Решение по делу № 33-986/2021 от 17.02.2021

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0010-01-2020-000849-90

Дело №33-986/2021

Судья Фалилеева М.Н.                                                                                                                                        поступило <...> года

                              АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 апреля 2021 года                                                           город Улан-Удэ

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Кушнаревой И.К., Чупошева Е.Н., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах Жамсаранова Д.Ц. к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Иволгинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия о взыскании денежных средств и понуждении обеспечить лекарственными препаратами по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности Осокиной И.А. на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 7 августа 2020 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Обязать государственное автономное учреждение здравоохранения «Иволгинская центральная районная больница» обеспечить Жамсаранова Д.Ц., <...> г.р. лекарственными препаратами: <...>, ежемесячно до момента отмены их врачом;

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Бурятия в пользу Жамсаранова Д.Ц. затраченные на приобретение лекарственных препаратов денежные средства в сумме 29 664 (двадцать девять тысяч шестьсот шестьдесят четыре) рубля.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., прокурора Раднаеву В.В., истца Жамсаранова Д.Ц., представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности Осокину И.А., ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском в интересах Жамсаранова Д.Ц., с учетом уточненных исковых требований прокурор Иволгинского района Республики Бурятия просил обязать ГАУЗ «Иволгинская центральная районная больница» обеспечить Жамсаранова Д.Ц. лекарственными препаратами ежемесячно до отмены их врачом, а также взыскать с Министерства здравоохранения Республики Бурятия затраченные Жамсарановым Д.Ц. на приобретение лекарственных препаратов денежные средства в размере 29 644 рублей.

Исковые требования мотивированы следующим. Прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение прав Жамсаранова Д.Ц. на льготное лекарственное обеспечение медицинскими препаратами.

В судебном заседании помощник прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Номогоева М.А. просила удовлетворить исковые требования с учетом уточнений.

Истец Жамсаранов Д.Ц., извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования просил удовлетворить.

Ответчик Министерство здравоохранения Республики Бурятия, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направил, предоставив письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика ГАУЗ «Иволгинская центральная районная больница» по доверенности Джукаев А.В. исковые требования признал, пояснив, что действительно изначально истец не был обеспечен лекарственным препаратом. От предложенной замены препаратов истец отказался. В настоящее время до конца августа истец Жамсаранов Д.Ц. лекарственными препаратами обеспечен.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятии по доверенности Осокина И.А. просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новое решение либо изменить решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанности обеспечить финансирование ГАУЗ «Иволгинская ЦРБ» в целях возмещения Жамсаранову Д.Ц. суммы, затраченной на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов. Считает, что суд первой инстанции неверно пришел к выводу о том, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия не выполнило возложенных обязанностей по организации обеспечения истца бесплатными лекарственными препаратами. Министерство здравоохранения Республики Бурятия организует обеспечение лекарственными препаратами в целом по Республике Бурятия на базе подведомственных организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. В данном случае ГАУЗ «Иволгинская центральная районная больница» должно было через свой аптечный пункт обеспечить истца необходимыми лекарственными препаратами, а в случае их отсутствия совершить действия, предусмотренные нормативными правовыми актами. Работа по обеспечению истца лекарственными препаратами поликлиникой не проведена по неизвестным причинам. Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 26.11.2018 №708-ОД «Об организации обеспечения отдельных категорий граждан на территории Республики Бурятия лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания» утверждено положение, согласно пункту 2.6 которого контроль обеспеченности граждан возложен на медицинскую организацию. 16 января 2020 года поликлиникой подана заявка на обеспечение истца лекарственными препаратами, которая была возвращена на доработку и подана в окончательной форме в мае 2020 года, меры по обеспечению истца лекарственными препаратами поликлиникой своевременно не приняты, что привело к закупу лекарств самим пациентом. Соответственно, ущерб причинен не Министерством здравоохранения Республики Бурятия, а ГАУЗ «Иволгинская центральная районная больница», не предпринявшим исчерпывающих мер по лекарственному обеспечению истца.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Номогоева М.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности Осокина И.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Прокурор Раднаева В.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, поддержав возражения на апелляционную жалобу.

Истец Жамсаранов Д.Ц. возражал против доводов апелляционной жалобы.

Ответчик ГАУЗ «Иволгинская центральная районная больница», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя в заседание суда апелляционной инстанции не направил, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, полагая, что оснований для отмены судебного решения не имеется.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения сторон посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Болезнь Паркинсона включена в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Пунктами 10,14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно со скидкой.

Из данных нормативных правовых актов следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Жамсаранов Д.Ц., <...> года рождения, состоит на <...> учете в ГАУЗ «Иволгинская центральная районная больница» с заболеванием <...>.

Согласно справке серии МСЭ № <...> является инвалидом <...> группы, инвалидность установлена повторно <...> года, бессрочно.

В соответствии с выписными эпикризами из истории болезни, амбулаторной картой Жамсаранова Д.Ц., по протоколу заседания врачебной комиссии от <...>. № <...>, рекомендованы лекарственные препараты: <...>.

Разрешая спор и установив, что в отсутствие должного обеспечения лекарственными препаратами истцом самостоятельно приобретены лекарственные препараты за счет собственных средств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Жамсаранов Д.Ц., страдающий заболеванием <...>, имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального и республиканского бюджета.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия, сводящиеся к тому, что ущерб причинен не Министерством здравоохранения Республики Бурятия, а ГАУЗ «Иволгинская центральная районная больница», не предпринявшим исчерпывающих мер по лекарственному обеспечению истца, являются несостоятельными.

Так, постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 года №319 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия (далее – Положение).

В соответствии с Положением Министерство здравоохранения Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим – в случаях, установленных законами Республики Бурятия, указами Президента Республики Бурятия, Главы Республики Бурятия и постановлениями Правительства Республики Бурятия, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 6.14 Положения Министерство здравоохранения Республики Бурятия организует обеспечение населения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый в соответствии с федеральным законодательством. При этом, как уже было отмечено выше, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность именно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры и своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно.

В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ Министерством здравоохранения Республики Бурятия не представлены доказательства надлежащей организации бесплатного отпуска истцу Жамсаранову Д.Ц. лекарственных препаратов по протоколу заседания врачебной комиссии от <...> года №<...> как в период с момента утверждения протокола заседания врачебной комиссии от <...> года №<...>, так и на момент поступления заявки ГАУЗ «Иволгинская центральная районная больница» №<...> от <...> года.

Так, в материалах дела, имеется заявка на обеспечение гражданина Жамсаранова Д-Ц.Ц. лекарственными препаратами за исходящим №<...> от <...> года, направленная ГАУЗ «Иволгинская центральная районная больница» в адрес Министерства здравоохранения Республики Бурятия.

При этом вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств о том, что указанная заявка ГАУЗ «Иволгинская центральная районная больница» была возвращена Министерством здравоохранения Республики Бурятия на доработку и повторно подана ГАУЗ «Иволгинская центральная районная больница» в Министерство здравоохранения Республики Бурятия в окончательной форме в мае 2020 года, материалы дела не содержат. Не представлено таких доказательств и суду апелляционной инстанции.

Представленная в суд апелляционной инстанции заявка на обеспечение Жамсаранова Д.Ц. лекарственным препаратами, имеет входящий штамп с датой - <...> года. Как следует из пояснений представителя Министерства здравоохранения РБ, данная заявка ими была исполнена.

Между тем, данная заявка имеет исходящую дату - <...> г., при этом содержание данной заявки идентично содержанию заявки от <...> г. (л.д. <...>), которая, как следует из материалов дела, была в январе 2020 года направлена Иволгинской ЦРБ в Минздрав РБ, однако своевременно исполнена не была.

Каких-либо сведений о том, что данная заявка была возвращена в Иволгинскую ЦРБ в связи с ее неправильным оформлением, в материалах дела не имеется. А поскольку повторная заявка, имеющая такое же содержание, была исполнена Министерством здравоохранения РБ, следует признать, что оснований для отказа в исполнении первоначальной заявки от <...> года не имелось.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия не выполнило возложенных обязанностей по организации истца бесплатными лекарственными препаратами, а необходимость приобретения лекарств за свой счет истцом была вызвана действиями Иволгинской ЦРБ, не совершившей своевременно действий по обеспечению истца лекарственными препаратами, подлежат отклонению.

Таким образом суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия является надлежащим ответчиком по делу, которое обязано обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в сфере здравоохранения за счет средств бюджета соответствующими лекарственными препаратами, а в случае не обеспечения таковыми возместить затраты на их приобретение, как распорядитель субвенций на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда в остальной части может быть отменено или изменено, в апелляционной жалобе не содержится.

Решение суда является верным, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормы материального и процессуального права применены верно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 7 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-986/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Иволгинского района РБ
Жамсаранов Дабацырен Цыдендоржиевич
Ответчики
Государственное автономное учреждение здравоохранения Иволгинская ЦРБ
Министерство здравоохранения Республики Бурятия
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
17.02.2021Передача дела судье
17.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
20.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2021Передано в экспедицию
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее