Дело №2-620/2021 ***
УИД №33RS0005-01-2021-000107-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Александров «29» марта 2021 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Правдиной Н.В.,
при секретаре Красильниковой Г.Н.,
с участием прокурора Горюновой И.В.
истца Земскова Д.С.
представителя третьего лица Управления образования администрации Александровского района Кобишевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровского городского прокурора, действующего в интересах Земскова Дмитрия Сергеевича, к администрации Александровского района об обязании предоставить жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Александровский городской прокурор, действуя в интересах Земскова Д.С., обратился в суд с иском к администрации Александровского района Владимирской области об обязании обеспечить Земскова Д.С. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, благоустроенным, изолированным, отвечающим санитарным и техническом требованиям жилым помещением на территории Александровского района Владимирской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки установлен факт нарушения жилищных прав Земскова Д.С., *** года рождения, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Земскова Д.С. –***, решением суда от 116.02.2010г. лишена родительских прав, сведения об отце отсутствуют.
В соответствии с постановлением администрации Александровского района от 21.08.2009г. ***, опекуном над несовершеннолетним Земсковым Д.С. назначалась ***, за ним также была сохранена жилая площадь по адресу: ***.
Заключением от 06.06.2013г. межведомственной комиссии, многоквартирный жилой дом по адресу: *** был признан аварийным в связи с физическим износом, и подлежащим сносу.
На основании решения суда от 27.10.2016г., постановлением администрации г.Струнино от 13.12.2016г. *** семье Земсковой Е.Ю., состоящей из 9 человек ( в т.ч. и Земскову Д.С.), предоставлено жилое помещение по адресу: ***, общей площадью. 34,3кв.м, жилой 14,1кв.м.
Постановлением администрации Александровского района от 15.05.2018г. *** изменен адрес сохраняемого за Земсковым Д.С. жилого помещения –***, где он зарегистрирован с ***. по настоящее время.
В соответствии со справкой ООО УК «Содружество» от 29.10.2018г. в квартире по адресу: ***, зарегистрировано 4 человека.
В соответствии с постановлением администрации Александровского района *** от 09.11.2018г., на основании акта управления образования администрации Александровского района от 31.10.2018г., установлена невозможность проживания Земскова Д.С. в данном жилом помещении, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо менее учетной нормы площади жилого помещения, установленного в муниципальном образовании по месту нахождения жилого помещения.
Постановлением администрации Александровского района Владимирской области от 21.11.2018г. *** Земсков Д.С. включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Александровскому району. Однако, до настоящего времени Земсков Д.С. жильем не обеспечен, по состоянию на 25.12.2020г. состоит в вышеуказанном списке под ***, в областном сводном списке под ***.
В соответствии с данными из ЕГРН, сведения о правах Земскова Д.С. на объекты недвижимости отсутствуют, какого-либо жилого помещения, пригодного для проживания, он не имеет, нуждаясь в отдельном жилье, вынужден проживать на съемной квартире.
23.11.2020г. Земсков Д.С. обращался в администрацию Александровского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в удовлетворении которого было отказано по причине отсутствия свободных жилых помещений.
Администрацией Александровского района не предпринято мер по обеспечению Земскова Д.С. жилым помещением, чем нарушается право последнего. Относясь к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, будучи включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями лиц, жильем до настоящего времени не обеспечен. Ввиду наличия у Земскова Д.С. права на предоставление жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, обязанность по его предоставлению надлежит возложить на администрацию Александровского района Владимирской области.
Определением от 15.03.2021г. к участию в деле третьим лицом привлечен Департамент образования Владимирской области.
В суде старший помощник Александровского городского прокурора Горюнова И.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Истец Земсков Д.С. дополнительно указал, что в настоящее время вынужден проживать у знакомых. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Александровского района Владимирской области, надлежащим образом извещенный, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в иске отказать.
В письменном отзыве указано, что Земсков Д.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, по состоянию на 01.02.2021г. значится под ***. Обеспечение его жилым помещением без учета требований бюджетного законодательства, неправомерно, повлечет нарушение прав других лиц данной категории, приобретших право на получение жилого помещения ранее. На цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют достаточные финансовые средства, свободных жилых помещений специализированного жилого фонда, не имеется (л.д.66-69).
Представитель третьего лица Управления образования администрации Александровского района Кобишева А.В., действуя по доверенности, не отрицая наличие у Земскова Д.С. права на получение жилого помещения, указав об отсутствии такового в настоящее время и о возможности получения им компенсации за съем жилья, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации ***, будучи извещенным надлежаще, не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В письменном отзыве, возражая, указал, что Земсков Д.С. имеет право на обеспечение жилым помещением согласно списку, сформированному в хронологическом порядке, при наступлении обстоятельств, предусмотренных законодательством. В настоящее время в областном сводном списке Земсков Д.С. значится под ***, по муниципальному образованию ***. Указав об отсутствии достаточных для приобретения необходимого жилья денежных средств и о возможности получения Земсковым Д.С., в случае необходимости ежемесячно денежной компенсации за поднаем жилого помещения, просил в иске отказать (л.д.93-94).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере, в том числе обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (пункт 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В соответствии с ч.1 ст.12 Закона Владимирской области от 04.06.2020г. №43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, к числу которых относятся в частности, отсутствие жилого помещения по договору социального найма или в собственности, а при наличии таковых, невозможность проживания в них, включение в список, достижение 18-летнего возраста, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, а также завершение получения профессионального образования.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.05.2013г. №612 утвержден Порядок однократного предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок №612).
В соответствии с п.2 указанного выше Порядка №612, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются Лицам, указанным в пункте 1 Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Владимирской области от 04.06.2020г. №43-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Лицам, указанным в пункте 1 Порядка, жилое помещение однократно предоставляется органами местного самоуправления на территории населенного пункта по месту его жительства на территории Владимирской области, при условии отсутствия у Лица жилого помещения в другом населенном пункте на территории Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются по заявлению лиц, указанных в пункте 1 Порядка. Заявления подаются в орган местного самоуправления в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 4 Порядка).
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999г. № 84-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ).
В соответствии с п.п.14.2 и п.2 ст.26.3 Федерального закона №184-ФЗ, вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу п. 6 ст.26.3 названного выше Закона, указанными государственными полномочиями законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут наделяться органы местного самоуправления с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно ч.ч.1,2 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом, к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии со ст.1, 2 Закона Владимирской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.12.2005г. №201-ОЗ, органы местного самоуправления, в том числе Александровского района, наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Исходя из положений ч.ч.1, 2 ст.4 и ч.2 ст. 5 Закона от 28.01.2005г. №201-ОЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Владимирской области отдельных государственных полномочий, которые обязаны осуществлять надлежащим образом в соответствии с настоящим законом, а органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Александровском районе Владимирской области отнесено к полномочиям администрации Александровского района.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Земсков Д.С. родился 26.11.2001г. в г.Александрове Владимирской области, его матерью является Земскова Е.Ю., сведения об отце отсутствуют (л.д.14).
Решением Александровского городского суда от 16.02.2010г., Земскова Е.Ю. лишена родительских прав в отношении Земскова Д.С., *** года рождения (л.д.13-16).
Постановлением главы Александровского района от 21.08.2009г. ***, над несовершеннолетним Земсковым Д.С. установлено опекунство, опекуном назначалась Беккалиева Д.М., за несовершеннолетним Земсковым Д.С. была сохранена жилая площадь по адресу: *** (л.д.12).
Впоследствии, на основании решения суда от 27.10.2016г., заключения о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания от 06.05.2013г., семье Земсковой Е.Ю., на основании постановления администрации *** *** от 13.12.2016г., на состав семьи из 9 человек, в т.ч. Земскова Д.С., по договору социального найма было предоставлено жилое помещение по адресу: *** общей площадью 34,3кв.м, в т.ч. жилой 14,1кв.м (л.д.17-31).
Постановлением администрации Александровского района *** от 15.05.2018г. внесены изменения в постановление 21.08.2009г. *** в части адреса, сохраняемого за несовершеннолетним Земсковым Д.С. жилого помещения, с *** (л.д.32).
В соответствии с данными из ЕГРН по состоянию на 09.03.2021г., отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Земскова Д.С., *** года рождения, на объекты недвижимости на территории Российской Федерации (л.д.71).
Актом управления образования администрации Александровского района от 31.10.2018г. и постановлением администрации Александровского района Владимирской области от 09.11.2018г. *** признана невозможность проживания Земскова Д.С., являющегося лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей в жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу (л.д.38-42).
Актуальность вышеуказанных сведений была подтверждена в суде прокурором и представителем Управления образования.
В соответствии с постановлением администрации Александровского района Владимирской области от 21.11.2018г. *** Земсков Д.С., *** года рождения, был включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Александровскому району (л.д.48).
26.11.2019г. Земсков Д.С. достиг совершеннолетия.
В соответствии с распоряжением Департамента образования администрации Владимирской области от 26.02.2021г. ***, по состоянию на 01.03.2021г. Земсков Д.С. значится в муниципальном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по ***, под *** (л.д.76-84).
Из объяснений Земскова Д.С., данных в суде, следует, что до настоящего времени он зарегистрирован по адресу: ***, где его проживание невозможно, иного жилья не имеет, вынужден проживать у знакомых.
23.11.2020г. Земсков Д.С. обращался в администрацию Александровского района Владимирской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения (л.д.51).
Согласно ответу администрации Александровского района от 01.12.2020г., адресованному Земскову Д.С., в специализированном жилом фонде Александровского района свободных жилых помещений не имеется, возможность обеспечить жильем, отсутствует (л.д.51).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Земсков Д.С. нуждается в жилом помещении, которое ему до настоящего времени не представлено, в связи с чем, имеются предусмотренные законом основания для возложения на администрацию Александровского района Владимирской области обязанности по обеспечению ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения.
Доводы представителей ответчика и третьего лица об ограниченном размере субвенций из областного бюджета, нарушении в случае удовлетворения иска прав других лиц указанной категории, находящихся в списке, не могут быть приняты судом во внимание. Отсутствие надлежащего финансирования не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление указанного жилого помещения в установленном законом порядке и не может служить основанием к отказу в обеспечении жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Формирование субъектом Российской Федерации списка лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объеме субвенций), выделяемого на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Какой-либо очередности внутри данного списка нормы действующего федерального и регионального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устанавливают, при этом в силу ст.9 ГК Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Кроме того, по смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанной категории лиц немедленно после наступления предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Возможность получения Волковым И.И. ежемесячной денежной компенсации платы за поднаем жилого помещения также не может повлиять на право материального истца по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Учитывая, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, включая наличие или отсутствие бюджетных денежных средств на приобретение жилых помещений, а также других лиц, обладающих аналогичным правом, предъявленный Александровским городским прокурором в интересах Земскова Д.С. иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Александровского городского прокурора, действующего в интересах Земскова Дмитрия Сергеевича, к администрации Александровского района об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию Александровского район обеспечить Земскова Дмитрия Сергеевича, *** года рождения, уроженца г.Александрова Владимирской области, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенным, изолированным, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением специализированного жилищного фонда, расположенным на территории Александровского района Владимирской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Правдина
Мотивированное решение составлено «05» апреля 2021г. Судья:
Подлинный документ находится в производстве Александровского городского суда в гражданском деле №2-620/2021г.