Судья – Цыбина И.Н.
Дело № 33-11868/2020 (№2-808/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Крюгер М.В., Лапухиной Е.А.
при секретаре Басимовой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 16 декабря 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Добрянского городского округа на решение Добрянского районного суда Пермского края от 8 июля 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора г. Добрянки удовлетворить.
Возложить на Администрацию Добрянского городского округа обязанность: в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию по приспособлению объекта культурного наследия «Дом управляющего железоделательным заводом» (нежилое здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****) для современного использования (с учетом реставрации);
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по разработке научно-проектной документации по приспособлению объекта культурного наследия «Училище женское» (нежилое здание с кадастровым номером **, общей площадью 446,4 кв.м. расположенное по адресу: ****) для современного использования.
Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Добрянское имущественное казначейство», обязанность не позднее шести месяцев с момента выделения финансирования на мероприятия разработать научно-проектную документацию по приспособлению объекта культурного наследия «Училище женское» (нежилое здание с кадастровым номером **, общей площадью 446,4 кв.м. расположенное по адресу: ****) для современного использования (с учетом реставрации).
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Королевой М.В., представителя Администрации Добрянского городского округа Отиновой О.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Добрянки Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Добрянского городского округа, МКУ «Добрянское имущественное казначейство» о возложении обязанности разработать научно-проектную документацию по приспособлению объектов культурного наследия для современного использования.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой города в феврале 2020 года проверки исполнения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности муниципального образования Добрянский городской округ находятся следующие объекты культурного наследия: «Училище женское» (нежилое здание с кадастровым номером **, общей площадью 446,4 кв.м. расположенное по адресу: г. Добрянка, ул. ****); «Дом управляющего железоделательным заводом» (нежилое здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: г. Добрянка, ул. ****). Объект культурного наследия - «Училище женское» передано в оперативное управление МКУ «Добрянское имущественное казначейство». Согласно данным Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края вышеуказанные объекты культурного наследия находятся в аварийном состоянии. Приказом Министерства культуры Пермского края от 27.02.2017 № СЭД-27-01-11-8 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дом главного механика железоделательного завода». Согласно п. 13 вышеуказанного охранного обязательства состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в отношении которого утверждено охранное обязательство, определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия: Министерством культуры Пермского края на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном п. 2 ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ. Из акта технического состояния объекта культурного наследия от 06.04.2017 «Училище женское» с целью сохранения объекта культурного наследия и создания надлежащих условий для его использования собственнику объекта в срок до 31.12.2019 необходимо провести работы по сохранению объекта, а именно разработать научно-проектную документацию для приспособления здания для современного использования (с учетом реставрации). Аналогичная обязанность установлена и в отношении объекта культурного наследия «Дом управляющего железоделательным заводом». При этом в срок до 31.12.2019 обязанность по проведению работ по сохранению объектов, а именно разработке научно-проектной документации для приспособления зданий для современного использования (с учетом реставрации) администрацией Добрянского городского округа и МКУ «Добрянское имущественное казначейство» не исполнено. В целях устранения выявленных нарушений 05.02.2020 прокурором города в администрацию Добрянского городского округа внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. При этом, из письма администрации Добрянского городского округа от 05.03.2020 № 265-01-01-19-91 следует, что выполнить вышеуказанные обязательства не представляется возможным ввиду отсутствия средств в местном бюджете. Вышеуказанное бездействие администрацией Добрянского городского округа и МКУ «Добрянское имущественное казначейство» ведет к постепенному разрушению вышеуказанных объектов культурного наследия, что в дальнейшем может повлечь за собой полную утрату объектов, представляющих собой уникальную историческую и культурную ценность для РФ и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Неисполнение Администрацией Добрянского городского округа вышеуказанных требований действующего законодательства создает угрозу нарушения прав граждан на доступ к культурным ценностям. Исходя из вышеизложенного, ответчики несут обязанность по сохранению объектов культурного наследия в нормативном состоянии. С учетом того, что администрация Добрянского городского округа осуществляет права собственника имущества, она должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений и приведение объектов культурного наследия в соответствие с нормативными требованиями.
На основании изложенного, прокурор просил возложить на Администрацию Добрянского городского округа, обязанность:в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию по приспособлению объекта культурного наследия «Дом управляющего железоделательным заводом» для современного использования (с учетом реставрации); в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по разработке научно-проектной документации по приспособлению объекта культурного наследия «Училище женское» для современного использования; возложить на Муниципальное казенное учреждение «Добрянское имущественное казначейство», обязанность не позднее шести месяцев с момент выделения финансирования на мероприятия разработать научно-проектную документацию на приспособлении объекта культурного наследия «Училище женское» для современного использования (с учетом реставрации).
В ходе судебного заседания участвующий в деле помощник прокурора поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель Администрации Добрянского городского округа, МКУ «Добрянское имущественное казначейство» в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Добрянского городского округа просит решения суда в части установления срока исполнения суда изменить, установить срок для разработки научно-проектной документации по приспособлению объекта культурного наследия «Дом управляющего железоделательным заводом» для современного использования (с учетом реставрации) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, так как установленный срок 6 месяцев, по мнению заявителя жалобы, для исполнения решения суда является неразумным с учетом объема необходимых действий и процедур, что в дальнейшем может привести к привлечению к административной ответственности за неисполнение судебного решения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратур г. Добрянки просит об оставлении решения суда от 08.07.2020 без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Добрянского городского округа Отинова О.В. на доводах жалобы настаивала, прокурор Пермской краевой1 прокуратуры Королева М.В. полагала доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика МКУ «Добрянское имущественное казначейство», третьего лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили, доказательств уважительности таких причин не представили в связи с чем, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 73-ФЗ) данный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ст. 2 ФЗ № 73-ФЗ правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ст. 6 ФЗ № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно ст. 33 ФЗ № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со ст. 48 ФЗ № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются данным ФЗ, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Под сохранением объекта культурного наследия, согласно ст. 40 ФЗ № 73-ФЗ, понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии со ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Согласно ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 ФЗ № 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В силу ст. 47.6 ФЗ № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пп. 1 - 3 ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ.
Охранным обязательством устанавливаются следующие требования: к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с п. 4 ст. 47.3 ФЗ № 73-ФЗ.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности округа.
В соответствии со ст. 49 Закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым правила благоустройства не относятся, или договором.
Судом установлено, что по результатам проведенной прокуратурой города в феврале 2020 года проверки исполнения администрацией Добрянского городского округа законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации было установлено, что в муниципальной собственности муниципального образования Добрянский городской округ находятся следующие объекты культурного наследия: «Училище женское» (нежилое здание с кадастровым номером **, общей площадью 446,4 кв.м. расположенное по адресу: г. Добрянка, ул. ****); «Дом управляющего железоделательным заводом» (нежилое здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: г. Добрянка, ул. ****). Объект культурного наследия - «Училище женское» передано в оперативное управление МКУ «Добрянское имущественное казначейство».
Согласно данным Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края вышеуказанные объекты культурного наследия находятся в аварийном состоянии.
Приказом Министерства культуры Пермского края от 27.02.2017 № СЭД-27-01-11-8 (л.д.11) утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дом главного механика железоделательного завода» (л.д.12-16).
Согласно п. 13 вышеуказанного охранного обязательства состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в отношении которого утверждено охранное обязательство, определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия: Министерством культуры Пермского края на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном п. 2 ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ.
Из акта технического состояния объекта культурного наследия от 06.04.2017 «Училище женское» следует, что с целью сохранения объекта культурного наследия и создания надлежащих условий для его использования собственнику объекта в срок до 31.12.2019 необходимо провести работы по сохранению объекта, а именно: разработать научно-проектную документацию для приспособления здания для современного использования (с учетом реставрации) (л.д. 33-35).
Аналогичная обязанность установлена и в отношении объекта культурного наследия «Дом управляющего железоделательным заводом» (л.д. 19-22).
Обязанность по проведению работ по сохранению объектов, а именно: разработке научно-проектной документации для приспособления зданий для современного использования (с учетом реставрации) администрацией Добрянского городского округа и МКУ «Добрянское имущественное казначейство» в срок до 31.12.2019 не исполнено.
В целях устранения выявленных нарушений 05.02.2020 прокурором города в администрацию Добрянского городского округа внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено (л.д. 36-38).
Из письма администрации Добрянского городского округа от 05.03.2020 № 265-01-01-19-91 следует, что выполнить вышеуказанные обязательства не представляется возможным ввиду отсутствия средств в местном бюджете.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, исходил из того, что в муниципальной собственности муниципального образования Добрянский городской округ находятся объекты культурного наследия: «Училище женское» (нежилое здание с кадастровым номером **, общей площадью 446,4 кв.м. расположенное по адресу: г. Добрянка, ул. ****); «Дом управляющего железоделательным заводом» (нежилое здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: г. Добрянка, ул. ****); объект культурного наследия - «Училище женское» передано в оперативное управление МКУ «Добрянское имущественное казначейство», в связи с чем, ответчики несут обязанность по сохранению объектов культурного наследия в нормативном состоянии.
Установив, что вышеуказанные объекты культурного наследия находятся в аварийном состоянии, однако представляют собой уникальную историческую и культурную ценность для Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, Администрация Добрянского городского округа, МКУ «Добрянское имущественное казначейство» не исполняют принятые на себя в соответствии с заключенными охранными обязательствами обязанности по их сохранению и выполнению определенных в них мероприятий, суд в соответствии со статьями 33, 47.3 Закона N 73-ФЗ правомерно удовлетворил иск Прокурора г.Добрянки Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Суд первой инстанции обоснованно также отметил, что бездействие администрации Добрянского городского округа и МКУ «Добрянское имущественное казначейство» ведет к постепенному разрушению вышеуказанных объектов культурного наследия, что в дальнейшем может повлечь за собой полную утрату объектов.
С учетом того, что администрация Добрянского городского округа осуществляет права собственника имущества, суд пришел к правомерному выводу о том, что администрация Добрянского городского округа должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений и приведение объектов культурного наследия в соответствие с нормативными требованиями. Неисполнение администрацией Добрянского городского округа вышеуказанных требований действующего законодательства создает угрозу нарушения прав граждан на доступ к культурным ценностям.
Руководствуясь статьей 206 ГПК РФ, суд при назначении срока для устранения нарушений учитывал возможности ответчиков по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также принял во внимание, что доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения возложенной судом обязанности в установленный судом срок, ответчиками не представлено, а предложенный ответчиками срок для устранения нарушений до 1 года со дня вступления решения суда в законную силу является неразумно длительным.
Выводы суда являются правильными, соответствующими нормам материального права и установленным обстоятельствам. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Ссылка в жалобе на невозможность устранить указанные недостатки в установленный срок по объективным причинам не является основанием к отмене или изменению решения суда.
При этом, судебная коллегия считает возможным отметить, что обязанность по проведению работ по сохранению объектов была установлена в срок до 31.12.2019г. Из пояснения представителя ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что и до настоящего времени, то есть по истечению фактически вновь годичного срока, действий по исполнению указанной обязанности, не предпринималось. В связи с чем доводы жалобы ответчика о необходимости увеличения сроков исполнения возложенных судебным решением обязанностей не могут быть приняты в качестве состоятельных.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, ответчики не лишены права обратиться в суд с заявлением о предоставлении рассрочки или отсрочки исполнения решения суда либо о разъяснении порядка исполнения решения суда.
При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Добрянского районного суда Пермского края от 8 июля 2020 года по доводам апелляционной жалобы Администрации Добрянского городского округа оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: