Решение по делу № 8Г-4735/2023 [88-5880/2023] от 05.05.2023

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 88-5880/2023

№ 2-2429/2022

в суде первой инстанции

УИД№ 26RS0001-01-2022-003656-67

    8 июня 2023 года                                                                  г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего    Ивановой Л.В.

судей                 Минеевой В.В., Климовой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ставрополя в интересах Российской Федерации к ФИО1 об обращении в доход государства имущества, в отношении которого не представлены сведения о приобретении на законных основаниях,

по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае и кассационному представлению прокурора Ставропольского края Немкина Ю.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции Ивановой Л.В., выслушав доводы прокурора ФИО7, поддержавшего кассационное представление, объяснения ФИО1 и его представителя - ФИО8, возражавших против доводов кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к ФИО1 в котором просил:

прекратить право собственности ФИО1 в отношении:

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 553 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 255,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> 296;

обратить в доход Российской Федерации путем передачи Федеральному агентству по управлению государственным имуществом объекты недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером площадью 553 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>;

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 255,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> .

В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой                         <адрес> проверкой выявлены факты, свидетельствующие о возможном нарушении государственным инспектором безопасности дорожного движения отделения регистрации физических лиц МРЭО ГИБДД <адрес> ГУ МВД России по <адрес> ФИО1, замещающим входящую в Перечень должность Федеральной государственной службы, требований Закона № 230-ФЗ.

Так, ФИО1 документы, подтверждающие законность происхождения денежных средств, за счет которых им в 2018-2019 года совершались расходы по строительству садового дома по адресу: <адрес>, , не представлены.

По результатам проверки прокурором города ДД.ММ.ГГГГ в порядке части 1 статьи 4, статьи 5 Закона № 230-ФЗ инициированы мероприятия по контролю за расходами государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения регистрации физических лиц МРЭО ГИБДД <адрес> ГУ МВД России по <адрес> ФИО1

По результатам проведенной ГУ МВД России по <адрес> процедуры контроля за расходами факты превышения расходов ФИО1 над его доходами подтвердились.

Приказом начальника ГУ МВД России по <адрес> л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 13 части 3 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с утратой доверия).

В прокуратуру города ДД.ММ.ГГГГ в порядке части 6 статьи 16 Закона № 230-ФЗ поступили материалы из ГУ МВД России по <адрес> о результатах инициированного прокуратурой города контроля за расходами ФИО1, в ходе которого установлены факты, свидетельствующие о нарушении им требований Закона № 230-ФЗ.

В ходе проведенной прокуратурой города проверки, а также в ходе процедуры контроля за расходами установлено, что в период замещения должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел ФИО1 предоставлялись сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруги ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также несовершеннолетних детей ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В 2016 году фактический доход ФИО1 составил 546 000 рублей, в том числе по основному месту работы - <данные изъяты> рублей. В 2017 году фактический доход ФИО1 составил <данные изъяты> рублей, в том числе по основному месту работы -<данные изъяты> рублей. В 2018 году фактический доход ФИО1 составил <данные изъяты> рублей, в том числе по основному месту работы - <данные изъяты> рублей.

Супруга и несовершеннолетние дети ФИО1 доходов в 2016 году, 2017 году, 2018 году не имели.

Таким образом, за период с 2016 года по 2018 год задекларированный доход ФИО1 и членов его семьи составил <данные изъяты> рублей.

Расходы ФИО1 и членов его семьи в анализируемой период составили 5 314 194 рублей.

Так, в указанный период (с 2016 года по 2018 год) ФИО1 приобрел земельный участок с кадастровым номером , площадью 553 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, без возведенных объектов капитального строительства (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, сумма сделки <данные изъяты> рублей). Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В период с июня 2018 года по февраль 2019 года на вышеуказанном земельном участке ФИО1 возведен двухэтажный садовый дом с кадастровом номером , площадью 255,30 кв.м. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость указанного садового дома на момент государственной регистрации права собственности составила <данные изъяты> рублей.

Согласно заключению эксперта Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский Региональный центр судебной экспертизы 1786/8-2 от ДД.ММ.ГГГГ стоимость возведения (строительства) нежилого здания с кадастровым номером , площадью 255,3 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> , с учетом расходов на разработку проектной и сметной документации, расходов на работы и услуги по строительству, расходов на приобретение строительных материалов (фактических затрат) на дату осуществления государственного кадастрового учета (ДД.ММ.ГГГГ) составляет с НДС <данные изъяты> рублей.

В то же время в указанный период (с 2016 года по 2018 год) ФИО1 приобретен мотоцикл <адрес> 2006 года выпуска (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, сумма, сделки 100 000 рублей).

Также в указанный период (с 2016 года по 2018 год) ФИО9 приобретено нежилое помещение площадью 36,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, в квартале 525 (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, сумма сделки <данные изъяты> рублей). Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, расходы, связанные со строительством ФИО1 двухэтажного садового дома площадью 255,30 кв. м на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, СТ «Механизатор», уч. 296, учитывая стоимость возведения (строительства) нежилого здания, а также расходы на приобретение земельного участка, мотоцикла и нежилого помещения, превышают на <данные изъяты> рублей совокупный доход ФИО1 и членов его семьи за три года, предшествующих году, в котором зарегистрировано право собственности на вышеуказанный садовый дом.

В ходе проведенной проверки получены объяснения ФИО1, из которых следует, что строительство дома осуществлено им с использованием кредитных денежных средств, а также денежных средств, полученных по основному месту работы.

Так, ФИО1 в анализируемом периоде (с 2016 года по 2018 года) оформлены кредитные договоры в Банке ВТБ (ПАО):

- ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей (ставка 17 %, закрыт ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей (ставка 16,5%, закрыт 25.04:2017);

- ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей (ставка 16 %, закрыт ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей (ставка 16 %, закрыт ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей (ставка 16%, закрыт ДД.ММ.ГГГГ).

При этом за счет каких денежных средств погашались основной долг и проценты по вышеуказанным кредитным обязательствам ФИО1 не пояснил; документы, подтверждающие легальный доход ФИО1, которые бы свидетельствовали о реальной возможности строительства двухэтажного садового дома площадью 255,3 кв.м. на земельном участке площадью 553 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, СТ «Механизатор», уч. 296, на законные доходы, отсутствуют и ФИО1 в ходе контроля за его расходами не представлены.

Документально подтвержденных сведений о получении иных сумм денежных средств, соразмерных произведенным расходам по строительству садового дома, а также позволяющих выплачивать основной долг и проценты по вышеуказанным кредитным обязательствам, ФИО1 не представлено.

В связи с тем, что ФИО1 не представлены доказательства и пояснения о законности происхождения денежных средств, за счет которых в 2018-2019 года совершались расходы по строительству садового дома, зарегистрированного на него, в соответствии со статьей 17 Закона № 230-ФЗ, статьей 128 и подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ имеются основания для обращения данного имущества в доход государства.

Решением Промышленного районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации удовлетворены в полном объеме, а также с ФИО1 в доход бюджета <адрес> взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> ставится вопрос об отмене судебного акта, как незаконного, необоснованного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. Полагают, что ФИО1 не представлены доказательства, пояснения о законности происхождения денежных средств, за счет которых совершались расходы в 2018-2019 гг., в соответствии с требованиями закона имеются основания для обращения данного имущества в доход государства.

В кассационном представлении прокурора Ставропольского края ФИО6 ставится вопрос об отмене судебного акта, как незаконного, необоснованного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы и кассационного представления, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы и кассационного представления отсутствуют.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представил в материалы дела допустимые, достоверные и достаточные доказательства, позволяющие сделать вывод о законности приобретения и строительства спорных объектов недвижимости, а также доказательств наличия и реальной передачи денежных средств родственниками на приобретение и на строительство спорного имущества.

Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в п. 4 Постановления № 26-П от 29.11.2016, Конституция РФ, закрепляя право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35), одновременно допускает возможность его ограничения федеральным законом - наряду с другими правами и свободами человека и гражданина - в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Определяя с учетом требований ч. 3 ст. 17 и ч.ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ критерии допустимости ограничений конституционных прав и свобод, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что цели таких ограничений должны быть не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения - адекватны этим целям и отвечать требованиям справедливости; при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями следует использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если они адекватны социально необходимому результату; в ходе правового регулирования недопустимо искажение самого существа конституционного права или свободы, а цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления от 22.06.2010 № 14-П, от 13.07.2010 № 16-П и др.).

Применительно к праву собственности это также означает, что его ограничения, вводимые федеральным законодателем, должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), не могут затрагивать само существо данного права (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2008 № 9-П, от 14.05.2012 № 11-П; определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2015 № 1127-О и др.). Кроме того, они должны согласовываться с общепризнанными принципами и нормам международного права и международными договорами Российской Федерации, которые являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

В пункте 5.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 26-П от 29.11.2016 указано, что по буквальному смыслу пп. 8 п.2 ст. 235 ГК РФ и ст. 17 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» предполагается, что имущество, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, подлежит изъятию в целом, независимо от того, что в какой-то части затраты на его приобретение могли быть произведены из законных доходов.

Избранный федеральным законодателем подход, основанный на учете и сопоставлении поддающегося фиксации и оценке совокупного дохода государственного (муниципального) служащего и его супруги (супруга) за определенный период (три года) и произведенных ими расходов, обеспечивает соблюдение баланса частных и публичных интересов при применении данной меры государственного принуждения к лицу, в отношении имущества которого не доказана законность происхождения доходов, направленных на его приобретение, и, следовательно, является конституционно допустимым.

Вместе с тем в отдельных случаях - особенно если при выявлении несоответствия расходов государственного (муниципального) служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана.

Исходя из смысла приведенных положений закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации право гражданина может быть ограничено только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше целях. При этом необходимо учитывать, что ограничения права собственности, вводимые федеральным законодателем, должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности).

При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 17, 19 Конституция Российской Федерации, статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, заметающих государственные должности, и иных лиц их доходам», оценив собранные по делу доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований прокурора. В связи с чем обоснованно отменили решение суда первой инстанции и приняли по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

При этом судом апелляционной инстанции установлено, что в подтверждение наличия денежных средств на строительство садового дома сторона ответчика представила оформленные в период с2016 по 2018 годы ФИО1 кредитные договоры в Банке ВТБ (ПАО) по которым согласно справок кредитной организации задолженность полностью погашена, договоры дарения между ФИО12 (мать ответчика) (Даритель) и ФИО1 (Одаряемый) на общую сумму <данные изъяты> руб., договоры дарения между ФИО13 (отец ответчика) (Даритель) и ФИО1 (Одаряемый) на общую сумму <данные изъяты> руб.

Допрошенный судом апелляционной инстанции в качестве свидетеля ФИО14 (отец ответчика) подтвердил факт заключения указанных выше договоров дарения денежных средств, заключенных, как с ним, так и с его супругой, совместно нажитых денежных средств их сыну ФИО1, пояснив, что денежные средства передавались наличными, а также факт своего участия в строительстве дома покупкой строительных материалов.

В подтверждение покупки строительных материалов за счет средств ФИО13 (отца ответчика) представлен договор поставки кирпича, заключенный между ФИО13 и ООО ТД «Экокирпич» на сумму 317 520 руб. (и справа генерального директора ООО ТД «Экокирпич», согласно которой оплата по договору произведена в полном объеме.

В подтверждение наличия у Дарителей денежных средств на дату составления договоров дарения представлены сведения из ГУ МВД России по <адрес>, согласно которым ФИО12 (матерью ответчика) были отчуждены транспортные средства стоимостью <данные изъяты> руб. и стоимостью <данные изъяты> руб.

Из сообщения ПАО Сбербанк следует, что на счета ФИО13 за 2018 год поступили денежные средства в общей сумме <данные изъяты> руб., общая сумма остатка по счетам на конец периода составила 9 886 855,21 руб.

При таких обстоятельствах, совокупный доход ФИО1 и членов его семьи за три года, предшествующих году, в котором зарегистрировано право собственности на вышеуказанный садовый дом, который составил <данные изъяты> руб. в сумме с денежными средствами, полученными в дар от родителей в общей сумме <данные изъяты> руб., а также денежных средств, вложенных отцом ответчика в покупку строительных материалов в размере <данные изъяты> руб., составляет <данные изъяты> руб.

Таким образом, подтвержденный совокупный доход <данные изъяты> руб. незначительно отличается от суммы денежных средств в размере <данные изъяты> руб., потраченных на приобретение ответчиком спорного имущества.

При этом судебная коллегия суда апелляционной инстанции учла, что договоры дарения денежных средств и покупки строительных материалов в установленном законом порядке недействительными не признаны.

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанций.

Выводы суда апелляционной инстанций мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебных инстанций по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.

При этом Судебная коллегия отмечает, что с учетом подтвержденного дохода отца ответчика, подтвердившего, что по договорам дарения им и его супругой передавались общие денежные средства, правового значения приобретение матерью ответчика автомобилей не имеет.

В целом, доводы кассационной жалобы и кассационного представления выражают несогласие с принятым по делу судебным актом и связаны с неверным толкованием норм материального и процессуального права, в связи с этим отклоняются судебной коллегией суда кассационной инстанции как не имеющие правового значения.

При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы и кассационного представления не вызывает, а предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу и кассационное представление - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-4735/2023 [88-5880/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Ставрополя
Федеральное агентство по управлению госуарственным имуществом
Ответчики
Ткаченко Юрий Владимирович
Другие
Сафарян Эдгар Гарриевич
Лагунова Наталья Сергеевна
Сулимина Наталья Николаевна
Карпель Валерий Васильевич
Казарин Олег Олегович
Суд
Пятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
5kas.sudrf.ru
08.06.2023Судебное заседание
08.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее