Копия Дело №2-2719/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2018 года г. Казань
Кировский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Р. Андреева,
при секретаре судебного заседания Ю.В. Минуллиной,
с участием представителя истца Л.М. Корчагиной – ФИО4,
представителя ответчика МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани» - ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.М.Корчагиной к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании права собственности на гараж,
установил:
Л.М. Корчагина обратилась в суд с иском к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани», МКУ «УГР ИКМО г.Казани» о признании права собственности на гараж, общей площадью 27,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, лит Г, инвентарный №-Г. В обоснование иска указав, что в 2005 году истец осуществила строительство гаража на муниципальном земельном участке без согласования с муниципальными уполномоченными органами, а также без получения разрешения на строительство.
Спорная самовольная постройка (гараж) располагается преимущественно на землях, собственность на которые не разграничена в кадастровом квартале №, и частично в пределах границ 2 (двух) граничащих земельных участков: первый земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 463,0 кв.м, принадлежащий истцу на праве аренды до ДД.ММ.ГГГГ, второй земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (Татарстан), <адрес> принадлежащий истцу на праве собственности.
Указанные земельные участки располагаются друг к другу таким образом, что спорная самовольная постройка располагается между ними.
Истец открыто владеет и пользуется указанным гаражом уже 13 лет (с 2005 года).
Отсутствие правоустанавливающих документов на гараж делает невозможной регистрацию права собственности на него, распоряжение указанным объектом недвижимости, оформление прав на земельный участок.
Споров о порядке пользования гаражом и земельным участком с собственниками прилегающих домовладений нет. Требования о сносе, об освобождении участка не поступало.
Сохранение гаража не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного истец просит суд удовлетворить её требования.
В суде представитель истца иск поддержала.
Представитель ответчика МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани» иск не признала и пояснила, что данное учреждение является ненадлежещим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика МКУ «УГР ИКМО г.Казани» в суд не явился, представил отзыв, согласно которому просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представители третьих лиц ИКМО г.Казани, МКУ «УАИГ ИКМО г.Казани», МКУ «КЗИО ИКМО г.Казани», Управление Росреестра по РТ в суд не явились, причина неявки суду не известна.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Приведенные правовые нормы позволяют заключить, что условием предоставления судебной защиты является установление факта нарушения или оспаривания ответчиком прав, свобод или законных интересов истца.
Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Статьей 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что во исполнение постановления ИКМО г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ № между МКУ «КЗИО ИКМО г.Казани» действующего от имени ИКМО г.Казани и истцом был заключен Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2.1 указанного Договора срок его действия определен до ДД.ММ.ГГГГ, а также в пункте 1.4.2. установлены ограничения и обременения земельного участка с кадастровым номером №, а именно земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости); предоставить возможность, беспрепятственного доступа организаций и служб к эксплуатации, ремонту и прокладке инженерных коммуникаций.
Согласно пункта 1.5 Договора разрешенное использование, целевое назначение земельного участка: для эксплуатации объекта капитального строительства-индивидуального жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками МКУ «КЗИО ИКМО г.Казани» по результатам обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 600 кв.м. было установлено, что данный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности. На земельном участке расположены ИЖД и хозяйственные постройки. Большая часть запрашиваемого гаража расположена на землях неразграниченной государственной собственности и земельном участке с кадастровым номером №. Земельный участок с кадастровым номером № находится у истца в аренде. Территория огорожена единым забором.
Согласно пояснениям представителя истца, на предоставленном в аренду Л.М. Корчагиной земельном участке был установлен гаражный бокс. В настоящее время истец претендует на признание за ней права собственности на данный гараж на основании положений 222 ГК РФ, как на самовольно созданный объект, указывая на те обстоятельства, что гараж был возведен ею в 2005 году.
В силу положений статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из данной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, для признания права собственности на самовольную постройку необходимо доказать факты принадлежности земельного участка на одном из вещных прав, перечисленных в статье 222 Кодекса, отсутствия разрешения на строительство либо на ввод объекта в эксплуатацию, отсутствия нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Таким образом, отсутствие вещного права на земельный участок исключает возможность признания права собственности на самовольную постройку, находящуюся на таком участке.
Разрешая возникший спор, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании за ней права собственности на гараж, расположенный по вышеуказанному адресу. При этом суд исходит из того, что земельный участок, на котором расположена спорная постройка, не находится у истца на каком-либо вещном праве, предусмотренном в пункте 3 статьи 222 Гражданского кодекса; земельный участок, на котором расположена постройка, предоставлен истцу в аренду с назначением для эксплуатации существующих строений. Из условий договора аренды не следует, что он предоставляется, в том числе для цели строительства, в частности, для возведения спорного объекта. Иных доказательств соблюдения порядка предоставления земельного участка для цели строительства этого объекта в установленном законом порядке истцом представлено не было.
Принимая во внимание, что земельно-правовые отношения на строительство гаража, находящегося на вышеуказанном земельном участке, не оформлялись, участок из государственной собственности не отчуждался, земельный участок не отводился для строительства объекта недвижимости (капитального строения), гараж не учтен в государственном кадастре в качестве объекта недвижимости, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО9.
Также по мнению суда истцом предъявлены требования к ненадлежащим ответчикам, доказательств того, что ответчики по данному делу препятствуют истцу в оформлении права собственности на спорный объект недвижимости (гараж), суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Л.М.Корчагиной, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Татарстан через Кировский районный суд города Казани в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись А.Р. Андреев
Копия верна.
Судья А.Р. Андреев