Дело № 2-3947/2023 Председательствующий Шеди А.В.
Апелляционное определение № 33-1686/2024
10 декабря 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верхового Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.М.,
судей Дзаитова М.М. и Горокаевой Х.А.,
при секретаре судебного заседания Арчаковой З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хасиева Лом-Али Малаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Ингушетия и Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения о прекращении страховой пенсии по апелляционной жалобе представителя ОСФР по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда от 18 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.М., судебная коллегия
установила:
Хасиев Л.М. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что является получателем страховой пенсии, однако ответчиком ему прекращена выплата пенсии в связи с тем, что в ходе проверки, проведенной РК ПФР, были выявлены следующие нарушения: нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы.
Полагая свои права нарушенными, просит суд, с учетом уточненных требований, признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Ингушетия, выразившиеся в прекращении выплаты ему страховой пенсии; обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Ингушетия и Отделение фонда пенсионного и социального страхования по Волгоградской области возобновить выплату пенсии в прежнем размере с даты ее прекращения; взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Ингушетия и Отделения фонда пенсионного и социального страхования по Волгоградской области расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., моральный вред в размере 15 000 руб.
Решением Магасского районного суда от 18 декабря 2023 г. исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Республике Ингушетия Хашиева Л.Ш. просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, являются недоказанными, нормы материального и процессуального права применены неправильно.
Истец Хасиев Л.М. и представитель ОСФР по Волгоградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено нарушений такого характера.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30).
Частью 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 25 данного Федерального закона предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, действовавшим на момент прекращения выплаты пенсии (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами либо могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.д.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и т.д.) не по вине работника.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что решение ответчиков о прекращении выплаты пенсии является незаконным, в связи с чем истец имеет право на получение страховой пенсии с момента ее прекращения.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, признавая их законными и обоснованными.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Хасиев Л.М. является получателем страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа истцу Хасиеву Л.М. прекращена выплата страховой пенсии в связи с тем, что нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы.
Из представленного пенсионного дела истца видно, что истцом при назначении страховой пенсии были представлены необходимые документы.
Согласно заключению от 25 июня 2020 года №264 Хасиев Л.М., имеет льготный стаж 10 лет 07 месяцев 05 дней, период с 20 июня 1988 года по 25 января 1999 года включен в специальны й стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой по старости по нормам ст. 30 ч. 1 п. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В пенсионном деле Хасиева Л.М. имеются справка, уточняющая особый характер работы №69 и другие документы, представленные ею при назначении пенсии, оснований сомневаться в их достоверности и информации, отраженной в указанных справках у суда, не имеется.
Факт льготного трудового стажа Хасиева Л.М., подтверждается записями в трудовой книжке истца, которая не опорочена и является доказательством льготного трудового стажа, а также другими документами, имеющимися в ее пенсионном деле, исследованного в судебном заседании.
Сведения о трудовой деятельности, указанные в трудовой книжке истца, действительно подтверждаются выданными работодателями справкой, уточняющей особый характер работы, или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе с указанием кодов соответствующих профессий по Списку № 1.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии истцам, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы.
Также судебная коллегия находит несостоятельными доводы ответчика о том, что сведения о стаже работы истцов в организациях на индивидуальных лицевых счетах истцов отсутствуют.
Ответчик не принял во внимание положение части 1 статьи 14 Федерального закона №400-ФЗ, согласно которому до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания по прекращению выплат пенсии ответчикам.
Кроме того, представление в пенсионный орган справок с кодом льгот, а также об особом характере трудовой деятельности работника входит в обязанности работодателя, поэтому ненадлежащее исполнение работодателем, как страхователем, своей обязанности по предоставлению соответствующих сведений в пенсионный орган, а также наличие технических ошибок в справках не может ограничивать право работника на досрочную пенсию по старости.
Судебная коллегия в ходе изучения материалов гражданского дела также пришла к выводу о нарушении ответчиками порядка прекращения выплаты пенсии.
Согласно п. 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 августа 2021 г. № 545н, в редакции, действовавшей на момент прекращения выплат (далее - Правила выплаты пенсий), прекращение выплаты пенсии, произведенное на основании заявления пенсионера об отказе от получения назначенной пенсии либо заявления пенсионера о прекращении выплаты пенсии по другим основаниям, предусмотренным статьей 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также документов (сведений) об обстоятельствах, свидетельствующих об утрате пенсионером права на пенсию, или документов (сведений) о смерти пенсионера, о признании пенсионера безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, поступивших в распоряжение территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, либо в связи с невыполнением пенсионером, являющимся получателем социальной пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», его законным представителем - родителем, усыновителем, опекуном, попечителем условия, предусмотренного пунктом 17 настоящих Правил, оформляется решением территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 86 Правил выплаты пенсий выплата пенсии прекращается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решение (распоряжение) о прекращение выплаты пенсии принимается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок приостановления выплаты пенсии в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях», либо поступили документы (сведения) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии.
В части 1 статьи. 25 Федерального закона № 400-ФЗ приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона № 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).
Исходя из изложенного выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании документов, подтверждающих стаж, а также льготные периоды работы, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными, документов, послуживших основанием к назначению пенсии. Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по старости.
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по старости, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости. В частности, до принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по старости, в данном случае документов, подтверждающих периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина соответствующего стажа действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке решение о признании недействительным, документа, послужившего основанием к назначению пенсии. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии.
Однако ответчиком положения приведенных норм материального права, регулирующих условия, порядок назначения и выплаты страховой пенсии по старости, основания для прекращения выплаты этой пенсии к спорным отношениям применили неправильно, не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса пенсионера и соответствующих этому статусу прав.
Исходя из изложенного выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании соответствующего решения, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.
Согласно нормативным положениям об основаниях и о порядке прекращения пенсионным органом выплаты гражданину страховой пенсии, а также исходя из положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, именно пенсионный орган обязан доказать наличие установленного пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона № 400-ФЗ основания для прекращения выплаты страховой пенсии истцу (утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию в связи с обнаружением обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию).
При приеме документов и заявления о назначении пенсии ответчик проверял правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем и в представленных документах сведений, что подтверждается решениями о назначении пенсии истцам и заключениями ответчика о наличии права на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, добросовестность действий истцов презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что при назначении истцам пенсии недостоверные сведения были представлены именно ими.
Между тем ответчиком доказательства правомерности осуществленных им действий по прекращению выплаты истцам пенсии не приведено, не представлены соответствующие решения о прекращении выплат, акты проверок пенсионных дел.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение с учетом всех установленных обстоятельств по данному делу, в связи с чем судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 18 декабря 2023 г. по гражданскому делу по иску Хасиева Лом-Али Малаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Ингушетия и Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения о прекращении страховой пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Республике Ингушетия – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 23 декабря 2024 г.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья М.М. Коригова