Судья - Гачегова Е.И.
Дело№ 33-4653
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Киселевой Н.В.
и судей Петуховой Е.В., Кузнецовой Г.Ю.
при секретаре Анохиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 16 июня 2014 г. дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 21 октября 2013 года, которым постановлено:
возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить Голосовой А.А. в собственность земельный участок общей площадью 1105 кв. метров, расположенный по адресу: ****.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голосова А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о возложении на ответчика обязанности предоставить ей в собственность земельный участок общей площадью 1105 кв. метров, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. ****.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является инвалидом 2 группы. Обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. ****.
В соответствии с предоставленным ей письменным ответом Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 11.12.2012 г. за № И-21-01-09-22212 в предоставлении земельного участка было отказано со ссылкой на ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», согласно которой инвалидам и семьям, имеющим в составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
При этом данное право предоставляется лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и предусмотрено законодательством с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов.
Истец полагала, что данный отказ ответчика является незаконным и противоречит действующему законодательству, так как ее право на предоставление льгот, в частности первоочередного предоставления земельных участков, прямо закреплено федеральным законодательством, а именно положениями ст. 2,17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».
В силу ч.1 ст. 51 ЖК РФ определен круг граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Она (Голосова А.А.) проживает в индивидуальном жилом доме общей площадью 66,7 кв. метров, в том числе 43,5 кв. метров жилой, по адресу: ****.
При этом на праве собственности ей какое-либо иное имущество не принадлежит.
Как следует из смысла ст.ст. 2, 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» законодателем с целью защиты жилищных прав инвалидов, предусмотрено их право на первоочередное получение земельных участков для ИЖС.
Данное право предоставляется лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Голосова А.А. и члены ее семьи нуждаются в улучшении жилищных условий, в связи с чем, истец просила признать за ней право собственности на спорный земельный участок (л.д. 3-5).
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена судом надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали в соответствии с доводами, изложенными в иске.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен судом надлежащим образом, об отложении слушания дела, о его проведении в отсутствии своего представителя суд не просил, о причинах неявки своего представителя суд не известил. В соответствии с представленными суду письменными возражениями ответчик считал, что исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми.
Заявитель приводит довод о том, что в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов» и Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», суд не дал оценки соответствию жилого помещения, занимаемого истцом, санитарным и техническим нормам и правилам. При таких обстоятельствах нельзя сделать вывод о доказанности факта нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.
Согласно представленных истцом документам, в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом истцом земельном участке, его идентификация до кадастрового номера невозможна.
Таким образом, указанный земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет. В связи с чем, решение суда в данной части является незаконным, т.к. не определен предмет договора, спорный земельный участок не сформирован в установленном законом порядке, поэтому он не может являться объектом гражданских прав.
Заявитель далее приводит довод о неисполнимости решения суда, которым на ДЗО администрации г. Перми возложена обязанность по предоставлению истице земельного участка по конкретному адресу: г. Пермь, ул. ****, поскольку границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями закона и его предоставление не возможно в силу ст. ст. 6, 11.1, 30.1 Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Возлагая на ответчика обязанность по предоставлению истице земельного участка, суд не выяснил стоимость данного земельного участка, вопрос о самой возможности приобретения по рыночной стоимости земельного участка лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Указывает на то, что Федеральным законом «О социальной защите инвалидов» не предусмотрено право на получение земельного участка в собственность. ЗК РФ предусмотрено только 2 случая предоставления земельных участков в собственность: ст. 28 ЗК РФ -для многодетных семей; ст. 26 - под принадлежащие на праве собственности объекты недвижимости. Таким образом, заявителю не ясно, каким нормативно-правовым актом руководствовался суд при вынесении решения.
В суд апелляционной инстанции поступили возражения Голосовой А.А. на поданную ДЗО администрации г. Перми апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились. От Департамента земельных отношений администрации г. Перми посупило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Судом при разрешении спора установлено, что Голосова А.А., /дата рождения/, является инвалидом 2 группы по общему заболеванию (л.д.13-14).
19.11.2013 г. Голосова А.А. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка. В ходе телефонного разговора была уточнена цель его предоставления - под существующий жилой дом.
В соответствии с письменным ответом Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 11.12.2012 г. за №И-21-01-09-22212 в предоставлении земельного участка истцу было отказано со ссылкой на ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, является самовольной постройкой, а предоставление земельных участков под самовольные постройки не предусмотрено (л.д. 7-8).
В соответствии с кадастровым паспортом земельный участок по адресу: г. Пермь, ул. ****, общей площадью 1105 кв. метров имеет разрешенное использование под ИЖС. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 9).
Истец живет и имеет постоянную регистрацию в жилом доме по адресу: г. Пермь, ул. ****, с 27.02.1967 г.
В соответствии с данными домовой книги в указанном жилом доме также постоянно проживают и имеют регистрацию по месту жительства Голосов Ю.А., Голосов А.В. (л.д. 74-102).
В соответствии со сведениями технического паспорта данный жилой дом 1951 года постройки является самовольной постройкой.
Согласно заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми истребуемый земельный участок расположен на территории, для которой предусмотрена зона малоэтажной застройки, функциональное использование - блокированные жилые дома и индивидуальные жилые дома городского и сельского типа не выше трех этажей (л.д. 53-53).
В соответствии с ответом Департамента земельных отношений администрации г. Перми земельный участок по указанному выше адресу относится к землям населенных пунктов (л.д. 55).
Земельный участок на праве собственности за кем-либо не зарегистрирован (л. д. 54).
Согласно сведений, представленных Управлением Росреестра по Пермскому краю, истец в собственности какие-либо жилые помещения не имеет (л.д. 12).
Право собственности истца на 1/4 долю в праве собственности на жилой дом по адресу: г. Пермь, ул. ****, прекращено 01.08.2008 г. (л.д. 12).
Таким образом, 5-летний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, на момент обращения истца к ответчику с заявлением уже истек.
Установив указанные обстоятельства, суд удовлетворил заявленные истицей требования, учитывая при этом, что по смыслу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ истец является нуждающейся в жилом помещении, т.к. на праве собственности либо на ином праве какие-либо жилые помещения не имеет. Жилой дом, в котором проживает истец, является самовольной постройкой, следовательно, для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий не может учитываться. В связи с чем, Департаментом земельных отношений администрации г.Перми неправомерно отказано в удовлетворении заявления по данному основанию.
Помимо этого, по выводу суда, истица вправе претендовать на спорный земельный участок, поскольку порядок предоставления земельных участков инвалидам не разработан, право инвалида на обращение с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка в собственность не противоречит требованиям законодательства. Ответчик не предлагал истцу какие-либо иные земельные участки. Суду сведения о том, что имеются такие земельные участки, ответчик также не предоставил. Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ч. 14).
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Таким образом, к числу гарантий социальной защиты инвалидов относится и вышеприведенное положение части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Не оспаривая право истицы на предоставление указанной социальной гарантии, судебная коллегия считает, что наличие у инвалида такого права не означает, что орган местного самоуправления обязан предоставить по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок.
Предоставляя истице земельный участок по конкретному адресу: г. Пермь, ул. ****, суд не учел указанное обстоятельство.
Кроме того, разрешая спор по существу и удовлетворяя требования, суд первой инстанции не придал значения тому обстоятельству, что испрашиваемый истицей земельный участок, как объект недвижимости, не сформирован, не выделен в натуре, то есть не определен в качестве объекта недвижимости.
Согласно пункту 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность и в аренду.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве"
Из анализа положений ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что существование земельного участка, как объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), возникает именно с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, учитывая, что законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрена возможность выбора инвалидом конкретного земельного участка в рамках осуществления своего права, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также отсутствие сформированного земельного участка, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истицы.
Руководствуясь положениями ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия, отменяя решение, принимает новое решение об отказе Голосовой А.А. в иске.
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 21 октября 2013 года отменить.
Голосовой А.А. отказать в удовлетворении требований о возложении на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности по предоставлению Голосовой А.А. в собственность земельного участка общей площадью 1105 кв. метров, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. ****.
Председательствующий:
Судьи: