Решение по делу № 2а-137/2019 от 15.06.2018

Дело №2а-137/2019                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Вассиярова А.В.,

при секретаре судебного заседания Савинкине А.В.,

с участием представителя административного истца Наумова В.Л. Быковского Н.В., представителя административного ответчика администрации города Чебоксары Гашимова Э.А., заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Курочкина С.В., представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью Проектный институт «Отделфинстройпроект» Силаева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Наумов В.Л. к администрации города Чебоксары о признании незаконными и отмене градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство,

установил:

административный истец Наумов В.Л. обратился в суд с вышеназванным административным иском к администрации города Чебоксары (далее Администрация), указав, что напротив двенадцатиэтажного многоквартирного жилого <адрес>, в котором проживает административный истец, ведется строительство трехэтажного магазина «Ботаник».

Строительство объекта осуществляется индивидуальным предпринимателем Курочкиным С.В. (далее ИП Курочкин С.В.) на земельном участке с кадастровым номером , предоставленным первому Администрацией в аренду, на основании градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденного постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ и выданного последним ДД.ММ.ГГГГ разрешения на строительство .

Проектная документация на строительство магазина имеет положительное заключение экспертизы, выданное Обществом с ограниченной ответственностью «Экспертно-аналитический центр в строительстве и энергетике» ДД.ММ.ГГГГ.

Реализация строительства на основании приведенных документов приведет к тому, что магазин будет располагаться на расстоянии 16 метров от жилого <адрес> где проживает административный истец, что не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (п.7.1.12), предусматривающим создание санитарно-защитной зоны в 50 метров для подобного рода объектов, п. 2.12 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, и устанавливающих нормативные расстояния между жилыми домами и общественными зданиями на основе расчетов инсоляции и освещенности.

Административный истец, после уточнения и дополнения своих требований (л.д. 55-56, 121-122), по мотивам несоответствия санитарным нормам и правилам, просил признать незаконными и отменить градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и разрешение на строительство .

Административный истец в суд не явился. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержал иск, изложил приведенные в административном иске и дополнениях к нему обоснования заявленных требований.

Представитель административного ответчика поддержал доводы из письменного отзыва на иск (л.д. 226-228), и просил отказать в удовлетворении административного иска по мотивам недоказанности нарушения прав административного истца оспариваемым разрешением на строительство и выдачи его на законных основаниях.

Заинтересованное лицо ИП Курочкин С.В., Общество с ограниченной ответственностью Проектный институт «Отделфинстройпроект» в лице представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ полагали административный иск не подлежащим удовлетворению, соглашаясь с возражениями административного ответчика.

Заинтересованные лица Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Общество с ограниченной ответственностью «Экспертно-аналитический центр в строительстве и энергетике» своих представителей в суд не направили, заинтересованное лицо Васильева Д.В. в суд не явилась.

Выслушав объяснения представителей участвовавших в судебном заседании сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К решениям, которые могут быть оспорены в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Аналогичным образом распределяется бремя доказывания по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, и в соответствии со статьей 62 КАС РФ.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, распоряжением администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ ИП Курочкину С.В. в аренду предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью <данные изъяты>. по <адрес> для строительства магазина «Ботаник» (л.д. 30).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Чебоксары и ИП Курочкиным С.В. заключен договор аренды этого земельного участка (л.д. 27).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ИП Курочкину С.В. выдано разрешение на строительство магазина «Ботаник» по адресу: <адрес> (л.д. 31-33).

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого разрешения на строительство), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как предусмотрено п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Порядок выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в том числе перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для получения такого разрешения, установлены статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, разрешение на строительство является законно выданным при условии представления заявителем и осуществлении уполномоченным органом проверки наличия документов, необходимых для получения разрешения на строительство.

Предоставление ИП Курочкиным С.В. при получении оспариваемого разрешения на строительство предусмотренных ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документов, необходимых для его получения, в том числе, правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, проектной документации, разработанной ООО «Проектный институт «Отделфинстройпроект», положительного заключения экспертизы проектной документации, подтверждается материалами настоящего административного дела и фактически не оспаривается административным истцом.

В соответствии с ч. 6 и п. 2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, утвержденный градостроительный план земельного участка является основанием для разработки проектной документации, необходим для получения разрешения на строительство в связи с тем, что такой план определяет место допустимого размещения здания, строения или сооружения, устанавливает возможность размещения на земельном участке многоквартирного дома, содержит информацию о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером площадью <данные изъяты>. по <адрес> (л.д. 34).

Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Как следует из пункта 5 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5.03.2007 N 145, государственная экспертиза проводится в следующих случаях: а) проектная документация и (или) инженерные изыскания выполнены в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 3 (4) статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; б) имеется совокупность следующих обстоятельств: проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным; застройщиком или техническим заказчиком (далее - заявитель) принято решение о проведении государственной экспертизы (за исключением случая, указанного в подпункте "а" настоящего пункта); в) проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3 (1) статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу.

Пункт 8 Положения предусматривает, что государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Обществом с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Отделфинстройпроект» подготовлена проектная документация, необходимая для строительства объекта – магазина «Ботаник» по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экспертно-аналитический центр в строительстве и энергетике» выдало положительное заключение негосударственной экспертизы на объект капитального строительства: магазин «Ботаник» по <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ – повторное положительное заключение негосударственной экспертизы на объект капитального строительства: магазин «Ботаник» по <адрес>.

Таким образом, такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как непредставление заинтересованным лицом документов, необходимых для его получения, у административного ответчика не имелось.

Довод административного истца о том, что на строящийся объект необходимо предусмотреть санитарно-защитную зону в 50 м от жилых домов, опровергается положениями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», согласно которому строящийся объект, классифицируется как магазин, не относится к 5 классу, предусмотренному п. 7.1.12 СнПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, и для него не установлены требования устройства санитарно - защищенной зоны размером 50 метров.

С 01.01.2000 введены в действие Строительные правила СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» (приняты Постановлением Госстроя России от 30.12.1999 г. N 94).

Согласно ч. 2 названных Правил к нормативным документам, регулирующий данный вопрос отнесен СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

Как видно из преамбулы СНиП 2.07.01-89, данные нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке.

В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, признаются сводами правил. В соответствии с п. 7.1 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820) расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15 настоящего свода правил. Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 2-3 этажа - не менее 15 м; 4 этажа - не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. В условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

Вопреки доводам административного истца, строящийся магазин «Ботаник» является двухэтажным зданием и, исходя из буквального толкования п. 7.1 СП 42.13330.2011, расстояние в 16 м. между строящимся магазином и жилым домом, само по себе свидетельствует об отсутствии установленного факта недостаточности такого расстояния для обеспечения норм освещенности и инсоляции.

По смыслу ст. 77 КАС РФ, назначение экспертизы является правом суда, а не его обязанностью. Необходимость разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, определяется судом, разрешающим данный вопрос.

При этом вопросы, разрешаемые экспертом, должны касаться существенных для дела фактических обстоятельств. В связи с этим, определяя необходимость назначения той или иной экспертизы, суд исходит из предмета заявленных исковых требований и обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках этих требований.

Вместе с тем, вопреки доводам административного истца, для определения расстояний между объектами, в том числе предусмотренными проектом, проведение судебной экспертизы не требуется.

В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Согласно части 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п.З), информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), при этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка (п. 4).

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 ГрК РФ).

Необходимо отметить, что с 1 июля 2017 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которым признана утратившей силу статья 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющая требования к подготовке и содержанию градостроительного плана земельного участка как одного из видов документации по планировке территории.

С момента вступления в действие новой редакции Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка исключен из видов документации по планировке территории. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В силу изложенного, в случае, если основной целью административного истца является восстановление своих прав, нарушенных вследствие, как он полагает, строительства на земельном участке с кадастровым номером магазина «Ботаник», то оспаривание градостроительного плана этого земельного участка само по себе не обеспечит достижение административным истцом указанных целей.

Кроме того, доводы административного иска о том, что при выдаче оспариваемого градостроительного плана земельного участка административный ответчик не провел предусмотренные законом процедуры публичных слушаний, не соответствуют положениям ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ (действовавшим на момент выдачи оспариваемого градостроительного плана), согласно которым, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, включая проведение публичных слушаний, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка приняты органом, в соответствии с законом и в пределах его полномочий, а права либо свободы первого не были нарушены, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь изложенным, на основании ст. 175 КАС РФ,

решил:

Наумов В.Л. в удовлетворении административного иска к администрации города Чебоксары о признании незаконными и отмене градостроительного плана от ДД.ММ.ГГГГ и разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Московский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: судья                             А.В. Вассияров

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-137/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Наумов Вячеслав Леонидович
Ответчики
Администрация города Чебоксары
Другие
ООО «Проектный институт «Отделфинстройпроект»
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Управление архитектуры и градостроительства администрациии города Чебоксары
адм. истца Быковский Никита Владимирович
Курочкин Сергей Викторович
Рыбкина Евгения Михайловна
Васильева Дарья Владимировна
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
moskovsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация административного искового заявления
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Дело оформлено
28.01.2020Дело передано в архив
13.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее