Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
21 августа 2018 года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего Широковой Т.П.
При секретаре Шестаковой А.А.
С участием истца Долгих А.В., представителя ответчика – Яковлева С.Г. (по доверенности), представитель Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы № 17 по Пермскому краю – Бирюкова В.С. (по доверенности)
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгих Андрея Вячеславовича к Товариществу собственников жилья, Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы № 17 по Пермскому краю о ликвидации ТСЖ «Красная Горка», о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица, взыскании расходов по госпошлине,
У с т а н о в и л:
Истец Долгих А.В. обратился в суд с иском к Товариществу собственником жилья «Красная горка», Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 17 по Пермскому краю о ликвидации ТСЖ «Красная горка», взыскании расходов по госпошлине, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Он является членом Правления и членом ТСЖ «Красная горка», а также собственником квартиры № в многоквартирном жилом доме <адрес>
В указанном многоквартирном доме зарегистрированы три товарищества собственником жилья. Решением Мотовилихинского районного суда от 12 марта 2016 года признано недействительным собрание собственников помещений многоквартирного дома, в частности о создании ТСЖ, о выборе членов Правления.
Кроме того, при создании допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер, ТСЖ не отражает волю собственников дома, то есть, достижение целей, ради которых оно создано, становится невозможным. Председатель ТСЖ находится в продолжительном и неразрешимом конфликте с Правлением, а также с собственниками жилых и нежилых помещений. Считает, что осуществление нормальной хозяйственной деятельности по обслуживанию МКД ТСЖ «Красная горка» невозможно.
Впоследствии истцом требования уточнены дополнительным требованием, просит внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица ТСЖ «Красная горка» при его создании.
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ТСЖ «Красная горка» исковые требования не признал по следующим основаниям. Действительно решением суда решение собственников о создании ТСЖ признано недействительным. Однако, собранием от 12 ноября 2016 года вновь приняли решение о выборе способа управления домом – ТСЖ «Красная горка». Также собственники решили одобрить все договора и соглашения, заключенные прежним руководством ТСЖ. В дальнейшем ТСЖ являлось единственной организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом. Что касается вопроса о создании ТСЖ «Красная горка» с ИНН 5906147690, создание данного ТСЖ является личной инициативной ФИО6, собственники решения не принимали. ТСЖ с указанным ИНН не имеет расчетного счета, не ведет деятельности. Не заключает договора с обслуживающими организациями. В настоящий момент ответчик ведет нормальную хозяйственную деятельность, заключены и исполняются договора с организациями, осуществляющими обслуживание многоквартирного дома. Имеющий место конфликт членов Правления и Председателя Правления Товарищества не является неразрешимым, возможно проведение общего собрания, где могут быть избраны иные органы управления Товариществом. Истец, будучи смещенным с должности Председателя Правления, стал оспаривать ранее признанные им самим обстоятельства. Считает, что требование о ликвидации Товарищества по приведенным основаниям может быть предъявлено в суд только государственным органом или органом местного самоуправления. Собственник жилого помещения не вправе обращаться с настоящим иском. Инициированный собственником иск является не надлежащим способом защиты права, потому что законом установлен иной порядок, в частности, собственники вправе провести общее собрание собственников и решить данный вопрос.
Представитель ответчика – Межрайонной инспекции Государственной Налоговой службы № 17 по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования не признал. Представленный отзыв сводится к следующему. Правовые основы государственного регулирования деятельности в области регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определены ФЗ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Бремя ответственности за достоверность представляемых в регистрирующий орган сведений и лигитимность документов несет заявитель. Правовые основания для вынесения решения об отказе в государственной регистрации ТСЖ «Красная горка» и внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании ТСЖ у них отсутствовали. Решение принято на основании протокола № от 12 марта 2016 года общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Ликвидация юридического лица предусмотрена ст.61 ГК РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 135 ч. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии со ст. 135 ч. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 136 ч. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
В соответствии со ст. 141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Материалами дела установлено следующее.
29 марта 2016 года в Инспекцию для государственной регистрации юридического лица при создании, были представлены следующие документы в отношении ТСЖ «Красная горка»: заявление о государственной регистрации, чек-ордер об уплате, протокол № от 12 марта 2016 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, протокол № от 12 марта 2016 года собрания правления ТСЖ «Красная горка», устав ТСЖ «Красная горка», т.е. представлен полный пакет документов, необходимых для регистрации юридического лица при создании. На основании представленных документов, Инспекция принято решение о государственной регистрации в несении в ЕГРЛ сведений о создании юридического лица – ТСЖ «Красная горка» с ИНН 11659558070585.
В период с 20 февраля 2016 года от 31 марта 2016 года в доме <адрес> проводилось общее собрание собственником помещений, по итогам которого были приняты решений оформленные Протоколом общего собрания от 4 апреля 2016 года с повесткой дня – выбрать способ управления – управление товариществом собственников жилья. Создать ТСЖ «Фрезеровщиков, 86».
Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 10 января 2017 года, вступившим в законную силу, признано недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, оформленные протоколом от 4 апреля 2016 года, вступившее в силу решение суда является основанием для исключения из ЕГРЮЛ записи о регистрации ТСЖ «Фрезеровщиков, 86».
Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 28 июля 2017 года признан недействительным протокол и решение членов Правления ТСЖ «Красная горка» от 22 марта 2017 года о досрочном прекращении полномочий председателя Правления ТСЖ «Красная горка» ФИО6, решение вступило в законную силу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Товарищество собственников жилья «Красная горка» (ОГРН 1165958070585, ИНН 5906139184), дата постановки на учет 1 апреля 2016 года, является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке. Решением собрания собственников от 12 ноября 2016 года принято решение о выборе способа управления домом ТСЖ, принято решение, что именно ТСЖ «Красная горка» с ОГРН 1165958070585, ИНН 5906139184 оказывает все необходимые собственникам услуги. Кроме того, значится зарегистрированным ТСЖ «Красная горка» (ОГРН 1175958022008, ИНН 5906147690) с датой постановкой на учет 25 мая 2017 года.
В материалы дела представлен Устав ТСЖ «Красная горка», в котором предусмотрены основания и порядок реорганизации и ликвидации Товарищества, в частности в соответствии с п.10.1 Устава реорганизация и ликвидация Товарищества производятся на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством Российской Федерации, на основании п.10.3 Устава общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме обязано принять решение о ликвидации Товарищества, в случае, если члены Товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о неустранимых нарушениях, допущенных при создании ТСЖ "Красная горка", которые с учетом конкретных обстоятельств и наступивших последствий являются достаточным основанием для принятия решения о ликвидации ТСЖ. Кроме того, доводы истца о том, что ТСЖ является нелегитимным и не отражает волю собственников помещений, являются голословными. Доказательств, свидетельствующих о том, что осуществление нормальной хозяйственной деятельности по обслуживанию ТСЖ невозможно, не представлено.
При этом, суд учитывает, что согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Между тем, по данному делу не установлено обстоятельств, позволяющих применить в отношении ответчика исключительную меру - ликвидацию организации, как единственно возможную в целях устранения допущенных нарушений закона.
Кроме того, суд считает, что истцом избран ненадлежащим способ защиты нарушенного права, поскольку Закон и Устав Товарищества определяет порядок его ликвидации. Доводы истца о том, что он является учредителем ТСЖ (участником) основаны на неправильном применении норм Закона.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований о ликвидации ТСЖ, не подлежат удовлетворению исковые требования в части внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о признании судом недействительным решения о государственной регистрации юридического лица ТСЖ «Красная горка», взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Отказать Долгих Андрею Вячеславовичу в удовлетворении заявленных исковых требований к Товариществу собственников жилья, Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 17 по Пермскому краю о ликвидации ТСЖ «Красная горка», о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица, взыскании расходов по госпошлине.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в месячный срок через Мотовилихинский районный суд города Перми со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Мотовилихинского
районного суда Т.П.Широкова