Дело №2-3587/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
Судьи Шевырёвой О.Б.,
при секретаре Гречкиной А.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Шахты к Решутову А.Ю. о прекращении право собственности на квартиру, признании утратившим право пользования, снятии с кадастрового учета квартиру третье лицо Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии г. Ростова-на-Дону
У С Т А Н О В И Л :
В обоснование иска истец с учетом ст. 39 ГПК РФ, ссылается на то, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на <адрес> в <адрес>, зарегистрировано с 2001 года за Решутову А.Ю. Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> является ветхим. В 2010 г. ответчик была переселен из ветхого жилья Администрацией г. Шахты в жилое помещение по адресу: г. Шахты, что подтверждается Договором на предоставление социальной выплаты и Договором долевого участия.
В 2009г. ответчиком было подписано обязательство на передачу квартиры, числящейся в списках ветхого жилья, подлежащего сносу, в котором они обязались передать <адрес> в <адрес> взамен предоставляемой им квартиры.
Как следует из представленных документов ответчик отказалась от собственности на ветхое жилое помещение (<адрес>), подписав обязательство на передачу квартиры, числящейся в списках ветхого жилья, подлежащего сносу.
В этой связи, следует, что право собственности, зарегистрированное за ответчиком на <адрес>, подлежит прекращению.
В настоящее время в жилом помещении по адресу: Россия, <адрес>, никто не проживает, ответчик переселился в иное жилое помещение.
Просит суд прекратить право собственности на <адрес>, зарегистрированную за Решутову А.Ю..
Признать Решутову А.Ю. утратившим право пользования квартирой <адрес> в <адрес> в <адрес>.
Снять с кадастрового учета квартиру № 7, расположенную по адресу: Россия, <адрес>.
Представитель Администрации г. Шахты Коваль С.А. – в судебное заседание явилась, просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в иске и представленным в деле доказательствам.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен по последнему известному месту жительства. Суд расценивает данное обстоятельство как отсутствие сведений о фактическом проживании ответчика, в связи с чем, суд рассмотрел дело в порядке ст. 119 ГПК РФ. К участию в деле, для представления интересов ответчика, привлечена на основании ст. 50 ГПК РФ адвокат Рамазанова Н.Б.
В судебном заседании представитель ответчика, адвокат Рамазанова Н.Б., исковые требования не признала, так как ей не известна позиция ответчика, просила суд отказать в удовлетворении требований.
Выслушав стороны, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Пунктами 20, 21 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года N 428, предусмотрено, что органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков несут ответственность за осуществление расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в соответствии с условиями, установленными настоящими Правилами.
При нарушении условий, установленных настоящими Правилами, межбюджетные трансферты подлежат возврату в федеральный бюджет в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Контроль за осуществлением расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
В соответствии со статьей 242 Бюджетного Кодекса РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
В суде установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на <адрес> в <адрес>, зарегистрировано с 2001 года за Решетовым А.Ю. Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> является ветхим. В 2010 г. ответчик была переселен из ветхого жилья Администрацией г. Шахты в жилое помещение по адресу: г. Шахты, что подтверждается Договором на предоставление социальной выплаты и Договором долевого участия.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации, действующими в указанный период переселения из ветхого жилья граждан и регулирующими порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, было предусмотрено оказание содействия со стороны государства в приобретении гражданам нового жилья взамен сносимого ветхого жилья путем направления из федерального бюджета средств на финансирование указанных мероприятий.
Так, основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 N81-03.
В соответствии с п.2 ст. 5 данного Закона, финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами РФ, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.1997г. №1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» приказом Минфина от 17.11.1998г. №53н был утвержден Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (далее - Порядок, утв. приказом Минфина от 17.11.1998г. №53н).
Указанным Порядком (утв. приказом Минфина от 17.11.1998г. №53н ) было предусмотрено:
1. Мероприятия по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов1.1. Средства на финансирование технических работ по ликвидации особо убыточных. и неперспективных угольных шахт и разрезов учтены в расходах федерального бюджета по вид^ расходов "Технические работы по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных шахт и разрезов" 420, коду экономической классификации расходов "Субсидии государственным организациям" 130110 Бюджетной классификации Российской Федерации.
1.2. Финансирование расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов, осуществляется по следующим видам затрат: а) технические работы: ликвидация горных выработок, демонтаж оборудования; ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ, разборка зданий, сооружений и демонтаж оборудования на поверхности; обеспечение жизнедеятельности предприятия в период ликвидации; снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги жителям шахтерских городов и поселков;
1.5. При выполнении работ, услуг сторонними исполнителями расчеты с ними осуществляются в соответствии с имеющимися договорами, актами приемки выполненных работ (услуг).
В 20-дневный срок по окончании квартала получатель средств представляет в Минэнерго России отчет о выполненных работах и затратах и размерах их финансирования. К указанному отчету прилагается акт приемки выполненных работ, утвержденный в установленном порядке.
Средства на финансирование затрат, указанных в подпункте "б" пункта 1.2, предусматриваются в Проекте ликвидации шахты (разреза) из расчета полной стоимости приобретения жилья по социальной норме площади жилья для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, но не выше средней по Российской Федерации стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья определяется каждые шесть месяцев Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике совместно с администрациями субъектов Российской Федерации и публЬкуется в средствах массовой информации.
4. Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков
4.1. Средства на финансирование расходов на программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков учтены в расходах федерального бюджета по виду расходов "Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" 423, по кодам "Средства, передаваемые бюджетам других уровней" 130210 Бюджетной классификации Российской Федерации, "Строительство объектов производственного назначения, исключая строительство военных объектов" 240220 Бюджетной классификации Российской Федерации.
4.2. К расходам, связанным с реализацией программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, относится такой вид затрат, как - содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.3. Основанием для финансирования указанного направления является сводный план -график, трехсторонний договор об использовании средств государственной поддержки между Минэнерго России, администрацией субъекта Российской Федерации и администрацией шахтерского города (поселка).
4.4. Получателями средств государственной поддержки, предусмотренных для финансирования программ местного развития и обеспечения занятости в шахтерских городах и поселках, являются администрации шахтерских городов (поселков).
20. Контроль за целевым использованием средств государственной поддержки угольной промышленности осуществляют Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России Госкомстат России. При этом органы федерального казначейства обеспечивают контроль за целевым использованием средств на основании представляемых получателями средств сметной договорной документации, других необходимых документов, подтверждающих обоснованность ц целевое направление расходов в соответствии с Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 864 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 135 и ДД.ММ.ГГГГ N 109).
Главным распорядителем средств государственной поддержки, в соответствии с указанными актами, являлось Министерство энергетики РФ, а получателями средств - органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков, организации, предприятия и учреждения угольной промышленности.
Данным Приказом были предусмотрены Мероприятия по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов, которое включало в себя мероприятие по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Финансирование осуществлялось в соответствии с Проектом ликвидации шахты (разреза), утв. Минэнерго России, сметами затрат, договорами с исполнителями работ (услуг), актами приемки выполненных работ (услуг), заключением назначенной органами местной власти компетентной комиссии о признании непригодным для проживания ветхого жилья.
Переселению подлежали граждане, внесенные в утвержденные и согласованные списки содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте.
Граждане подлежат переселению из ветхого жилья ввиду его непригодного состояния для постоянного проживания, а также его сносом после переселения граждан в пригодные для постоянного проживания жилые помещения.
Т.о., из смысла указанных нормативных правовых актов гражданам со стороны государства оказывалось содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья путем направления из федерального бюджета средств на финансирование указанных мероприятий, т.е. новое жилье приобреталось гражданам при условии сдачи ими ветхого жилья органам местного самоуправления в целях дальнейшего его сноса в рамках указанных Мероприятий по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов.
С ДД.ММ.ГГГГг. в действие вступил новый Порядок предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 428 ) (далее -Порядок).
Пунктом 11 указанного Порядка (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 428) предусмотрено:
Социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
В 2009г. ответчиком было подписано обязательство на передачу квартиры, числящейся в списках ветхого жилья, подлежащего сносу, в котором они обязались передать <адрес> в <адрес> взамен предоставляемой им квартиры.
Однако, в нарушение требований указанных нормативно-правовых актов ответчиками не было выполнено основное условие предоставления социальной выплаты - безвозмездная передача этого жилого помещения органу местного самоуправления (Администрации <адрес>) и правоустанавливающих документов.
Т.о., обязательства по безвозмездной передаче ветхого жилья и правоустанавливающих I документов Администрации <адрес>, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области сложившихся правоотношений, ответчиком не выполнены. Статьей 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов...
Также статья 310 ГК РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств: односторонни отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются...
Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания прекращения права собственности.
Так, в соответствии с п.1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Как следует из представленных документов ответчик отказалась от собственности на ветхое жилое помещение (<адрес>), подписав обязательство на передачу квартиры, числящейся в списках ветхого жилья, подлежащего сносу.
В этой связи, следует, что право собственности, зарегистрированное за ответчиком на <адрес>, подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что ответчик отказался от права собственности на указанное жилое помещение, ответственно право собственности на <адрес> указанном доме прекратилось.
В настоящее время в жилом помещении по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> в <адрес>, никто не проживает, ответчик переселился в иное жилое помещение.
Статьей 236 ГК РФ также установлено, что «гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Администрация <адрес> - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования « <адрес>» (пп.З п.1 ст. 30 Устава муниципального образования « <адрес>», утвержденного решением Шахтинской городской Думы от 08.11.2005г. <адрес> « Об утверждении устава муниципального образования «<адрес>»- городского округа <адрес>).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Администрации <адрес> к Решутову А.Ю. о прекращении право собственности на квартиру, признании утратившим право пользования, снятии с кадастрового учета квартиру третье лицо Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> - удовлетворить.
Прекратить право собственности на <адрес> в <адрес>, зарегистрированную за Решутову А.Ю..
Признать Решутову А.Ю. утратившим право пользования квартирой № в <адрес> в <адрес>.
Снять с кадастрового учета <адрес>, расположенную по адресу: Россия, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Б. Шевырёва