Дело № 2а-6196/2021
50RS0028-01-2021-006796-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2021 года г. Мытищи Московской области
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Молевой Д.А.,
при секретаре Севостьяновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области к Шумахеру Виталию Николаевичу о взыскании задолженности по налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец инспекция федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области обратилась в суд с иском к административному ответчику о взыскании задолженности по платежам в бюджет в общем размере 69 021 руб. 47 коп.
В обоснование исковых требований с учетом уточнений указал, что Шумахер В.Н. является плательщиком страховых взносов. По состоянию на 15 сентября 2021 года за Шумахером В.Н. числится задолженность по страховым взносам, а именно: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (за периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в сумме 28 215 руб. 16 коп., пени по страховым взносам на обязательное социального страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в сумме 1 021 руб. 81 коп., налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (начиная с 01 января 2017 года) в размере 27 728 руб. 63 коп. и пени в размере 3 124 руб. 32 коп., пени на обязательное медицинское страхование работающего населения (за периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 6 704 руб. 35 коп., налог на обязательное медицинское страхование работающего населения (начиная с 01 января 2017 года) в размере 277 руб. 58 коп. и пени в размере 561 руб. 88 коп.
Также Шумахер В.Н. является собственником следующего имущества:
- автомобиля грузового «МАЗ 54329 20», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиля грузового «МАЗ 5337 КС35715», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиля легкового «Daewoo Nexia», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиля грузового «КАМАЗ 55111», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиля легкового «Chevrolet Cruze», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиля легкового «ВАЗ 21053», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- подземного гаража стоянки со спортивными площадками закрытого типа, с №, площадью 4 070,60 кв.м., по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иных строений, помещений и сооружений, с №, площадью 3 140,10 кв.м., по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на 15 сентября 2021 года за Шумахером В.Н. числится задолженность по транспортному налогу, а именно пени в размере 16 руб. 40 коп., и задолженность по налогу на имущество физических лиц, а именно пени в размере 1 354 руб. 94 коп.
Задолженность и пени по указанным требованиям налогоплательщиком добровольно не оплачена. Учитывая изложенное, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца по доверенности Чистякова Н.В. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Административный ответчик Шумахер В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать. Просил суд применить срок исковой давности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.356 НК РФ, транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст.401 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение
В силу ст.402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно п.1 ст.5 Закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу п.1 ст.14 Закона, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, что установлено ст.10 Закона.
Согласно ст.16 Закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии со ст. 25 Закона, Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Согласно материалам дела, Шумахер В.Н. является плательщиком страховых взносов.
По состоянию на 15 сентября 2021 года за Шумахером В.Н. числится задолженность по страховым взносам, а именно: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (за периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в сумме 28 215 руб. 16 коп., пени по страховым взносам на обязательное социального страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в сумме 1 021 руб. 81 коп., налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (начиная с 01 января 2017 года) в размере 27 728 руб. 63 коп. и пени в размере 3 124 руб. 32 коп., пени на обязательное медицинское страхование работающего населения (за периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 6 704 руб. 35 коп., налог на обязательное медицинское страхование работающего населения (начиная с 01 января 2017 года) в размере 277 руб. 58 коп. и пени в размере 561 руб. 88 коп.
Также Шумахер В.Н. является собственником следующего имущества:
- автомобиля грузового «МАЗ 54329 20», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиля грузового «МАЗ 5337 КС35715», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиля легкового «Daewoo Nexia», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиля грузового «КАМАЗ 55111», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиля легкового «Chevrolet Cruze», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиля легкового «ВАЗ 21053», №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- подземного гаража стоянки со спортивными площадками закрытого типа, с №, площадью 4 070,60 кв.м., по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- иных строений, помещений и сооружений, с №, площадью 3 140,10 кв.м., по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым за Шумахеров В.Н. числится задолженность по транспортному налогу за 2016-2017 год, а именно пени в размере 16 руб. 40 коп., и задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 год, а именно пени в размере 1 354 руб. 94 коп.
Как указывает административный истец, в установленный Законом срок административный ответчик налог не оплатил, в результате чего за ним образовалась задолженность по налогам в указанной сумме.
Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование № по состоянию на 12 июля 2019 года, согласно которому за Шумахером В.Н. числится общая задолженность в общей сумме 28 470 руб. 65 коп., в том числе:
недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимки и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): пени в размере 459 руб. 84 коп.,
недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимки и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): налог в размере 27 728 руб. 63 коп.,
недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог в размере 277 руб. 58 коп., пени в размере 4 руб. 60 коп.
Указанную задолженность Шумахер В.Н. был обязан оплатить в срок до 28 ноября 2019 года.
пени по налогам, взимаемым с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до 01 января 2011 года) в размере 161 руб. 65 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года): пени в размере 2 245 руб. 15 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года: пени в размере 807 руб. 28 коп., недоимки по транспортному налогу в размере 4 714 рублей, пени по транспортному налогу в размере 263 руб. 40 коп.
Также налогоплательщику было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за Шумахером В.Н. числится общая задолженность в общей сумме 28 470 руб. 65 коп., в том числе:
недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года): пени в размере 28 215 руб. 16 коп.,
недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года): пени в размере 1 021 руб. 81 коп.,
недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года: пени в размере 6 704 руб. 35 коп.,
недоимка по транспортному налогу: пени в размере 2 843 руб. 49 коп.,
недоимка по налогу на имущество физических лиц: пени в размере 4 564 руб. 80 коп.
Указанную задолженность Шумахер В.Н. был обязан оплатить в срок до 13 ноября 2019 года.
Как указывает административный истец, в установленный Законом срок административный ответчик указанную задолженность не оплатил.
Федеральным законом №250-ФЗ от 03 июля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.
Пунктом 2 ст.4 Федерального закона №243-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как указывает административный истец, в установленный Законом срок административный ответчик образовавшуюся задолженность не оплатил, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье 306 судебного участка Мытищинского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи 306 судебного участка Мытищинского судебного района от 28 декабря 2020 года судебный приказ отменен.
Административный ответчик заявил о пропуске административным истцом срока исковой давности.
Как было указано выше, требованиями об уплате налогов и сборов, направленных в адрес административного ответчика, Шумахеру В.Н. был установлен срок для добровольного погашения задолженности до 13 ноября 2019 года и до 23 ноября 2019 года.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Срок обращения административного истца в суд с настоящими требованиями истек 13 мая 2020 года и 28 мая 2020 года соответственно.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Мытищинский городской суд Московской области 27 июля 2021 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 289-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области к Шумахеру Виталию Николаевичу о взыскании задолженности по платежам в бюджет за 2018 год в общем размере 79017, 69 руб.- отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца.
Мотивированное решение составлено 17.12.2021
Председательствующий Д.А. Молева