Судья Малков К.Ю. дело № 33-5016/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Анисимовой В.И.,
судей: Гулящих А.В., Глуховой И.Л.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 18 октября 2017 года дело по иску Иванова А. Ю. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании компенсации морального вреда, по апелляционным жалобам истца Иванова А.Ю., представителя ответчика Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике (далее - УФК по УР) и третьего лица Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике (далее - МВД по УР) на решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 23 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Гулящих А.В., объяснения истца Иванова А.Ю., поддержавшего доводы и требования своей жалобы, возражавшего против удовлетворения жалоб представителя ответчика и третьего лица, представителя УФК по УР Уткиной И.В., действующей на основании доверенности от 1 марта 2017 года сроком на 3 года, представителя третьего лица МВД по УР Шабалина Е.В., действующего на основании доверенности от 23 ноября 2016 года сроком по 31 декабря 2017 года, подержавших доводы и требования своих жалоб, возражавших против удовлетворения жалобы истца, судебная коллегия
установила:
Иванов А.Ю. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000000 рублей 00 копеек, указывая в обоснование своих требований на причинение ему физических и нравственных страданий вследствие незаконного привлечения его к уголовной ответственности, применения к нему мер пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, незаконного осуждения.
В судебном заседании истец и его представитель Колеватова Н.В. исковые требования поддержали, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика УФК по УР Ходырев С.М. исковые требования не признал, указывая на чрезмерность размера заявленной истцом компенсации, на недоказанность ухудшения состояния здоровья вследствие незаконного уголовного преследования.
Представитель третьего лица МВД по УР Шабалин Е.В. также просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на недоказанность причинения истцу физических и нравственных страданий вследствие его привлечения к уголовной ответственности.
Представитель третьего лица Прокуратуры Удмуртской Республики Лопатин А.В. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению ввиду недоказанности оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
Третье лицо Талибрахманов Р.Р. в судебное заседание не явился, третье лицо Управление Судебного департамента в Удмуртской Республике явку своего представителя в судебное заседание также не обеспечило. Извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Решением Устиновского районного суда г. Ижевска от 23 июня 2017 года исковые требования Иванова А.Ю. удовлетворены частично; с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу Иванова А.Ю. взыскана компенсация морального вреда в размере 400000 рублей 00 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей 00 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований Иванова А.Ю. отказано
В апелляционной жалобе истец Иванов А.Ю. просит решение суда изменить, удовлетворить его требования в полном объеме, считает размер присужденной ему компенсации морального вреда не соответствующим характеру и тяжести причиненных ему нравственных страданий, полагает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что уголовное дело в отношении него возбуждено не вследствие ошибки, а в результате умышленной фальсификации доказательств сотрудниками правоохранительных органов. Суд не учел, что по вступившему в законную силу приговору ему было назначено наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет 6 месяцев, а сам приговор был отменен по кассационному представлению прокурора в связи с мягкостью назначенного наказания. Полагает, что суд необоснованно не установил причинную связь между незаконным привлечением его к уголовной ответственности, содержанием под стражей и обострением имевшегося у него заболевания и причинением ему в связи с этим физических страданий. Считает, что данные обстоятельства являются очевидными, поскольку общеизвестно, что бытовые условия в следственном изоляторе и исправительной колонии значительно хуже домашних условий.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УФК по УР просит решение суда отменить, отказать истцу в удовлетворении его исковых требований, указывает на недоказанность причинной связи между указанными истцом нравственными и физическим страданиями и незаконным привлечением его к уголовной ответственности, содержанием под стражей. Выводы суда относительно размера присужденной истцу компенсации морального вреда полагает необоснованными.
В апелляционной жалобе третье лицо МВД по УР просит решение суда отменить, отказать истцу в удовлетворении его исковых требований, указывает на недоказанность оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда. Полагает необоснованными выводы суда относительно размера присужденной истцу компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело судебной коллегией рассмотрено в отсутствие третьего лица Талибрахманова Р.Р., представителей третьих лиц Прокуратуры Удмуртской Республики и Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23 января 2015 года Иванов А.Ю. был задержан следователем отдела по обслуживанию территории Устиновского района г. Ижевска СУ Управления МВД России по г. Ижевску ФИО1 в качестве подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 и ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
24 января 2015 года следователем отдела по обслуживанию территории Устиновского района г. Ижевска СУ Управления МВД России по г. Ижевску ФИО2 Иванову А.Ю. предъявлено обвинение в совершении указанных преступлений.
Постановлением Устиновского районного суда г. Ижевска от 25 января 2015 года в отношении Иванова А.Ю. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца (до 22 марта 2015 года), которая в последующем постановлением того же суда от 19 марта 2015 года была продлена на 1 месяц (до 22 апреля 2015 года).
30 марта 2015 года заместителем прокурора Устиновского района г. Ижевска утверждено обвинительное заключение, согласно которому Иванов А.Ю. обвинен в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 и ч. 2 ст. 228 УК РФ. Дело с обвинительным заключением направлено для рассмотрения в Устиновский районный суд г. Ижевска.
Постановлением указанного суда от 13 апреля 2015 года мера пресечения в отношении Иванова А.Ю. оставлена без изменения, продлена на 6 месяцев - до 1 октября 2015 года. Постановлением того же суда от 30 сентября 2015 года срок содержания под стражей Иванова А.Ю. продлен на 3 месяца до 1 января 2016 года.
Приговором Устиновского районного суда г. Ижевска от 2 декабря 2015 года Иванов А.Ю. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 и ч. 2 ст. 228 УК РФ, ему назначено наказание с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний в виде лишения свободы на срок 11 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 марта 2016 года данный приговор оставлен без изменения, апелляционное представление прокурора и апелляционные жалобы осужденного Иванова А.Ю. и его защитников оставлены без удовлетворения.
16 марта 2016 года Иванов А.Ю. направлен для отбывания наказания в Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» (далее - ФКУ «ИК-8 УФСИН России по УР»).
Постановлением Президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 8 июля 2016 года по кассационному представлению заместителя прокурора Удмуртской Республики приговор Устиновского районного суда г. Ижевска от 2 декабря 2015 года и апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 марта 2016 года отменены в связи существенным нарушением норм уголовного и уголовно-процессуального закона (незаконного применения к осужденному акта амнистии), которые повлияли на назначение осужденному справедливого и законного наказания за совершенные преступления, уголовное дело направлено на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства в Устиновский районный суд г. Ижевска. На период повторного рассмотрения дела в отношении Иванова А.Ю. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 3 месяца, с 8 июля 2016 года по 7 октября 2016 года.
22 июля 2016 года на основании постановления судьи Устиновского районного суда г. Ижевска от 15 июля 2016 года Иванов А.Ю. переведен из ФКУ «ИК-8 УФСИН России по УР» в Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике».
28 сентября 2016 года мера пресечения в отношении Иванова А.Ю. в виде заключения под стражу заменена на домашний арест на срок 3 месяца, до 7 января 2017 года.
В ходе повторного рассмотрения уголовного дела государственный обвинитель отказался от обвинения Иванова А.Ю. в связи с тем, что было установлено, что представленные органами предварительного следствия доказательства являются фиктивными и незаконными - получены с нарушением требований законодательства об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуального закона.
Постановлением Устиновского районного суда г. Ижевска от 15 декабря 2016 года уголовное преследование Иванова А.Ю. по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 и п. «г» ч. 4 ст. 228.1 и ч. 2 ст. 228 УК РФ, прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием событий указанных преступлений. Мера пресечения в виде домашнего ареста отменена, Иванов А.Ю. освобожден из-под домашнего ареста в зале суда. За Ивановым А.Ю. признано право на реабилитацию.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела и участвующими в деле лицам не оспариваются.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции, правильно применив положения ст.ст. 150, 151, 1070, 1071, 1099, 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно признал право истца на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие необоснованного привлечения к уголовной ответственности, содержания под стражей и нахождения под домашним арестом.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с размером присужденной истцу компенсации морального вреда, считая его не соответствующим обстоятельствам причинения вреда. Размер компенсации морального вреда, указанной истцом, судебная коллегия также находит необоснованным и чрезмерным.
Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия учитывает, что Иванов А.Ю. был обвинен органами представительного следствия в совершении тяжкого преступления и покушении на особо тяжкое преступление на основании сфальсифицированных доказательств.
Фальсификация доказательств не была установлена в ходе рассмотрения дела судом. На основании данных доказательств истец был осужден судом к лишению свободы на срок 11 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Приговор оставлен без изменения судом апелляционной инстанции и вступил в законную силу. Иванов А.Ю. переведен в исправительную колонию для отбывания наказания.
Судом кассационной инстанции приговор отменен по кассационному преставлению прокурора за мягкостью назначенного наказания.
И только при повторном рассмотрении дела в связи с признанием свидетелями факта дачи ими заведомо ложных показаний и установлением факта получения доказательств обвинения с нарушением закона уголовное преследование Иванова А.Ю. было прекращено.
Срок неосновательного ограничения свободы во время содержания под стражей и домашнего ареста является длительным (1 год 10 месяцев 22 дня).
В связи с чем компенсация морального вреда в размере 400 000 рублей 00 копеек за нарушенные личные неимущественные права истца, принадлежащие ему от рождения: честь и доброе имя, личную неприкосновенность, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, возможности лично общаться с родными и близкими и другими, является явно неразумной и несправедливой.
В связи с чем судебная коллегия, учитывая обстоятельства причинения вреда, характер причиненных истцу нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости, полагает возможным взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 800 000 рублей 00 копеек. Судебная коллегия находит такой размер компенсации морального вреда соответствующим указанным обстоятельствам и полагает, что компенсация морального вреда в этом размере не приведет к неосновательному обогащению истца и должна максимально загладить причиненный вред.
Выводы суда первой инстанции о том, что истцом не представлено доказательств обострения имевшегося у него заболевания в связи незаконным привлечением к уголовной ответственности и содержанием под стражей, судебная коллегия находит обоснованными, а доводы жалобы истца относительно указанных выводов – несостоятельными. В материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства, что ухудшение состояния здоровья истца произошло именно вследствие незаконного его привлечения к уголовной ответственности и содержания под стражей. Данное обстоятельство может быть подтверждено только заключением медицинских специалистов. Истцу судом разъяснялось право заявить ходатайство о назначении по делу судебной медицинской экспертизы. Однако истец таким право не воспользовался. Оснований полагать, что сами условия содержания истца в следственном изоляторе способствовали ухудшению его здоровью, не имеется. Доказательства, которые бы характеризовали условия содержания истца под стражей, суду не представлены.
Доводы апелляционных жалоб представителя ответчика и третьего лица судебная коллегия находит несостоятельными, противоречащими исследованным судом доказательствам, основанными на неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 23 июня 2017 года изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Иванова А.Ю. компенсацию морального вреда в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей 00 копеек.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу истца Иванова А.Ю. удовлетворить частично, апелляционные жалобы представителя ответчика УФК по УР и третьего лица МВД по УР оставить без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Анисимова
Судьи А.В. Гулящих
И.Л. Глухова