

- салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;

- бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг;

- общественного питания;

- клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи;

- многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

- транспорта общего пользования, такси;

- образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;

- жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;

- культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти;

- досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов);

- детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах;

- театров, кинотеатров, концертных залов;

- массовых физкультурных, спортивных мероприятий;

- доставки товаров и продуктов питания, в том числе курьерской.

1.2. Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы города Москвы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы города Москвы, работникам органов власти города Москвы и подведомственных им организаций.

2. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления:

2.1. В срок до 15.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.08.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.

2.2. Усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.

3. Пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пп. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" (направлены письмами Минздрава России от 20 февраля 2021 г. N 1/И/1-1221 и от 21 января 2021 г. N 1/и/1-332) и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).

4. Правительству Москвы:

4.1. Обеспечить контроль за соблюдением организациями, индивидуальными предпринимателями требований настоящего постановления и еженедельно представлять в Управление Роспотребнадзора по г. Москве информацию об исполнении настоящего постановления.

4.2. Определить потребность в вакцине, холодильном оборудовании, прививочных бригадах, прививочных пунктах, дополнительно привлекаемых медицинских работниках, необходимых для выполнения требований пункта 1 настоящего постановления.

4.3. Организовать проведение активного информирования населения о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) как наиболее эффективном профилактическом мероприятии.

5. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по г. Москва (фио) и начальникам территориальных отделов, их заместителям обеспечить контроль за организацией и проведением иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

6. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

В соответствии с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека   по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных разъяснено, что согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"  профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан)  принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).

В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ).

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:

распространить официально размещенную на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора и органа власти субъекта Российской Федерации информацию о текущей эпидситуации в регионе по COVID-19, об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания;

использовать личный положительный опыт работников, прошедших вакцинацию (с их согласия);

доводить до работников информацию о применяемых в Российской Федерации вакцинах, о стационарных и передвижных пунктах вакцинации;

предоставлять дополнительное время (выходной день) работникам для прохождения вакцинации (на усмотрение работодателя).

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.

Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса Российской Федерации повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.

Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим в том числе могут относиться работники:

направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;

на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;

находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;

обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);

находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

В соответствии с приложением к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Абзацами 7 и 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации   установлено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 ТК РФ, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ и другими федеральными законами.

В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть 3 статьи 76 ТК РФ).

Судом установлено, что ... ....  работает  в ООО «Велюм»  на основании Трудового договора 0000030 от 02 марта 2013 года  с учетом дополнительного соглашения от  29 декабря 2017 года в должности водителя скорой медицинской помощи.

Во исполнение Постановления  1 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.06.2021 года «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» и Указа Мэра Москвы от 16 июня 2021 года 32-УМ Ответчиком издан приказ  ... от 22.06.2021г. «О проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям», которым приказано:

1.       Руководителям подразделений провести с работниками разъяснительные мероприятия/лекции о необходимости пройти вакцинацию профилактической прививкой против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также ознакомить с персональной ответственностью (отстранение от работы на основании абз.8 ч.1 ст.76 ТК РФ (ч.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 157-ФЗ высокий риск заболевания инфекционными заболеваниями, в случае отсутствия у работника профилактической прививки) на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены указанного постановления, без начисления заработной платы за весь период отстранения; и рисках для организации (в соответствии со ст.6.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены привлечение к административной ответственности  штраф на юридических лиц  от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток по решению суда).

2.       Отделу кадров направить уведомления об обязательной вакцинации  ознакомить всех сотрудников по подпись в срок до 25 июня 2021 г.

3.       В период с 10 июля 2021 г. до 15 июля 2021 г., и в период с 10 августа 2021 г. до 15 августа 2021г. работникам отдела кадров представлять в электронном виде с использованием личного кабинета юридического лица на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы отчетность по установленной форме.

В целях исполнения пункта 2.2. Постановления  1 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.06.2021 года «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» о проведении информационно-разъяснительной работы среди работников и пункта 14 Указа Мэра Москвы от 16 июня 2021 года 32-УМ о предоставлении работодателем подтверждения выполнения требований вышеуказанного постановления, ответчиком была разработана форма уведомления и направлена работникам   для ознакомления.

Согласно уведомлению о вакцинации от коронавируса, работника уведомляли о том, что работник, как сотрудник, который работает в сфере здравоохранения, обязан вакцинироваться однокомпонентной вакциной или первым компонентном вакцины в срок до 10 июля 2021 г. и вакцинироваться вторым компонентом вакцины в срок до 10 августа 2021 г., и сертификат о вакцинации или документ, подтверждающий прививку первым компонентом, представить в отдел кадров ответчика до 10.07.2021г. /10.08.2021г. соответственно. При этом, если у сотрудника имеются медицинские противопоказания, то работник может отказаться от прививки, но тогда работник обязан представить подтверждающие медицинские документы в срок до 25.06.2021г.

Ранее (перед изданием приказа по организации), в рабочую группу работников мессенджер «WhatsApp» отделения скорой медицинской помощи была направлена информация о необходимости пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции, чего не отрицал истец в судебном заседании.

Находясь в ежегодном основном оплачиваемом отпуске (с 04.06.2021г по 01.07.2021г.), 26.06.2021 года истец представил заявление об отказе от вакцинации от новой коронавирусной инфекции в связи, с наличием противопоказаний. Истец обязался представить медицинский отвод после 06.08.2021г.

В первый рабочий день после выхода из ежегодного основного оплачиваемого отпуска, 02.07.2021 года истец отказался ознакомиться и подписать уведомление о вакцинации, в связи с чем истцу был зачитан текст уведомления о вакцинации и составлен акт 1 от 02.07.2021г. об отказе подписать уведомление о вакцинации и об отказе дать объяснения.

13.07.2021г. Ответчиком издан приказ ... от 13.07.2021 г. об  отстранении от работы ...... ...»  в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 с 16.07.2021 года на период эпиднеблагополучия или до момента получения вакцинации в полном объёме.

 Истец отказался ознакомиться с вышеуказанным Приказом   и Ответчиком был составлен акт 3 от 14.07.2021г. «Об отказе от ознакомления с приказом об отстранении от 13.07.2021г. 06/07/2021г. ...».

Оценивая доводы сторон, а также собранные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска, поскольку   ответчиком  на законном основании   издан приказ  от 22 июня 2021 г.  в целях выполнения постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15 июня 2021 г.  1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям»,  данное постановление до настоящего времени незаконным не признано и в установленном законом порядке не признано утратившим силу, соответственно, отказавшись от вакцинации, истец был правомерно отстранен от работы.

Ответчиком при издании приказов были соблюдены нормы Указа Мэра Москвы от 16 июня 2021 года 32-УМ, Постановления главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.06.2021г. 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам гражданам по эпидемическим показаниям», приказа Министерства здравоохранения Российской федерации от 03.02.2021г.  47н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014г. 125н»,  и действия ответчика по изданию внутренних приказов,  по  отстранению истца от работы не противоречат нормам Конституции РФ и Трудового Кодекса РФ.

В данном случае у ответчика имелись все предусмотренные законом основания для отстранения истца от работы, так как истец не принял мер  к прохождению вакцинации или представлению ответчику документа о медицинских противопоказаниях, при этом, к доводам истца о том, что у него с 12 августа 2021 г. имелся медицинский отвод от вакцинации на три месяца, суд относится критически, поскольку доказательств передачи указанного документа в установленном порядке работодателю, то есть в отдел кадров или руководителю организации, суду не представлено, равно как не предоставлен указанный документ и суду.

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с положениями  Федерального закона от 17 сентября 1998 г.  157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).

При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г.  52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Такими документами в настоящее время являются Постановления главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.06.2021г. 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам гражданам по эпидемическим показаниям», от 19.10.2021г. 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», которые были исполнены Ответчиком.

Доводы, изложенные истцом  в исковом заявлении  и в судебном заседании, основанием для удовлетворения иска не являются, поскольку   истец действительно не лишен права отказаться от вакцинации, однако, указанное обстоятельство, не лишает работодателя права на отстранение истца от работы на основании ст.76 ТК РФ.

Отказывая в иске, суд также учитывает, что вакцина для профилактики инфекции, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2, с 12 августа 2020 г. входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики лечения новой коронавирусной инфекции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 г. N 816 "О временном порядке распределения в Российской Федерации некоторых лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции". Вакцинация против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, внесена в календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям, утвержденным Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.

Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Таким образом, вакцинация населения от новой коронавирусной инфекции является одной из форм профилактики заболевания с целью формирования коллективного иммунитета и исключения дальнейшего его распространения, является добровольной, и соответствует достижению целей обеспечения государственной и общественной безопасности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации", которым предусматривается при реализации государственной политики, направленной на решение определенных задач, в том числе обеспечить защиту населения от опасных инфекционных заболеваний, способных вызвать чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; создать и производить отечественные вакцины против актуальных инфекционных заболеваний.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые истцом  приказы соответствует требованиям закона и не противоречит Конституции Российской Федерации.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении иска о признании приказов незаконными, отмене приказов, обязании допустить до работы, признании уведомления о вакцинации ничтожным, признании времени недопущения к работе вынужденным прогулом, расчете и оплате вынужденного прогула, начислении процентов в полном объеме.

Оснований для взыскания морального вреда также не имеется, поскольку нарушений трудовых прав истца судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198  ГПК РФ, суд  

                                                Р  Е  Ш  И  Л:

 

В удовлетворении иска ...... ... к ООО "Велюм" о признании приказов незаконными, отмене приказов, обязании допустить до работы, признании уведомления о вакцинации ничтожным, признании времени недопущения к работе вынужденным прогулом, расчете и оплате вынужденного прогула, начислении процентов,  взыскании морального вреда отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мосгорсуд через Перовский районный суд г.Москвы в течение месяца.                   

 

        Судья:                                                        О.В.Андреева

 

 

 

 

 

 

  

 

33-8521/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения
Истцы
Константинов П.А.
Ответчики
ООО Велюм
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
03.03.2022Зарегистрировано
06.04.2022Завершено
03.03.2022У судьи
13.04.2022Вне суда
06.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее