Решение от 19.01.2022 по делу № 2а-2268/2022 (2а-9580/2021;) от 17.12.2021

Дело 2a-2268/2022 (2а-9580/2021)

УИД: 50RS0028-01-2021-011760-92

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Мытищи Московская область               19 января 2022 года

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Заякиной А.В.,

при помощнике Смирнове П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-2268/2022 (2а-9580/2021) по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, в защиту прав неопределенного круга лиц о признании запрещенной для распространения в Российской Федерации информации о дистанционной продаже табачной продукции, размещенной на сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет»,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Московской области) обратилось в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании запрещенной для распространения в Российской Федерации информации о продаже дистанционным способом табачной продукции, размещенной на сайте в сети Интернет: <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указано, что на территории Московской области возможно приобретение табачной продукции дистанционным способом с доставкой через информационно-коммуникационную сеть «Интернет» на сайте: <данные изъяты>.. При этом вход на вышеуказанный анонимный сайт свободен, не требуется предварительной регистрации и паролей. Ознакомиться с его содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные указанную на нем продукцию с содержанием никотина может любой Интернет-пользователь без ограничения по возрасту. То есть, указанный сайт содержит информацию о предложении табачной продукции неопределенному кругу потребителей независимо от их возраста, что является нарушением п.3 ст.19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

Представитель Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явился, в иске заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзора) в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в распоряжении Управления Роспотребнадзора по Московской области имеется информация о том, на территории Московской области, возможно приобрести продукцию, содержащую никотин, дистанционным способом с доставкой через информационно-коммуникационную сеть «Интернет» (интернет-магазин) на сайте <данные изъяты> При этом вход на вышеуказанный анонимный сайт свободен, не требуется предварительной регистрации и паролей. Ознакомиться с его содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные указанную на нем табачную продукцию может любой Интернет-пользователь без ограничения по возрасту. То есть указанный сайт содержит информацию о предложениях табачной продукции неопределенному кругу потребителей независимо от их возраста, социального положения, пола, национальности, места жительства и т.д. Фактически посредством интернет-сайта осуществляется розничная дистанционная торговля табачной продукцией неограниченному кругу лиц.

В силу ст.11 Федерального закона №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются, в том числе меры по установлению запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака; предотвращению незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; ограничению торговли табачной продукцией и табачными изделиями; установлению запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

В соответствии с п.3 ст.19 Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

В п.5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612, установлен императивный запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Согласно п.37 Правил, контроль за соблюдением настоящих правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

За несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.14.53 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространителю информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Таким образом, содержание данного сайта, на котором предлагается приобретение дистанционным способом табачной продукции, является незаконным и представляет собой реальную угрозу для жизни и здоровья определённого круга потребителей и не должна распространятся на территории Российской Федерации.

В целях ограничения доступа к страницам сайта в сети «Интернет», содержащим запрещённую информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ.

При этом, согласно пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредствам сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведение единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» предусмотрено, что создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В силу ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», контроль и надзор в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) области защиты прав потребителей (его территориальными органами).

Статьями 17, 40 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных прав потребителей путем подачи исков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ услуг), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктами 8.18, 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.06.2012 г. № 642, Управление в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в том числе, обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Именно таким критериям отвечает и информация (материалы), содержащиеся на вышеуказанном интернет-сайте.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).

Размещение на интернет-сайте <данные изъяты> информации, содержащей адресованное неопределенному кругу потребителей предложение о доставке на дом табачной продукции, нарушает требования п.3 ст.19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», а также требования п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612; кроме того, нарушает запрет, установленный п/п 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации о возможности приобретения дистанционным способом табачной продукции, размещенной на странице данного интернет-сайта, запрещенной на территории Российской Федерации, в связи с чем заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – 25.01.2022.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░

2а-2268/2022 (2а-9580/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Роспотребнадзор по Московской области
Ответчики
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Судья
Заякина Анжела Викторовна
Дело на сайте суда
mitishy.mo.sudrf.ru
17.12.2021Регистрация административного искового заявления
20.12.2021Передача материалов судье
22.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2022Подготовка дела (собеседование)
12.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее