Решение по делу № 33а-2285/2018 от 07.09.2018

Судья Зубков Г.А. Дело №33а-2285/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

09 октября 2018 года г.Майкоп

    Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе председательствующего Боджокова Н.К.,

    судей Мерзакановой Р.А., Тхагапсовой Е.А.,

    при секретаре Охтовой З.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению межрегиональной природоохранной и правозащитной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» к Управлению Министерства юстиции российской Федерации по Республике Адыгея о признании действий (бездействия) (недействительным) незаконным по апелляционной жалобе межрегиональной природоохранной и правозащитной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18 мая 2018 года, которым постановлено:

    в удовлетворении исковых требований межрегиональной природоохранной и правозащитной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» к Управлению Министерства юстиции российской Федерации по Республике Адыгея о признании незаконным (недействительным) вывода внеплановой документарной проверки межрегиональной природоохранной и правозащитной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», оформленной актом проверки №4 от 12.12.2017 в части установления политической деятельности, а также в части установления того, что «…органы Общественной организации … осуществляют свою деятельность с отдельными нарушениями положений устава и действующего законодательства Российской Федерации» – отказать.

    В удовлетворении исковых требований межрегиональной природоохранной и правозащитной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» к Управлению Министерства юстиции российской Федерации по Республике Адыгея о признании незаконным бездействия Управления и его должностных лиц, выраженное в том, что к акту проверки №4 от 12.12.2017 не были приложены документы, непосредственно затрагивающие права и свободы Организации, на основании которых сформированы его выводы, а также о признании незаконным бездействия в том, что не было обеспечено извещение представителя о дате, времени и месте составления акта проверки, а также присутствие представителя Организации при проведении проверки – отказать.

    Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    административный истец – межрегиональная природоохранная и правозащитная организация «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» обратился в суд с указанным иском, приведя в обоснование то, что на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея в период с 15.11.2017 по 12.12.2017 в отношении административного истца проводилась внеплановая документарная проверка, по итогам которой составлен Акт №4 от 12.12.2017.

    Истец полагал, что результаты проверки в части, касающейся установления в организации наличия политической деятельности, являются недействительными и подлежат признанию незаконными. Кроме того, в нарушение действующего законодательства Управлением по результатам проверки не приложены к акту №4 документы, на основании которых сделаны выводы комиссии, а также ответчиком не была обеспечена возможность участия членов общественной организации при проведении проверки. Обращал также внимание и на незаконный, по мнению истца, вывод в акте проверки о том, что «…органы Общественной организации … осуществляют свою деятельность с отдельными нарушениями положений устава и действующего законодательства Российской Федерации».

    Выводы, изложенные ответчиком в акте проверки №4 об осуществлении межрегиональной природоохранной и правозащитной организацией «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» политической деятельности на территории Российской Федерации административный истец считал ошибочными, нарушающими права общественной организации.

    Просил суд признать незаконным (недействительным) вывод, изложенный в акте проверки о ведении членами общественной организации политической деятельности на территории Российской Федерации; признать незаконными действие (бездействие) ответчика в части не представления документов, на основании которых проводилась проверка, а также в части не извещения представителя общественной организации о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки и составления акта проверки.

    Суд первой инстанции принял изложенное выше решение.

    В своей апелляционной жалобе координатор межрегиональной природоохранной и правозащитной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» Рудомаха А.В., подписавший апелляционную жалобу, считает решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В тексте жалобы апеллянт приводит положения ст. 84 КАС РФ, которые, по его мнению, были нарушены судом при рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения. Ссылается на недоказанность выводов суда, изложенных в решении, кроме того, указывает на применение судом закона, не подлежащего применению, а также на неверное истолкование закона без учета правовых позиций, содержащихся в постановлениях Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ.

    В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик – Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея решение суда просит оставить без изменения, находит его законным и обоснованным.

Рассмотрев дело по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 308 КАС РФ, заслушав пояснения координатора межрегиональной природоохранной и правозащитной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» Рудомахи А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

    В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками

    Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

По общему правилу, установленному ст. 52 ГК РФ, юридические лица, за исключением товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

    Пунктом 6 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

    Статьей 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентируется порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческой организации.

    Согласно положениям пункта 4.1 указанной нормы, уполномоченный орган осуществляет контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.

    Порядок осуществления надзора за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом на основании Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденном Постановлением правительства РФ от 11.07.2012 №705.

    Во исполнение Постановления правительства РФ от 11.07.2012 №705 Министерством юстиции РФ от 30.12.2011 №456 утвержден «Административный регламент исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» (далее – Административный регламент).

    В соответствии с пунктом 44 Административного регламента выездные проверки проводятся в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в территориальный орган документах. В иных случаях проводятся документарные проверки.

    Пунктами 56, 58 Административного регламента по результатам проверки некоммерческой организации предусмотрено составление уполномоченным органом акта проверки, к которому прилагаются копии документов, полученных от органов государственной власти, иных организаций, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения (за исключением документов ограниченного распространения).

    К документам ограниченного распространения относятся, в том числе, материалы с пометкой «Для служебного пользования» («ДСП») – приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 №250.

    Как следует из материалов дела, в том числе, выписки ЕГРЮЛ по состоянию на 13.03.2018, на основании учредительной Конференции от 03.06.2004 создана общественная организация под наименованием – межрегиональная природоохранная и правозащитная организация «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», которая прошла государственную регистрацию 08.07.2004. Согласно учредительным документам (Уставу, зарегистрированному в новой редакции 31.03.2015), целями данной общественной организации являются: реализация конституционной обязанности граждан сохранять природу и окружающую среду; защита конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением; обеспечение соблюдения природоохранного, земельного, градостроительного, водного, лесного и санитарно-эпидемиологического законодательств; сохранение объектов и территорий дикой природы, биологического и ландшафтного разнообразия, объектов растительного и животного мира; сохранение объектов и территорий, имеющих культурно-историческое значение; содействие принятию решений, направленных на обеспечение устойчивого экологически ориентированного экономического развития общества; принятие мер по предотвращению и ликвидации последствий экологических, промышленных или иных катастроф и чрезвычайных ситуаций, оказания помощи гражданам, пострадавшим в их результате; оказание помощи жертвам репрессий и преследований, пострадавшим в результате их природоохранной и правозащитной деятельности; противодействие жестокому обращению с животными; содействий внедрению в жизнь общества экологически ориентированных методов хозяйствования; формирование благоприятной жилой среды.

На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея №306-р от 07.11.2017 (л.д. 10-12), Управлением была проведена внеплановая документарная проверка межрегиональной природоохранной и правозащитной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», по итогам которой составлен Акт проверки №4 от 12.12.2017.

    При этом суд первой инстанции установил, что внеплановая проверка осуществлялась ответчиком на предмет наличия (отсутствия) в деятельности истца признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента за период с 08.10.2016 по 09.10.2017 согласно поручению Министерства юстиции РФ от 30.10.2017 и на основании заявления юридического лица об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов от 30.10.2017. Кроме того, необходимость проведения внеплановой проверки была также вызвана поступившими сведениями об участии общественной организации в публичных мероприятиях, которые были получены Управлением в ходе контрольных мероприятий от органа государственной власти с пометкой «ДСП».

    Согласно Акту проверки №4 от 12.12.2017, за исследуемый период истцом и членами общественной организации проводились мероприятия, участие в которых относится к политической деятельности. Перечень данных мероприятий изложен в Акте проверки №4 от 12.12.2017 (л.д. 17-19), в результате чего, Управлением установлено участие истца в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации в сфере деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия. Данная деятельность выражалась в форме участия в публичных мероприятиях, митингах, публичных выступлениях.

    При таких обстоятельствах, установив, что административным истцом велась деятельность, противоречащая Уставу общественной организации, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований межрегиональной природоохранной и правозащитной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» о признании акта проверки и действий (бездействия) ответчика незаконными.

    Допустимых доказательств, опровергающих фактические обстоятельства дела и выводы суда, изложенные в решении, административным истцом не представлено.

    При этом, суд первой инстанции в решении указал, что невозможность предоставления истцу документов, поступивших к ответчику из органа государственной власти, на основании которых проверялась деятельность общественной организации, вызвана имеющейся на них пометкой «ДСП», в связи с чем, ответчик правомерно не приложил указанные документы ограниченного распространения к Акту проверки №4.

    Отклоняя доводы административного истца о не извещении и не обеспечении ответчиком присутствия представителя общественной организации при осуществлении внеплановой проверки, суд первой инстанции исходил из материалов дела, согласно которым, член МОО «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» Львова Т.А. доверенностью от 07.11.2017, выданной координатором общественной организации Рудомахой А.В., была уполномочена лишь правом предоставления документов истца Управлению, а также получения акта по итогам документарной проверки. Иных полномочий Львова Т.А. от общественной организации не имела. Кроме того, в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие об отказе ответчика при обращении членов МОО «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» об обеспечении доступа к материалам проводимой проверки.

    С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы административного истца не содержат оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, поскольку сведений о допущенных судом нарушениях норм права в них не содержится.

Руководствуясь ст. ст. 307-310 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

    решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу межрегиональной природоохранной и правозащитной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» – без удовлетворения.

Председательствующий Н.К. Боджоков

Судьи Р.А. Мерзаканова

Е.А. Тхагапсова

33а-2285/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Тхагапсова Елизавета Анатольевна
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
09.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее