70RS0004-01-2024-003238-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2024 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Лобановой Н.Ю.,
при секретаре Суворовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску администрации Советского района города Томска к ФИО2 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
администрация Советского района г.Томска обратилась в суд с иском к ФИО2 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для организации непосредственного осмотра жилого помещения и составления акта с произведением фотофиксации.
В обоснование требований, сославшись на положения ст.ст. 3, 14, 17,26,29 ЖК РФ истец указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ответчику. В администрации Советского района Города Томска ведется работа по проверке жилых помещений этого дома на предмет самовольной перепланировки и переустройства. Собственник квартиры в администрацию района с заявлением о согласовании перепланировки (переустройства) не обращался. Специалистам администрации Советского района г.Томска не представилось возможным провести обследование квартиры в связи с тем, что собственником не обеспечен доступ в жилое помещение.
Представитель истца на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом, о чем в деле имеются данные. Просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился.
По адресу регистрации ответчика, судом направлены письма с извещением о времени и месте рассмотрения дела, которые вернулись в суд в связи с истечением срока хранения.
Согласно ч.1. ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В соответствии с пунктами 63, 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Судом ответчику направлялись судебные извещения, однако адресат уклонился от получения корреспонденции.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Учитывая, что судом предпринимались возможные меры по извещению ответчика о месте, дате и времени судебного заседания, поведение, выражающиеся в уклонении от получения извещений суда, свидетельствует о злоупотреблении своими правами, с учетом изложенных обстоятельств, суд признает извещение ответчика надлежащим.
С учетом изложенных обстоятельств, суд признает извещение ответчика, истца надлежащим и на основании ст.167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В соответствии с ч.2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ст. 3 ЖК РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
Статья 17 ЖК РФ устанавливает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 25 ЖК РФ раскрывает понятия переустройство и перепланировка жилого помещения.
Так, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. А перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч.1 ст. 26 ЖК РФ).
В силу положений ст. 29 ЖК РФ самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Статья 36 ЖК РФ регламентирует вопрос о праве собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, а также какое имущество является общим имуществом. При этом собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и др.
Согласно п.7,9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с п. 3.1.3 Положения об администрации Советского района Города Томска, утвержденного решением Думы города Томска от 15.09.2005 № 1000, районная администрация осуществляет согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно п. 2.3 Порядка приведения самовольно переустроенных и (или) перепланированных жилых помещений в прежнее состояние на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного постановлением Мэра города Томска от 19.11.2008 № 894 «О мерах по организации приведения самовольно переустроенных (или) перепланированных жилых помещений в прежнее состояние», в случае поступления обращений (заявлений, жалоб) государственных и муниципальных органов и организаций, физических и юридических лиц в объеме, недостаточном для достоверного установления факта наличия самовольной перепланировки и (или) переустройства, Уполномоченный территориальный орган предпринимает меры по проверке сведений, изложенных в обращениях, и получению документов, необходимых для достоверного установления указанного факта, в том числе путем: направления запросов в жилищные организации; непосредственного осмотра специалистами Уполномоченного территориального органа жилых помещений и составления акта об установлении наличия самовольной перепланировки и (или) переустройства; в случае отказа собственника (нанимателя) в допуске специалистов Уполномоченного территориального органа в занимаемое жилое помещение - путем обращения в суд с требованием об обязании предоставить жилое помещение для осмотра.
В соответствии с п. 1.3. указанного Порядка, Уполномоченный территориальный орган - администрация района города Томска, на территории которого расположено жилое помещение, подлежащее приведению в прежнее состояние.
Судом установлено, что ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Советского района от генерального директора АО «МКС-Томск» поступило заявление с просьбой, провести проверку произведенного переустройства и перепланировки <адрес> <адрес>.
Указанное жилое помещение территориально находится на территории Советского района г.Томска.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-ЖКО ответчику предложено обеспечить доступ сотрудников администрации Советского района г.Томска ДД.ММ.ГГГГ в 12-30 час. в жилое помещение для проверки наличия/отсутствия самовольной перепланировки/переустройства. Однако данное письмо было возвращено в администрацию по истечению срока хранения.
Из представленного в материалы дела акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что не удалось проверить жилое помещение по адресу<адрес>, <адрес>, так как доступ в жилое помещение не предоставлен.
Поскольку полномочиями по согласованию перепланировок и переустройству жилых помещений на территории Советского района г.Томска наделена администрация Советского района Города Томска, оценить состояние жилого помещение возможно только посредством осмотра квартиры в полном объеме, а указанное поведение ответчика препятствует надлежащему выполнению истцом своих обязанностей по жилищному надзору за соблюдением требований к жилым помещениям и их использованию, требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, кроме того, действия ответчика ставят под угрозу надежность и безопасность многоквартирного дома, а также безопасность жизни и здоровья жильцов дома, действия ответчика нарушают права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома, суд приходит к выводу о необходимости обязать собственника жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ФИО2 предоставить доступ в спорное жилое помещение для его осмотра и составления акта осмотра с произведением фотофиксации.
В соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в местный бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Советского района Города Томска удовлетворить.
Обязать ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения <адрес>, паспорт №) предоставить представителям администрации Советского района г. Томска доступ в жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> для осмотра и составления акта осмотра с проведением фотофиксации.
Взыскать с ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения <адрес>, паспорт №) в бюджет муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 14.08.2024