дело № 2-824/2024
32RS0003-01-2024-000390-38 председательствующий – судья Копылова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2897/2024
гор.Брянск 24 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Богородской Н.А.,
судей Алейниковой С.А.,
Фроловой И.М.,
при секретаре Тихоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Воеводова Е.В. на решение Брянского районного суда Брянской области от 24 июня 2024 года по делу по исковому заявлению Мичуринской сельской администрации Брянского района Брянской области к Воеводову Егору Васильевичу об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, обязании устранить нарушения Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области.
Заслушав доклад судьи Богородской Н.А., выслушав объяснения ответчика Воеводова Е.В., представителя истца Мичуринской сельской администрации Брянского района Брянской области Кириченко П.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Мичуринская сельская администрация Брянского района Брянской области обратилась в суд с иском к Воеводову Е.В. об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, обязании устранить нарушения Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области, ссылаясь на то, что Мичуринской сельской администрации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, с разрешенным использованием: для размещения кладбищ смешанного и традиционного захоронения, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположено муниципальное общественное кладбище. В соответствии с действующим законодательством общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые осуществляют деятельность на местах погребения в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, устанавливают правила содержания мест погребения. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на кладбище для погребения умершего (погибшего) устанавливаются органами исполнительной власти или местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. В Мичуринском сельском поселении организация похоронного дела регулируется Порядком деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения <адрес>, утвержденным решением Мичуринского сельского Совета народных депутатов №4-45-7 от 12 мая 2023 года. По обращению Воеводова Е.В. о разрешении захоронения родственника ФИО5 в ноябре 2023 года Мичуринской сельской администрацией был отведен земельный участок 3 м длинной и 3 м шириной (9 кв.м) на основании пункта 2.5.1 названного Порядка, однако после захоронения родственника Воеводов Е.В. самовольно занял земельный участок большей площадью, путем осуществления монтажа ограды захоронения размером 3 м шириной и 5 м длиной, при этом с заявлением о семейном захоронении не обращался. Вместе с тем на территории кладбища <адрес> возможность проведения семейных захоронений отсутствует, земельный участок для семейных захоронений не предусмотрен, претензия администрации ответчиком оставлена без исполнения. Мичуринская сельская администрация Брянского района Брянской области просит истребовать у Воеводова Е.В. часть земельного участка, площадью 6 кв.м, под захоронением ФИО5 на территории муниципального кладбища <адрес>, обязать ответчика устранить нарушения Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области путем демонтажа ограды на захоронении ФИО5 на территории муниципального кладбища <адрес> в течение двух недель со дня вступления в силу решения суда.
Решением Брянского районного суда Брянской области от 24 июня 2024 года исковые требования Мичуринской сельской администрации Брянского района Брянской области к Воеводову Е.В. об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, обязании устранить нарушения Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области удовлетворены частично. Суд постановил истребовать у Воеводова Е.В. часть земельного участка, площадью 6 кв.м, под захоронением ФИО5 на территории муниципального кладбища <адрес>, и обязал Воеводова Е.В. устранить нарушения Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения <адрес> (Приложение №1 к Решению Мичуринского сельского Совета народных депутатов от 12 мая 2023 года №4-45-7), путем демонтажа в течение двух недель со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу части ограды на захоронении ФИО5 на территории муниципального кладбища <адрес>, занимающей площадь истребуемой части земельного участка, площадью 6 кв.м.
В апелляционной жалобе Воеводов Е.В., ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, установленным и исследованным обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Воеводов Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца Мичуринской сельской администрации Брянского района Брянской области Кириченко П.Н. против удовлетворения апелляционной жалобы и
отмены решения суда возражал, полагает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Выслушав объяснения ответчика Воеводова Е.В., представителя истца Мичуринской сельской администрации Брянского района Брянской области Кириченко П.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 21 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ).
Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Порядком деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области, утв. решением Мичуринского сельского Совета народных депутатов Брянского района Брянской области от 04 февраля 2022 года №4-34-1 (в ред. решения Мичуринского сельского Совета народных депутатов Брянского района Брянской области от 12 мая 2023 года №4-45-7), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что общественные кладбища на территории Мичуринского сельского поселения, расположенные в п.Мичуринское, д.Колтово, с.Елисеевичи, д.Меркульево, являются муниципальной собственностью и находятся в ведении администрации Мичуринского сельского поселения (пункт 1.2).
Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбищ для погребения умершего, урны с прахом или создания семейного захоронения предоставляется в соответствии с размерами, установленными вышеуказанным Порядком, и должен гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника (пункт 1.4 Порядка).
Разрешение на захоронение выдается администрацией Мичуринского сельского поселения при предъявлении медицинского свидетельства о смерти и паспорта умершего (погибшего); оформленного свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС; справки о кремации. Заказы на предоставление участков земли для погребения умерших оформляется в администрации поселения. Отвод участка земли для погребения умершего производится должностным лицом администрации поселения на основании оформленного заказа на предоставление участка земли (пункты 2.1, 2.2, 2.3).
Вновь отводимые участки земли для погребения умерших должны иметь следующие размеры: для погребения тела в гробу на кладбищах – 3 х 3 м; для погребения тела в гробу на участке земли для семейных захоронений в ряд: три захоронения 3 х 5 м, четыре захоронения – 3 х 6,5 м, пять захоронений 3 х 8 м; для погребения тела в гробу на участке земли для семейных захоронений в одном уровне (вертикально): три захоронения – 3 х 3 м, четыре захоронения – 3 х 3,5 м. (пункты 2.5., 2.5.1, 2.5.3, 2.5.4).
Разделом 3 указанного Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области предусмотрен порядок создания семейных захоронений, согласно которому выбор земельного участка для их размещения осуществляется администрацией поселения в соответствии с планировкой кладбища, с учетом особенностей рельефа местности, архитектурно-ландшафтной среды места погребения, предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду, а так же в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования семейного захоронения (пункт 3.1). Земельные участки для семейных захоронений на кладбищах предоставляются под будущие погребения. Перечень кладбищ, на которых осуществляется предоставление земельных участков для семейных захоронений, определяется правовым актом главы администрации (пункт 3.2). Круг лиц, которые могут быть погребены на семейном захоронении, и на которых оно должно быть зарегистрировано, указан в пункте 3.3 Порядка. Для принятия решения о выборе земельного участка для семейного захоронения, граждане представляют в администрацию поселения: заявление о предоставлении земельного участка для семейного захоронения с указанием круга лиц, изъявивших желание быть погребенными на семейном захоронении; документ, удостоверяющий личность заявителя; документы, подтверждающие степень родства лиц, указанных в заявлении; письменное согласие лиц, указанных в заявлении, быть погребенными на данном семейном захоронении (пункт 3.6).
Постановление Мичуринской сельской администрации Брянского района Брянской области №224 от 12 декабря 2022 года «Об участках семейных захоронений на территории общественных кладбищ Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области», отменено постановлением Мичуринской сельской администрации Брянского района Брянской области №242 от 26 декабря 2022 года.
Правовых актов главы Мичуринской сельской администрации Брянского района Брянской области, действующих на момент обращения ответчика в сельскую администрацию с заявлением о разрешении захоронения, в соответствии с которыми на территории кладбища в пос.Мичуринский Брянского района Брянской области осуществляется предоставление земельных участков для семейных захоронений, не имелось.
В соответствии с положениями статей 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 1 и часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, постановлением администрации Брянского района от 27 декабря 2021 года №1187 Мичуринской сельской администрации на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен, в том числе, земельный участок с кадастровым №, площадью 10 138 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбищ смешанного и традиционного захоронения, расположенный по адресу: <адрес>
Право постоянного (бессрочного) пользования Мичуринской сельской администрацией вышеуказанным земельным участком с кадастровым №, площадью 10 138 кв.м, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 11 февраля 2022 года.
22 ноября 2023 года Воеводов Е.В. обратился с заявлением к главе администрации Мичуринского сельского поселения о разрешении захоронения родственника ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на кладбище <адрес>, с предоставлением свидетельства о смерти умершего. В заявлении обязался установить ограду вокруг захоронения в соответствии с действующими порядками и правилами, установленными в Мичуринском сельском поселении; установку ограды и надмогильных сооружений (памятника, надгробия), а так же их монтаж, демонтаж, ремонт и замену осуществлять с письменного уведомления организации, управляющей кладбищем. Об ознакомлении и согласии с порядком по захоронению на кладбище свидетельствует собственноручная подпись Воеводова Е.В. в заявлении.
На основании заявления Воеводова Е.В. Мичуринской сельской администрацией в ноябре 2023 года для захоронения родственника ФИО5 был отведен земельный участок размером 3 м шириной и 3 м длиной (9 кв. м) в соответствии с пунктом 2.5.1 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области, утвержденного Решением Мичуринского сельского Совета народных депутатов от 12 мая 2023 года №4-45-7.
Однако Воеводов Е.В. после захоронения родственника осуществил монтаж ограды захоронения размером 3 м шириной и 5 м длиной.
Согласно претензии, направленной главой администрации Мичуринской сельской администрации в адрес Воеводова Е.В. и полученной им 14 декабря 2023 года, родственными захоронениями являются места захоронения размером 3 м х 3 м, предоставляемые на безвозмездной основе на территории кладбища для погребения умершего таким образом, что бы гарантировать погребение на этом же земельном участке умершего супруга или близкого родственника. На территории кладбища <адрес> возможность проведения семейных захоронений отсутствует, земельный участок для семейных захоронений не предусмотрен, с заявлением о семейном захоронении Воеводов Е.В. не обращался. Поскольку произведено самовольное занятие земельного участка на кладбище <адрес> в нарушение нормативно-правовых актов, Воеводову Е.В. предложено демонтировать ограду захоронения родственника на территории данного кладбища и осуществить монтаж ограды размером 3 м х 3 м (ширина и длина) до 04 декабря 2023 года.
Из акта осмотра места захоронения на кладбище в <адрес> от 16 января 2024 года, составленного комиссией специалистов Мичуринской сельской администрации, следует, что при осмотре земельного участка, на котором размещено место захоронения ФИО5, выявлен самовольный захват земельного участка, был отведен земельный участок размером 3 м шириной и 3 м длиной, а осуществлен монтаж ограды захоронения размером 3 м шириной и 5 м длиной, т.е. нарушен размер земельного участка, установленный решением Мичуринского сельского Совета народных депутатов от 12 мая 2023 года №4-45-7 (пункт 2.5.1).
Досудебная претензия о демонтаже ограды захоронения родственника на территории кладбища <адрес> Воеводовым Е.В. не исполнена.
В ходе судебного разбирательства факт установления ограды, размером 3 м х 5 м на земельном участке, отведенном на территории кладбища в <адрес> для захоронения родственника ФИО5, ответчиком Воеводовым Е.В. не оспаривался, а также не отрицался факт того, что на момент захоронения ФИО5 на кладбище в <адрес>, он с заявлением о выделении земельного участка для семейного захоронения с приложением необходимого пакета документов в Мичуринскую сельскую администрацию не обращался.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Мичуринской сельской администрации Кириченко Н.П., данным в суде апелляционной инстанции, схема семейных захоронений на территории общественного кладбища <адрес> исполнительным органом не утверждалась, земельные участки и кварталы под семейные захоронения на кладбище не выделены.
Разрешая спор, суд, руководствуясь названными выше правовыми нормами, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив собранные доказательства в их совокупности по правилам статьи 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в ходе судебного разбирательства подтвержден факт занятия ответчиком земельного участка, путем возведения ограды размером 3 м х 5 м (15 кв.м) на территории муниципального кладбища <адрес> под захоронением ФИО5, без соответствующего разрешения органов местного самоуправления, и учитывая, что на момент выделения ответчику земельного участка для захоронения постановление Мичуринской сельской администрации Брянского района Брянской области №224 от 12 декабря 2022 года «Об участках семейных захоронений на территории общественных кладбищ Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области», являлось недействующим, иного правового акта, регулирующего вопрос отведения земельных участков для семейных захоронений на общественном кладбище <адрес>, принятого исполнительным органом муниципального образования и действующего в юридически значимый период, не имелось, пришел к верному выводу об отсутствии законных оснований для предоставления Воеводову Е.В. земельного участка большей площадью для семейного захоронения, чем определено пунктом 2.5.1 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области (3 м х 3 м (9 кв.м)), в связи с чем счел подлежащими удовлетворению исковые требования Мичуринской сельской администрации Брянского района Брянской об истребовании у Воеводова Е.В. части земельного участка, площадью 6 кв.м, под захоронением ФИО5 на территории муниципального кладбища <адрес>, обязании ответчика устранить нарушения Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области путем демонтажа части ограды на захоронении ФИО5 на территории муниципального кладбища <адрес>, занимающей площадь истребуемой части земельного участка, площадью 6 кв.м.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены верно, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено. Выводы суда надлежащим образом мотивированы в оспариваемом судебном постановлении, оснований для переоценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию заявителя с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, и к иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, повторяют правовую позицию стороны ответчика, выраженную в ходе судебного разбирательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Брянского районного суда Брянской области от 24 июня 2024 года по делу по исковому заявлению Мичуринской сельской администрации Брянского района Брянской области к Воеводову Егору Васильевичу об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, обязании устранить нарушения Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области оставить без изменения, апелляционную жалобу Воеводова Е.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий Н.А.Богородская
Судьи С.А.Алейникова
И.М.Фролова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 октября 2024 года