Решение по делу № 16-70/2024 - (16-3362/2023) от 16.01.2024

                                ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

                               ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

      № 16-70/2024 (№ 16-3362/2023)

г. Пятигорск                                                                                           29 января 2024 г.

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу генерального директора публичного акционерного общества «Нептун» Шевцова В.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Промышленного района г. Ставрополя Ставропольского края от 26 сентября 2023 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 08 ноября 2023 г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества «Нептун» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Промышленного района г. Ставрополя Ставропольского края от 26 сентября 2023 г., оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 08 ноября 2023 г., публичное акционерное общество «Нептун» (далее – ПАО «Нептун», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ПАО «Нептун» Шевцов В.И. просит отменить указанные выше судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучение материалов дела об административном правонарушении с учетом приведенной правовой нормы и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее также - Федеральный закон от 12 февраля 1998 г.                                № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

К основным задачам в области гражданской обороны относятся, в том числе: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (статья 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г.                              № 28-ФЗ).

В силу статьи 6 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, в числе прочего определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

К объектам гражданской обороны относятся: убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения (места хранения), санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, станции обеззараживания техники, иные объекты гражданской обороны (постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»).

Пунктом 2 Приказа МЧС России от 21 июля 2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» определено, что содержание защитного сооружения гражданской обороны (далее также ЗС ГО) в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Согласно пунктам 1.3, 2.1, 3.2.1, 3.2.11, 3.2.12, 3.5.1, 4.1.1, 4.1.4, 4.3.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Учет ЗС ГО ведется также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении № 5.

При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО.

При эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.

Оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.

Руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО.

Состояние системы фильтровентиляции проверяется путем внешнего осмотра всех агрегатов и устройств (вентиляторов, фильтров, герметических клапанов, клапанов избыточного давления, противовзрывных устройств, регенеративных установок, воздухозаборов, измерительных приборов), а правильность их установки - в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей по их эксплуатации.

Из материалов дела об административном нарушении следует, что в ходе проверки, проведенной должностным лицом Главного Управления МЧС России по Ставропольскому краю 10 августа 2023 г. установлено, что ПАО «Нептун», расположенное по адресу: г. Ставрополь, проспект Кулакова, д. 10, эксплуатируя защитное сооружение гражданской обороны допустило многочисленные нарушения требований, установленных Федеральным законом от 12 февраля      1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и приведенных положений «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, перечисленные в акте проверки от 10 августа 2023 г. и судебных актах нижестоящих судебных инстанций. Кроме того, названным обществом не исполнялись пункты 3.6 (отсутствовала вся предусмотренная этим пунктом документация), 5.1 (не осуществлялись техническое обслуживание и ремонт технических систем), 6.2 (отсутствует обозначение защитных сооружений и маршрутов движения к ним) «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря                            2002 г. № 583.

Фактические обстоятельства вменяемого обществу административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 11 августа 2023г. (том 1 л.д. 4-8); актом проверки от 10 августа 2023 г. (том 1 л.д. 19-24); протоколом осмотра с фототаблицей (том 1 л.д. 30-41) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы об отсутствии у ПАО «Нептун» защитного сооружения гражданской обороны в связи с чем необоснованности выводов судебных инстанций о нарушении обществом требований Федерального закона от                              12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, не может быть признан состоятельным.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что в пользование ПАО «Нептун» при приватизации завода «Нептун» перешло защитное сооружение гражданской обороны (бомбоубежище), которое принято в эксплуатацию в 1974 году и в соответствии с типовым договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, заключенному между АООТ «Нептун» и комитетом по управлению государственным имуществом Правительства Ставропольского края, согласно которому АООТ «Нептун» обязалось сохранять защитные сооружения, принимать меры по подержанию в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, ПАО «Нептун» обязано выполнять установленные Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, условия (правила) эксплуатации указанного защитного сооружения гражданской обороны.

При этом выводы нижестоящих судебных инстанций согласуются с тем, что защитные сооружения гражданской обороны в силу раздела III Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» поступили в федеральную собственность; согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также и Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления этих законов в силу, признаются юридически действительными без их государственной регистрации; согласно пункту 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от                               23 апреля 1994 г. № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, при изъятии из состава имущества приватизируемого предприятия подлежали передаче в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что обществом не выполнены требования законодательства в области гражданской обороны, за что частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Юридическая квалификация и оценка действиям ПАО «Нептун» мировым судьей даны верные.

Обоснованно были поддержаны такие выводы мирового судьи судьей районного суда при рассмотрении жалобы законного представителя ПАО «Нептун» на вынесенное по делу постановление. Жалоба рассмотрена судьей районного суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае суды установили, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Содержащиеся в поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы генерального директора ПАО «Нептун» являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении и не ставят под сомнение наличие в деянии данного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие генерального директора ПАО «Нептун» с оценкой установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене обжалуемых судебных актов не является.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ПАО «Нептун» в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Промышленного района г. Ставрополя Ставропольского края от 26 сентября 2023 г., решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от                      08 ноября 2023 г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества «Нептун» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора публичного акционерного общества «Нептун» Шевцова В.И. - без удовлетворения.

Судья Пятого кассационного

суда общей юрисдикции                                                                     И.А. Нафиков

Справка:

мировой судья Королева С.М.,

судья районного суда Каплаухов А.А.

16-70/2024 - (16-3362/2023)

Категория:
Административные
Статус:
В инстанции не рассматривалось
Ответчики
ПАО "Нептун"
Другие
ШЕВЦОВ В.И.
Суд
Пятый кассационный суд общей юрисдикции
Статьи

20.7

Дело на странице суда
5kas.sudrf.ru
29.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее