55MS0026 - 01-2022-001124-95
РЕШЕНИЕ
город Омск 24 мая 2022 года
Судья Омского районного суда Омской области Реморенко Я.А., при секретаре судебного заседания Абубакировой К.Р., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске (ул. Омская, 194-А, кабинет № 13) жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора №№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № № по делу об административном правонарушении, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в Омский районный суд Омской области с жалобой, указав, что действиям дана неверная квалификация, а также ЗАО «Полигон» выдано предписание со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку вменяемое событие совершено в процессе накопления отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности юридическим лицом, то данный состав должен быть квалифицирован по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ходе судебных разбирательств ФИО1 не участвовала, извещена надлежаще, ранее в судебном заседании совместно с представителем по устному ходатайству ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме.
В ходе судебных разбирательств представитель Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против доводов жалобы, указав, что факт вынесения предписания юридическому лицу не влияет на состав правонарушения, по которому квалифицированы действия ФИО1 Совершенные действия выявлены исходя сведений отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год, ЗАО «Полигон» не были разработаны мероприятия по устранению выявленных превышений установленных нормативов. Указанное является нарушением статьи 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены обстоятельства, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора плановой выездной проверки соблюдения требований действующего законодательства ЗАО «Полигон», осуществляющим хозяйственную деятельность по адресу: <адрес> развязка разъезд, установлено, что юридическое лицо осуществляет деятельность в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. ЗАО «Полигон» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществило выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения на основании разрешения на выброс № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ получено разрешения № на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Полигон» осуществило выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в отсутствие разрешения на выброс, а также не выполнена обязанность по актуализации учетных сведений об объекте НВОС № Кроме того, в ходе анализа отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год выявлено наличие превышений установленного норматива ПДВ на стационарных источниках загрязнения атмосферного воздуха №, 6004, 6008; ЗАО «Полигон» не были разработаны мероприятия по устранению выявленных превышений установленных нормативов.
С данным актом ознакомлен представитель ЗАО «Полигон» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы, изложенные в акте проверки, лицом, подавшим жалобу, не оспаривались.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вынесен протокол об административном правонарушении №№ по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В этот же день ФИО1 была уведомлена о необходимости явки для рассмотрения дела об административном правонарушении по статьи 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №№ по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 2000 рублей.
Исходя из доводов жалобы ФИО1, не оспаривая события выявленного нарушения, была не согласна с его квалификацией.
Статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Пунктом 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 39 названного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха, реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии установлены в Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха)
Положениями части 1 статьи 16.1 Закона об охране атмосферного воздуха предусмотрено, что эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 30 указанного Закона юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, в том числе, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха на ЗАО «Полигон» как лицо, имеющее стационарные источники, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, возложена обязанность проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно статье 67 вышеуказанного Федерального закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством (статья 73 ФЗ № 7-ФЗ).
В силу требований статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
На основании статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предельно допустимый выброс - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
Статьей 12 Федерального закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
Выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ (часть 1 статьи 14 ФЗ N 96).
При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 14 ФЗ N 96).
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 года № 74 утверждены Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (Приложение N 2 к Приказу). Согласно пункту 1 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Из анализа отчета ЗАО «Полигон» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год (таблица 2.2) следует выявление превышений установленного норматива предельно допустимых выбросов на стационарных источниках загрязнения атмосферного воздуха № 6001, 6004, 6008, однако мероприятия по устранению выявленных превышений установленных нормативов не разработаны. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрены основания для актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, среду которых обозначены: об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (пункт 9 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Как следует из Правил, Государственный реестр является государственной информационной системой, создание которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (пункт 3).
В государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, имеются сведения о наличии у ЗАО «Полигон» объекта НВОС № - производственная территория №, категория объекта - I. На момент проверки установлено, что общее число действующих источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух -8 (из них 2 организованных и 6 неорганизованных), тогда как в разрешении № от ДД.ММ.ГГГГ на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух -8 (из них 1 организованный и 7 неорганизованных).
Указанные обстоятельства подтверждают, что ЗАО «Полигон» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществило выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения на основании разрешения на выброс № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ получено разрешения № на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Приведенными инкриминируемыми положениями действующего законодательства императивно предусмотрена экологическая безопасность при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия (бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Под эксплуатацией объекта понимается его использование в соответствии с существующим назначением.
У ЗАО «Полигон» имеются здания, строения, сооружения и помещения, которые им используются в целях обработки и утилизации опасных отходов. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Полигон» выдана лицензия № для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности, о чем содержатся сведения в Едином государственном реестре юридических лиц.
Таким образом, выявленное ФИО1 деяние образует состав административного правонарушения по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, в связи с чем излишне указаны в постановлении по делу об административном правонарушении в составе выполнения объективной стороны правонарушения такие действия как несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Указанное является излишне вмененным, поскольку доказательств совершения этих действий не имеется.
В пункте 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено право суда изменить постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Вместе с тем, указанные обстоятельства не влияют на квалификацию рассматриваемого правонарушения и основанием к отмене вынесенного по делу постановления служить не могут, поскольку не влияет на правильность квалификации действий лица, на вид и размер назначенного наказания.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Согласно статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к указанной норме предусмотрено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Исходя из положений должностной инструкции заместителя начальника отдела охраны окружающей среды и приказа №- к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как должностное лицо привлечена к административной ответственности.
Факт выдачи либо не выдачи предписания в адрес юридического лица об устранении выявленных недостатков в области охраны окружающей среды, обстоятельства вручения такого предписания правового значения для данного дела не имеет и не влияет на доказанность вины должностного лица ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предписание выдано после установления выявленных нарушении и возбуждении административного дела.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в силу статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должны быть истолкованы в пользу лица не усматривается.
Порядок и сроки давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях соблюдены, требования статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении наказания не нарушены. Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления, допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора №№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, изменить, исключить из постановления по делу об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ указание на несоблюдение ФИО1 экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В остальной части постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора №№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней.
Судья Я. А. Реморенко